Вопрос о границах церкви в богословии священномученика Илариона (Троицкого)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Вопрос о границах церкви в богословии священномученика Илариона (Троицкого)

Протоиерей Константин Макаренко

магистрант 2 курса кафедры государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии, г. Ростов-на-Дону


Как известно, уже в конце XIX — начале XX в. в русском богословии возрастает интерес к вопросам экклесиологии. Это внимание к учению о Церкви обусловливается главным образом тем, что в данную эпоху все чаще раздаются голоса, вопрошающие о границах т.н. «церковности». Многие протестантские авторы либерального направления открыто выступают против церковной догмы, четко очерчивающей границы аутентичного христианства. Данная борьба с традиционной экклесио-логической позицией была мотивирована тем, что некоторые западные христианские конфессии, уже на тот момент активно вовлеченные в за­рождающееся экуменическое движение, стремились собрать под общим знаменем «христианской веры» представителей самых различных дено­минаций и течений. Этой цели т.н. «глобального христианства» мешало вероучительное своеобразие каждой отдельной конфессии. Именно это своеобразие вероучительного характера и пыталось нивелировать эку­меническое движение за объединение всех христиан.

В этом контексте обозначенной выше проблематики и следует рассматривать богословскую позицию священномученика Илариона. При взгляде со стороны она может показаться необоснованно жесткой и даже жестокой. Но его экклесиология, которая, несомненно, имеет полемический характер, сформировалась не на пустом месте, а яви­лась попыткой некоего противостояния той либерализации церковной жизни, которая уже к концу XIX в. стала приобретать четкие и одно­значные очертания в западном мире. Известным фактом является то, что размышления о Церкви Христовой, как едином богочеловеческом организме, занимали владыку Илариона на протяжении всей его твор­ческой жизни.

В своих сочинениях владыка Иларион, давая характеристику Церк­ви Христовой, пользуется терминологией, созвучной с теми образами, которые предлагает в своих посланиях святой Апостол Павел. По мыс­ли архиепископа Илариона, Церковь является именно живым бого­человеческим организмом. Главой Церкви и ее средоточием может быть только Господь Иисус Христос. Дух Божий вдыхает жизнь в Тело Церкви, оживотворяя и преображая ее: «Дух Божий, проникающий Собою все Тело Церкви, подающий всем членам этого тела различные дарования, и делает возможным новую жизнь для человечества» — пи­шет владыка Иларион [5, с. 78]. Та подлинная жизнь в Духе возможна лишь в том случае, если человек пребывает в Церкви.

Пользуясь образом живого организма, владыка Иларион продолжает свою мысль, говоря о том, что любые отсечения от живого тела церковной общности, неминуемо приводят к умиранию той части, которая была отсечена. Часть не может обладать полнотой благодати, она теряет ее, т.к. благодать пребывает в живом церковном организме, а не в отсеченных частях. Другими словами, за оградой Православной Церкви нет и не может быть, по мысли архиепископа Илариона, ни­какой подлинной духовной жизни.

В своем знаменитом труде, который называется «Христианства нет без Церкви», владыка Иларион особо подчеркивает одну очень важную мысль: «Потому люди и начинают рассуждать слишком самоуверенно о делах веры, что допускают возможность существования какого-то христианства, не только независимого от Церкви, но даже и враждеб­ного Церкви. Наше время, — время всяких подделок и фальсифика­ций, Церковь подменена христианством [имеется в виду абстрактное христианство]... Стираются в сознании многих границы между Право­славием и ересью, между истиной и заблуждением. Выплыло в совре­менном религиозном сознании какое-то неведомое Церкви всехри­стианство. Православие и католичество поставлены на одну ступень. Появилось несколько Церквей — православная, католическая, даже протестантская, англиканская и т. д., хотя, казалось бы, должно быть ясно, что у одной Главы может быть лишь одно Тело» [6].

Анализируя экклесиологию архиепископа Илариона, отечественный исследователь Андрей Горбачев отмечает, что в трудах владыки Церковь «едина и единственна, и другой такой или подобной ей нет. Один Хри­стос создал одну Церковь, оживотворяемую одним Духом» [3]. Отсюда неминуемо следует, что те, кто не приобщился к этой единой Церкви, находятся «вне богообщения, вне благодати, вне спасения» [3].

Такая богословская позиция, с одной стороны, вполне логична: Один Христос — одна Церковь (Тело Христово). Но, как известно, проблемным моментом данной богословской позиции является во­прос практического характера, который можно сформулировать сле­дующим образом: как согласовывается идея Церкви, т.е. живого орга­низма, вне которого не может быть жизни, с канонической практикой приема в церковное лоно инославных?

Общеизвестным фактом является то, что, согласно каноническим правилам, люди, приходящие к Православию из раскольнических ор­ганизаций или еретических групп, присоединяются совсем не единым чином. В зависимости от того, что представляет собой религиозная организация, присоединение к Православию может происходить через покаяние, таинство Миропомазания, или же через Крещение. Но, тут возникает вполне оправданный вопрос: если благодать присутствует в Едином Теле Христовом, т.е. в Православной Церкви, и вне Право­славия нет Божественных даров, то почему мы не принимаем всех инославных исключительно через крещение?

Подвергая тщательному анализу церковные установления, руко­водствуясь которыми Православная Церковь принимает тех, кто ре­шил оставить еретическую организацию или раскольническое сообще­ство, владыка Иларион делает достаточно интересный вывод, говоря, что все эти установления о разных чинах приема, по сути, не имеют опоры в церковных догматах. Поэтому данные установления не дают еще основания рассуждать о наличии благодати в сообществах, кото­рые по тем или иным причинам отдалились от Православия.

Аргументируя свои выводы, он приводит следующие тезисы:

Во-первых: Если мы обратимся к церковным постановлениям, то увидим, что в них нет определения, согласно которому прослежи­валась бы связь между степенью поврежденности учения какой-ли­бо общины, отделившейся от Православия и степенью наличия или отсутствия благодати в совершаемых данной общиной таинств. Сам чин приема в Православие не соответствует искаженности вероуче­ния еретических или раскольнических групп, поэтому «из церковной практики нельзя вывести никакой общей руководящей мысли» дог­матически обоснованной [4, с. 499].

Во-вторых: В канонических постановлениях существует возмож­ность применения различной практики приема в Православие рас­кольников или еретиков из одних и тех же групп. В этих же канонах обосновывается и причина, по которой могут быть применены раз­ные подходы принятия одних и тех же еретиков. В качестве примера владыка Иларион приводит правила Карфагенского Собора, говоря, что эти действия служат: «в пользу желающих сим образом прейти к кафолической Церкви»; «ради пользы братии» [там же, с. 502].

Этот аргумент, который можно обозначить как «икономический подход», действительно имеет под собой определенные основания, т.к. невозможно уложить все сложные и многообразные жизненные ситуации в один шаблон.

Архиепископ Иларион, аргументируя свою позицию, ссылается на святителя Василия Великого, который тоже говорит о различных подходах к одним и тем же еретикам, объясняя это тем, что много­образие подходов существует «ради пользы многих», «по некоторому благоусмотрению» [1]. Святитель Василий Великий использует термин «икономия». Впоследствии, как мы знаем, этот термин стал достаточно популярным в христианском богословии, выражая возможность опре­деленной вариативности (т.е. индивидуальный подход) в церковной практике. Поэтому священномученик Иларион данную концепцию и называет, как уже было сказано, «икономической теорией».

Подтверждая свою мысль о том, что к одним и тем же группам Православная Церковь, на протяжении истории своего существова­ния применяла, порой, совершенно различные подходы и способы воцерковления, владыка Иларион (Троицкий) приводит исторические примеры, согласно которым практика принятия инославных в Гре­ческой и Русской Поместных Церквях в период с XI по XVII в. была различной. Следует особо подчеркнуть, что она зачастую разнилась до крайней противоположности. К примеру, когда русские крестили католиков, то греки принимали их в основном через таинство Миро­помазания. Когда же в России укоренилась практика принимать лати­нян через помазание миром (а иногда даже через покаяние), то греки начали их крестить. Этот пример ярко показывает неоднозначность подходов в церковной практике чиноприема из раскольнических ор­ганизаций и еретических объединений.

Чтобы еще более упрочить свои взгляды цитатами из святооте­ческой литературы, архиепископ Иларион приводит знаменитые свидетельства древних Отцов, таких как святитель Иоанн Златоуст и священномученик Киприан Карфагенский. В их трактатах явно про­слеживается мысль об отсутствии благодати у всех тех, кто позволил себе отступить от истины. Также святитель Афанасий Александрий­ский, цитируемый владыкой Иларионом, настаивает на «опустошен­ности» таинства Крещения у еретиков. Это крещение не приносит духовного плода даже при правильном выполнении крещальной фор­мулы.

Таким образом, мы видим, что владыка Иларион, опираясь на свя­тоотеческое наследие, пытается показать неоднозначность ответов на поставленный вопрос о способах приема инославных в лоно Пра­вославной Церкви. Эти способы могут варьироваться в зависимости от времени, различных обстоятельств и иных факторов, что и случа­лось в церковной истории неоднократно.

Подводя итоги необходимо отметить, что вышеприведенная пози­ция архиепископа Илариона (Троицкого) касательно всех тех, кто от­кололся от Православия, выглядит достаточно консервативной. По его мнению, все те, кто отпал от единого живого церковного организма,

т.е. раскольники, еретики, самочинные сборища и т.п., не имеют ни духовной благодатной жизни, ни благодатных таинств.

Но, так или иначе, актуальным остается вопрос о том, каким об­разом отступники от Православия могут быть приняты в Церковь без совершения таинств Миропомазания и Крещения, если таинства тех религиозных групп, в которых они находились ранее — безблаго­датны? Не является ли это, по сути, конфликтной ситуацией между догматическим учением о Церкви как о едином Теле Христовом и той канонической практикой приема, которая уже веками осуществляется в Православии?

Владыка Иларион (Троицкий) дает такой ответ: «Только ради пользы церковной, ради облегчения присоединения к Церкви можно не по­вторять над обращающимися обряда крещения, если он правильно со­вершен вне Церкви. Не потому, что этот обряд был уже благодатным Таинством, а в надежде, что благодатный дар получен будет в самом еди­нении с телом Церкви» [4, с. 521]. По мнению священномученика Ила­риона такое обоснование приема инославных в Церковь соответствует ее догматическому учению, т.е. православной экклесиологии и вместе с тем вполне согласуется с устоявшейся канонической практикой.

Ценность богословия священномученика Илариона заключает­ся, конечно, не только в том, что он создал несколько оригинальных концепций или внес в православную мысль какие-то новые катего­рии. В первую очередь его заслугой является то, что на пороге XX в. он попытался со всей отчетливостью сформулировать святоотеческое учение о Церкви. Несмотря на то, что богословие Илариона строит­ся на Святых Отцах, самостоятельность его мысли вполне очевидна. Консервативная позиция которой он придерживался, вызвала зна­чительную реакцию в русском богословии. Труды патриарха Сергия, отца Николая Афанасьева, протоиерея Георгия Флоровского и многих других писались с оглядкой на богословие архиепископа Верейского.


Список источников и литературы:

1. Василий Великий, святитель. Второе Каноническое Послание к Ам- филохию Иконийскому. [Интернет ресурс]. URL: http://mstud.org/ library/canons/basil02.htm (дата обращения: 07.10.2021).

2.  Горбачев А. Богословское обоснование «икономической теории». [Ин­тернет ресурс]. URL: https://narod.pravoslavie.ru/112436.html (дата об­ращения: 08.10.2021).

3.  Горбачев А. Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церк­ви е ее границах. [Интернет ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/33271. html (дата обращения: 08.10.2021).

4.  Иларион (Троицкий), архим. Единство Церкви и Всемирная конфе­ренция христианства // Священномученик Иларион (Троицкий).