"Разные пути к одному результату. Опыт работы воскресных школ отдельных храмов Ростовской-на-Дону епархии"

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
"Разные пути к одному результату. Опыт работы воскресных школ отдельных храмов Ростовской-на-Дону епархии"

Организация работы воскресной школы — это процесс, требующий значительных усилий и ответственности. Не секрет, что школа может ассоциироваться у ребёнка с зубрёжкой, домашними заданиями и прочими аспектами, сопровождающими его на протяжении учебной недели в общеобразовательной школе.

К сожалению, некоторые приходские школы идут по-простому, но неэффективному пути - они используют методы изучения материала и выполнения домашних заданий, что в сознании детей является продолжением школьного процесса.

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не вызывал у детей отторжения или внутреннего сопротивления? Об этом мы поговорили с нашими спикерами: старшим преподавателем приходской школы Старо-Покровского храма г. Ростова-на-Дону Светланой Витальевной Диденко и директором воскресной школы храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону Ксенией Валерьевной Волощук.

В беседе мы обсудили особенности работы двух воскресных школ, которые заметно отличаются по числу воспитанников, подходам и методам обучения. Преподаватели поделились своим опытом и рассказали о развитии приходских школ.



Старший преподаватель приходской школы Старо-Покровского храма г. Ростова-на-Дону 
Светлана Витальевна Диденко

Светлана Витальевна, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какое количество воспитанников обучается в вашей воскресной школы?

Среднее количество воспитанников у нас варьируется. Дети приходят и уходят, что вполне нормально, но на протяжении года у нас стабильно обучаются 20-25 человек. К тому же, мы лицензированы не как школа, а как учебно-воспитательная группа. Эта форма обучения, сложившаяся за последние 10 лет, оказалась для нас наиболее оптимальной. У нас только одна группа детей, так как помещение воскресной школы не позволяет разместить большее количество групп. Возраст воспитанников начинается с пяти лет, хотя иногда приходят семьи с разновозрастными детьми, и на занятиях могут присутствовать малыши и трех, и четырех лет. Конечно, мы учитываем возрастные особенности и не обсуждаем с ними сложные понятия, но занятия интересны для всех.

ВШ2.jpeg

Какова история вашей школы и как она развивалась с момента ее основания? Как вы пришли к работе в приходской воскресной школе?

По благословению настоятеля храма протоиерея Даниила Азизова в 2014 году мы начали свою работу. В сентябре текущего года нашей воскресной школе исполняется 10 лет. Мы сразу выбрали форму занятий, когда дети занимаются во время Литургии. Так, родители воспитанников молятся на богослужении, а дети присутствуют на занятиях, что позволяет не утомлять ребят и не отвлекать родителей; дети в это время не мешают молящимся и сами заняты делом. Кроме того, те родители, которые приводят маленьких детей, часто сами присутствуют на занятиях, что также способствует их воцерковлению.

Я считаю эту форму обучения востребованной, потому что она бережно вводит ребенка в Литургическое пространство и время. Когда ребенок находится дома - он в своей среде; но придя в храм, он начинает воцерковляться и входить в общину, так же погружаясь в естественную для него среду через занятия. Получается, что его не просто привели в церковь, причастили и отвели домой, но он получает что-то новое, знания о Боге, коммуникацию с ребятами своего возраста.

Если говорить о том, как я пришла к преподаванию в воскресной школе и в храм в целом, то все началось с того, что я отдала двух старших сыновей в приходскую школу. А после и сама стала посещать занятия педагога Галины Александровны Зайцевой, которая воспитала не одно поколение людей, многие из которых стали священниками и работниками храма. Ее уроки меня очень заинтересовали, и я сама начала преподавать в воскресной школе.

Все ли дети являются прихожанами Вашего храма, или есть те, кто пришел извне?

Конечно, есть те, кто пришел извне, и это абсолютно нормально. У нас в школе обучаются разные ребята, не только нашего храма.

Родители и дети должны выбирать то место, где им подходит больше, потому что воскресные школы и учебно-воспитательные группы очень разные. Иногда родители не являются прихожанами, но приводят проблемных детей, которых нигде не принимают, ни в саду, ни в школе, ни в другом коллективе.

Что нужно сделать, чтобы вызвать неподдельный интерес у воспитанников?

Сейчас для детей стараются создать максимальный комфорт в игровой среде, использовать интерактивные элементы, чтобы им было интересно. Но у нас другая цель — воцерковление. Дети должны видеть, что здесь другое пространство, другое время, здесь красота и истина. Если у педагога нет этой планки, если он не честен с детьми, они это почувствуют. Недавно восьмилетняя девочка спросила меня: "А что, сомневаться можно?" Мы начали сомневаться вместе: "Идет ли дождь за окном?". К обсуждению подключились все присутствующие, и в этот день мы посвятили урок именно данному вопросу. Разрешить ребенку сомневаться даже в важных для нас вещах — это попытка дать ему возможность самостоятельно прийти к истине.

«У Бога внуков нет» — мне нравится эта фраза. Мы стремимся привести детей к Богу через нас, рассказывая им, как правильно молиться, креститься, верить. Но если подходитьк этому с целью навязать формальные правила, то можно получить лицемерное благочестие, которое никому не нужно. Дети видят, что здесь все искренне и не нужно специально заинтересовывать их — тогда истинное увлечение возникает само собой.

В нашей жизни участвует не только тело, но и душа. Утром первое занятие начинается с молитвы, ставятся песочные часы для фиксации времени, и в этот момент уходит рассеянность, появляется концентрация. Мы молимся за своих родных, перечисляем родственников. Воскресная школа — это живой организм, община, а если она будет направлена только на обучение и интерес, в этом не будет никакого смысла.

Помимо ознакомления с основами православной веры, какие методы и подходы вы применяете в учебном процессе?

Стоит отметить, что в нашей работе много светского содержания, потому что дети живут в семьях, зачастую не воцерковленных. Мы не только даем основы православной культуры, но говорим и об искусстве, музыке, живописи. Это важно, потому что такой подход помогает ребятам понять мир вокруг и найти свое место в нем. Кроме того, светская составляющая необходима для того, чтобы воспитанники могли интегрироваться в общество, понимать и уважать культуру, в которой они живут, и при этом не терять духовной основы.

Молодых педагогов, приходящих к нам, мы стараемся научить, что нельзя идти строго по программе. Если ребенок приходит с вопросом, урок может быть посвящен именно ему. Это очень важно, потому что такой подход порождает интерес. В нашем обществе часто не хватает внимания друг к другу, но когда ребенок приходит, он должен понимать, что его ждут, выслушают и ответят на его вопрос. Воскресная школа и храм — это пространство, где Бог воспринимает и слышит нас.

Что касается методик, то мы обучаемся, используем те, которые применяются  в муниципальных школах. Преподаватели используют различные методы, такие как пальчиковая гимнастика, пантомимы и многое другое. У нас есть проектор, чтобы показывать видеоматериалы, так как современные дети в основном визуалы. Если это картина, то мы выбираем лучшие образцы; слушаем классическую, церковную музыку, записываем наш, приходской, хор; рассматриваем росписи нашего храма; изучаем историю Нового и Ветхого Заветов. Программа у нас построена так, чтобы вводить ребенка в храм.

Как проходит адаптация новых учеников вашей школы в новом коллективе?

Сразу хочу подчеркнуть, что к нам можно прийти в любое время и начать обучение с любого момента. Мы не задаем домашние задания, но время, которое у нас есть, четко регламентировано. Кроме того, у нас есть иерархия, порядок и внешние выражения веры. В 9:00 начинается урок с молитвы. Я сама становлюсь и говорю: "Господи, помилуй", и дети поднимаются на молитву со мной. Ребенок может несколько уроков просто сидеть, наблюдать, и я говорю: "Посиди, посмотри, послушай. Если что-то непонятно, подойди после занятия и спроси". Все это происходит естественно, потому что  дети, которые обучаются у нас, с удовольствием следуют общим правилам.

Занятия в воскресной школе длятся до Евхаристического канона. Затем ребята, которые готовы осознанно стоять на службе, поднимаются наверх, в храм. Старшие воспитанники уже стоят и молятся на Литургии. А те, кто ещё совсем маленькие, остаются и с удовольствием рисуют, делают поделки по теме занятия. Мы стараемся не высказывать замечаний. Не нужно ничего искусственно говорить, это уже наша маленькая жизнь и мы проживаем это время вместе, не нарушая свободную волю, как и Господь. Обычно новые дети остаются у нас, потому что им интересно.

Известны случаи, когда дети из религиозных семей активно участвуют в Таинствах Церкви, но с наступлением подросткового возраста (так называемого периода отрицания) часто минимизируют посещение храма и иногда утрачивают потребность быть членом Церкви. По вашему мнению, насколько закономерен этот симптом, и как следует реагировать на это родителям?

Это абсолютно закономерный процесс. Даже в психологии описано, что если человек не проживает подростковый бунт, то потом могут быть сложности с самоидентификацией в более взрослом возрасте. Это как ветрянка в детстве. К нам приходят не только малыши, но и подростки, потому что в этом возрасте важно искать идеал, и очень часто этот поиск мучителен. Родители начинают паниковать и совершают ошибку, оказывая давление на чадо. Да, до определенного возраста можно приводить детей в храм за руку, но и то, как мы знаем, каждый ребенок индивидуален: кто-то готов к исповеди в 6 лет, а кто-то и в 11-12 еще не понимает внутреннюю рефлексию. Родителям нужно принимать и любить бунтующих подростков, не терять с ними связь, чтобы избежать отклонений.

Хочу привести живой пример. Буквально недавно в храм пришел молодой человек и напомнил настоятелю храма отцу Даниилу Азизову, о том, что когда-то в детстве он посещал наш приход и воскресную школу вместе с родителями. Однако в подростковом возрасте он на некоторое время отошел от церковной жизни. С тех пор прошло много лет: он закончил университет, нашел работу, создал семью и стал отцом. Несколько недель назад он решил прийти в храм и попросить исповеди и причастия. Он вернулся к своим духовным истокам благодаря базе, полученной в детстве в воскресной школе. Посеянное тогда семя проросло спустя годы.

В этом учебном году каждый ребенок в нашей воскресной школе получил задание вырастить настоящий росточек. У кого-то он проклевывается за день, у кого-то за несколько недель или месяцев, но все равно прорастает, если есть подходящая почва.

Что бы вы хотели сказать родителям и детям, которые задумываются о посещении воскресной школы?

Нет смысла просто отдавать детей в воскресную школу, а самим оставаться не причастными к храму. В Святогорской Лавре на пещерах есть надпись: обратного хода вниз по пещерам нет. Поэтому родительство, как и духовный путь, не имеет обратной дороги. Важно не только привести ребенка и сказать: "Сделайте его лучше", но и самим участвовать в духовной жизни, ведь дети транслируют семейные ценности.

Если хотите, чтобы ребенку было интересно и полезно, посещайте разные воскресные школы и найдите свое место и своих преподавателей. Некоторые дети приезжают издалека, чтобы учиться у нас, а другие, живущие рядом, выбирают другой формат. Важно посмотреть, как живет школа, чем она занимается, и оценить нагрузку, так как в некоторых воскресных школах программа может быть гораздо сложнее школьной.

Есть ли какие-то новые проекты или инициативы, которые вы планируете реализовать?

Поскольку каждый год к нам приходят новые дети, мы часто повторяем уже пройденное. Однако нам хотелось бы больше путешествовать, ездить в паломнические поездки. В этом учебном году у нас сложился замечательный родительский коллектив, который является частью церковной общины.

Родители самостоятельно организовывают поездки, походы, и мы хотели бы чаще выезжать на экскурсии. 

Светлана Витальевна, поздравляем вас с 10-летием основания воскресной школы! Желаем успехов в ваших трудах, ведь они очень значимы. Пусть результаты не всегда видны сразу, но в перспективе ваши усилия приносят большие плоды. Желаем удачи вам и всем преподавателям, которые трудятся на ниве этого важного и благородного дела.

Благодарю Вас!



Директор воскресной школы храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону 
Ксения Валерьевна Волощук

Матушка Ксения, здравствуйте! Расскажите, сколько воспитанников обучается в вашей школе?

В нашей воскресной школе на данный момент обучается 120 человек. Кроме того, 40 детей от трёх до семи лет у нас занимаются в Центре дошкольного развития "Родничок". В этом центре проводится подготовка к школе, а также комплексное развитие и духовно-нравственное воспитание детей.

История школы началась двадцать лет назад с небольшого числа учеников — всего 7-10 человек. Регент мужского хора Сергей Пивоваров разучил с детьми колядки, и на Рождество они впервые исполнили их в храме.  Первые педагоги были из числа прихожан, которые могли передать детям знания о нашей вере.

С тех пор наша школа значительно выросла. Сейчас у нас функционируют семь разновозрастных групп в воскресной школе и четыре группы в "Родничке". После окончания воскресной школы ребята могут продолжить свое общение в молодежном движении "Восход", которое открыто для подростков и молодежи старше 16 лет.

Как у вас выстраивается работа с детьми?

У нас нет оценок и домашних заданий. Уроки проходят по субботам и воскресеньям: в субботу занимаются младшие группы, а в воскресенье — старшие.

После субботних занятий мы идем с детьми на благодарственный молебен, который совершается перед вечерним богослужением, после молебна желающие ребята вместе с родителями могут остаться на всенощном бдении. В воскресенье, по окончании Божественной литургии, проводятся занятия для старших ребят. Это принципиальная позиция нашего настоятеля протоиерея Валерия Волощука, который считает, что занятия в воскресной школе должны проходить во внебогослужебное время.

Ксения Валерьевна, какие еще мероприятия проводятся помимо занятий?

Помимо занятий, мы организовываем паломнические поездки. За эти годы мы объездили почти всю Россию: Екатеринбург,  Валаам,  Соловки,  Крым,  Золотое кольцо России,  Санкт-Петербург, Москву,  были в Белоруссии. Каждый год выбираем новые места, стремясь посетить те, где еще не побывали. В этом году планируем поездку в Оптину пустынь. Очень радует, что в таких поездках, как правило, кто-то из родителей впервые приступает к Таинствам Исповеди и Причастия. Наши выпускники вспоминают такие поездки с особой теплотой и благодарностью.

Подскажите, все ли дети являются прихожанами вашего храма или есть те, кто приходят извне?

Не все дети являются прихожанами нашего храма. Очень часто срабатывает сарафанное радио: соседи по дому, во дворе или одноклассники рассказывают о нашей школе. Есть прихожане, которые ходят в храм, но предпочитают сами заниматься духовным воспитанием своих детей дома. Поэтому у нас довольно разнообразный состав учащихся.

Часто через воспитанников в храм приходят их родители, начинают помогать в воскресной школе и активно участвовать в её жизни. Родители, заинтересованные в создании насыщенной жизни для своих детей, становятся педагогами и проводят дополнительные занятия по творчеству, выжиганию по дереву и другим направлениям.

Несколько лет на приходе существует просветительский проект «Луч», это организованные экскурсии по нашему приходу для учащихся школ Советского района. Экскурсоводами являются преподаватели нашей воскресной школы. За последний учебный год нас посетили 160 классов. Проект стал успешным благодаря многолетнему сотрудничеству с районным отделом образования. Кстати, по инициативе нашего прихода совместно с районным отделом образования уже 12 лет проводится Рождественский фестиваль «Свет Рождественской звезды», в котором активно участвуют все школы Советского района. Это является доброй миссией и способствует тому, что о нашей воскресной школе узнают дети и родители.

ВШ1.jpeg

Вы уже упомянули экскурсии и творческие кружки. А что еще вы используете в работе, чтобы заинтересовать детей?

В этом году мы провели квест «Наш храм», посвященный юбилею воскресной школы. Целью было не только проверить знания детей о приходе, но и способствовать их сплочению. У нас большая территория с тремя храмами (два действующих и один строящийся), Георгиевским парком, иконописной и золотошвейной мастерскими, а также мастерскими мозаики и флористики. Педагоги подготовили свои станции, где давали короткие, но интересные факты о приходе, об архитектуре храмов, о внутреннем убранстве, а затем ребята должны были выполнить задания. Например, на колокольне детям предлагали угадать или повторить звон, сопровождая это рассказом о видах колокольного звона. За правильные ответы каждая команда получала часть карты прихода. В конце мероприятия ребята собрали карту всего нашего прихода. Игра получилась увлекательной и познавательной.

Кроме того, на базе воскресной школы успешно реализуется направление патриотического воспитания под названием "Уроки мужества". Под руководством Виктора Ивановича Чуцкова, возглавляющего приходской военно-патриотический клуб, дети активно занимаются военной подготовкой, участвуют в походах, реконструкциях сражений, посещают воинские части, музеи, ухаживают за воинскими мемориалами и сохраняют память о наших защитниках. Не так давно из учеников и родителей клуба был создан казачий семейный ансамбль «Тихий Дон», который исполняет казачьи и патриотические песни, что способствует развитию творческих способностей участников.

А как насчет хорового пения?

У нас есть девичий хор «Русь», которым я руковожу. Это важное направление, потому что дети участвуют в богослужении более осознанно, беря на себя ответственность за то, как пройдет служба. Через пение в хоре девочки входят в церковную среду, становятся полноценными членами общины, видя себя важными и нужными. Хоровое пение — это лучший способ сделать детей активными участниками церковной жизни и общины.

Как сейчас организован учебный день в воскресной школе? Какие уроки предусмотрены для воспитанников?

В нашем расписании учебного дня предусмотрено по три урока для младших и старших групп. Программа включает уроки по Закону Божьему, Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, Церковнославянскому языку, Истории Церкви и различные творческие занятия.

Кроме того, в этом году мы ввели два новых предмета. Один из них — творческий курс под названием «Теология в образах». На этом занятии педагог по рисованию через творчество помогает детям осознать, осмыслить материал вероучительных дисциплин. Созерцание и творчество помогает детской душе глубже впитывать веру.  И ребята с удовольствием участвуют в таких занятиях.

Как проходит адаптация новых учеников, которые приходят в середине или конце учебного года? Их принимают или бывает, что они не приживаются в уже сложившемся коллективе?

Лучше всего, если ученик приходит в начале учебного года, так как он вливается в новый коллектив вместе с остальными и не испытывает дискомфорта. Однако мы принимаем учеников и в течение года, хотя ближе к его концу это уже не имеет большого смысла. Если ребенок общительный или у него есть друг в воскресной школе, то он адаптируется легко и без проблем. В целом, мы стараемся никому не отказывать.

Известны случаи, когда дети из религиозных семей, которые активно участвуют в Таинствах Церкви, с наступлением подросткового возраста часто минимизируют посещение храма или совсем отказываются от этого. Как с этим быть?

Я думаю, что этот процесс закономерен и нужно относиться к такому явлению с пониманием.

Притча о блудном сыне прекрасно иллюстрирует ситуацию, когда молодой человек, достигнув определенного возраста, решает жить по-своему, а не так, как его учили родители. Это естественная часть кризиса подросткового возраста, когда ребенок переосмысливает себя, отходит от авторитета родителей и ищет свое место в жизни.

Некоторые педагоги задают вопросы о результатах нашей работы. В поисках ответа я обратилась к настоятелю храма протоиерею Валерию Волощуку, и он отметил, что наша задача — сеять семена веры, а результаты зависят от Бога и от действий самого человека. Когда эти плоды проявятся, мы не можем знать. Иногда дети уходят из церкви, но со временем возвращаются. Семена, заложенные воскресной школой и родителями, прорастут в благоприятный момент — это действия Бога, и мы бессильны их ускорить.

Сегодня наблюдается разрыв в передаче веры из поколения в поколение. Родители отдают детей в воскресную школу, т. к. сами не могут дать ответы на вопросы своих детей о нашей вере, о Боге, о Церкви.

И ещё на один важный момент хочу обратить внимание. Статистика показывает, что если в семье отец верующий, то дети чаще остаются в храме, потому что мужчина является авторитетом для них. Отмечу также, что у нас половина из 24 педагогов - мужчины.

Если семья живет верой, проблемы возникают реже. Родителям нужно быть готовыми к таким ситуациям и не терять контакт с подростками. Иногда можно настоять на посещении храма, но в других случаях это может навредить. Молитва за детей также играет большую роль: в детстве мы рассказываем детям о Боге, а когда дети вырастают, мы больше говорим Богу о них. Процесс воспитания сложен, но родители и педагоги должны помнить, что сеют семена, плоды которых обязательно появятся в свое время.

Ксения Валерьевна, что бы вы хотели сказать родителям, которые планируют отдать своих детей в воскресную школу?

Конечно, я поддержу таких родителей! Ведь в воскресной школе ребёнок получает не только знания основ веры, но и дружескую тёплую атмосферу, коллектив единомышленников. Важно, чтобы родители понимали, что ребёнку будет сложно идти по пути веры без поддержки семьи. Поэтому надо самим интересоваться, что проходили дети на занятиях, открывая для себя что-то новое, участвовать в жизни школы.

Дважды в год, в Рождественский и Великий пост, мы проводим говение воскресной школы. Это время для духовного погружения детей, родителей и педагогов. Мы выбираем день, готовимся к Таинствам Исповеди и Причастия, вместе читаем правило, дети активно участвуют в богослужении. Старшие мальчики помогают в алтаре, кто-то раздает просфоры, запивку, воскресные буклеты, кто-то поет и читает на клиросе, младшие девочки ухаживают за подсвечниками.  Это действительно как одна большая семья.

Однажды кто-то из родителей подошел ко мне и поинтересовался, чему учат в воскресной школе? Мне понравился ответ одного из священников нашего прихода, отца Алексия Овчинникова, который в тот момент находился рядом и, услышав вопрос, сказал, что здесь учат быть человеком: уважать старших, быть милосердным, любить Бога и Отечество.  Наша школа не только учит христианству, но и помогает стать полноценной личностью. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, а для этого необходимо, чтобы Бог был на первом месте, тогда и все остальное станет на свои места.

Какие трудности возникают у вас в процессе преподавания и руководства школой?

Трудности, конечно, неизбежны. В первую очередь, это проблемы с кадрами. Важно, чтобы педагог был не только компетентным, но и увлечённым, горящим своей работой, способным передать огонь веры детям.

Недавно я видела выступление Михаила Казиника по телевизору. Он рассказывает детям о музыке так увлекательно, что, если бы в моем детстве был такой человек, я бы непременно полюбила музыку. Однако случается, что педагоги, работающие десятилетиями, выгорают. Как с этим быть?

Многие наши педагоги трудятся в обычной школе, где нагрузка сейчас огромная. Несмотря на занятость и семьи, в том числе многодетные, они еще один день посвящают преподаванию в воскресной школе, готовятся к урокам, стараются сделать занятия интересными и разнообразными. Нелегко гореть этим регулярно, но важно, чтобы был интерес у человека, который работает с детьми. Даже по себе могу сказать: не всегда приходишь на занятия вдохновленным, но, если тебе это интересно, нравится работать с детьми, результат будет.

В этом году мы выпустили замечательную старшую группу, и наш педагог, Донских Анна Алексеевна, работавшая с ними, смогла их сплотить и зажечь. Каждое воскресение ребята были на занятиях, стараясь их не пропускать. Мы в этом году занимались с ними по курсу «Жизнь с Евангелием» из нового учебно-меодического комплекса под общей редакцией иеромонаха Геннадия (Войтишко). На защите выпускных проектов наши дети делились своими мыслями, как применить евангельский опыт в жизни; они смело говорили о своей вере, о любви к Богу. Это дорогого стоит. И роль педагога здесь велика.

Педагоги учатся друг у друга, берут на заметку опыт своих коллег, внедряют новые идеи. В этом году родилась замечательная идея, в честь 20-летия школы заложить в стенах строящегося храма капсулу времени с пожеланиями от ребят выпускникам 2034 года. Педагогу важно развиваться, учиться самому и всё у него получится, было бы желание.

Есть ли какие-то новые проекты или инициативы, которые вы планируете реализовать?

Мы стремимся к созданию духовно-просветительского центра.  Ведутся работы над проектом здания центра, решаются земельные вопросы. В центре планируются необходимые помещения для дополнительных занятий, актовый зал, спортивные залы для танцев и военной подготовки.  Молимся Богу, чтобы это здание было построено, чтобы у нас были классы и возможности для расширения нашей деятельности.

Ксения Валерьевна, в этом году ваша воскресная школа отметила двадцатилетие. Поздравляем вас и весь коллектив с этим знаменательным событием! Желаем дальнейших успехов в вашей важной работе, духовных сил и новых свершений. Спасибо за вашу преданность и любовь к делу, которое вы делаете.

Благодарю за теплые пожелания, работы много, с Божьей помощью будем двигаться дальше!


Беседовала редактор сайта Ростовской-на-Дону епархии София Клименко