Прообразование христианского образа креста в Ветхом Завете и этапы становления особого отношения к кресту в христианской истории

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Прообразование христианского образа креста в Ветхом Завете и этапы становления особого отношения к кресту в христианской истории

Иерей Иоанн Цупко 

магистрант 2-го года обучения кафедры «Православная культура и теология» 

Донского государственного технического университета


Крест почитается верующими из благоговейного трепета пе­ред Христом, совершившим посредством креста спасение человека. Созерцая крест, христиане видят Самого Спасителя. В богословских текстах тесно переплетены темы креста, страстей, распятия и вос­кресения. В то же время сам по себе крест приобрел значение глав­ного христианского символа, которому присуща чудотворная сила и воздается поклонение. Более того, в византийскую эпоху широко распространилась практика молитвенного обращения ко Кресту Христову. Такие обращения содержатся в богослужебных текстах, посвященных кресту, в частности, в текстах Крестопоклонной неде­ли: «Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо не­тления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение...» [1]. В каноне, посвященном Кресту Христову, говорится: «Явися великий Госпо­день Кресте, покажи ми зрак Божественный красоты Твоея ныне... ибо яко одушевленну тебе, и возглашаю, и облобызаю тя» [2]. Этот и подобные тексты могут навести на мысль о том, что в православной традиции крест воспринимается как живое существо, способное слышать молитвы и отвечать на них [3]. Однако «одушевление» кре­ста, превращение его в живое существо не характерно для богосло­вия отцов Церкви. Многовековой опыт почитания креста и поклоне­ния кресту, которым обладает Православная Церковь, отражен в бо­гословской литературе и в богослужебных текстах, он включает и молитву ко кресту, «яко одушевленну». Согласно богослужебным текстам, Крест Христов является источником исцелений, он прого­няет демонов, через него верующему подается благословение Божие. Вместе с тем сила, которая действует через крест, не является какой- то присущей ему автономной силой. Через крест действует сила Бо­жия, энергия Божия. Молитва, адресованная Кресту Христову, вос­ходит к Распятому на нем; сила, исходящая от креста, исходит от Самого Господа. И причина спасения, проистекающего от креста, заключается в том, что на нем был распят Спаситель мира, Христос.

Изначальное основание вхождения креста в символическое пространство христианства - факт выступления его в качестве ору­дия казни Христа, одновременно ставшего орудием искупления и спасения человека. Но уже Ветхий Завет содержит эпизоды, которые в христианской традиции воспринимаются как прообразы Креста.

Так, в битве с амаликитянами Моисей обращается с молитвой к Богу, простертыми руками изображая Крест. «И когда Моисей под­нимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одо­левал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17:11-12).

Патриарх Иаков благословляет детей Иосифа, при этом его руки, возлагаемые на них, образуют крест (Быт. 48:13-16). Псалмо­певец призывает превозносить Господа и «поклоняться подножию Его», ибо «свято оно» (Пс. 98:5), что также символизирует крест.

Прообразованием креста был процветший жезл Аарона (Чис. 17). Об этом так поет Святая Церковь: «Жезл во образ Тайны приемлется, процветанием же предвещает священника, в неплодной прежде Церкви отныне процветет древо Креста». В видении пророку Иезекиилю предстают животные, с лицами, крыльями и т. д. (Иез. 1), это видение креста. Расположение израильского воинства в пустыне частями вокруг ковчега завета (Числ. 2) воспроизводит фигуру кре­ста. Об этом воспоминается и в Каноне перед постом: «Священно ополчаются люди четверочастные, приходящие как образ свидетель­ства скинии, крестообразными чинами прославляемой» (Песнь 4).

Крест прообразуется в Ветхом Завете не только по форме, но и по смыслу, и по действию: предызображением креста считается Древо жизни, произраставшее в раю (Быт 2. 9). «Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение», - говорит преподобный Иоанн Дамаскин [4]. Прообразами Креста Господня воспринимают­ся Дерево, на которое Бог указал Моисею, и тот бросил его в горь­кую воду при Мерре, «и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:23-25); медный змей, поднятый Моисеем на знамени, - об этом прообразе говорит Сам Спаситель: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому...» (Ин. 3:14). Все эти и другие прообразы креста упоминаются в богослужебных текстах.

Богословское осмысление тайны креста содержится и в бе­седе святителя Григория Паламы, посвященной толкованию ветхо­заветных прообразов Креста Господня. По учению святителя Григо­рия, крест был орудием спасения еще до того, как он был водружен на Голгофе и на нем был распят Христос, ибо силой креста были спасены многие ветхозаветные праведники: «Крест Христов, и не явившись еще, был среди праотцев, ибо тайна его совершилась сре­ди них» [5]. О спасительной силе креста еще до распятия Христова свидетельствуют и слова Самого Христа, сказанные им до распятия: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).

По слову митрополита Стефана Яворского: «Все прообразы Ветхого Завета достойны почитания и в Новой Благодати». Из этого следует, что и Крест Господень достоин особого почитания в Новом Завете. «Того же, кто не почитает Крест, Сам Бог почтит такими прообразами». И поскольку «тень Креста Господня была в таком почете, то насколько более мы должны почитать саму истину и по­клоняться Кресту Господню, обращая внимание не на вещество, из которого сделан Крест, а на содержание образа и отношение его к Са­мому на нем распятому Иисусу» [6].

Таким образом, реализуя замысел нашего спасения, Господь, задолго до фактических страданий, прикровенно, как бы намекая, показывает нам Путь и Средство нашего Спасения. Но очевидными эти откровения станут для нас только в контексте новозаветной Жертвы Спасителя.

Однако в новозаветной христианской истории почитание и осмысление символа креста сформировалось не сразу. Это было свя­зано с тем, что в Римской империи крест считался позорным оруди­ем казни: на кресте распинали опасных преступников, совершивших множество злодеяний. О распятых на кресте Священное Писание говорит, как о проклятых пред Богом (Втор 21:23). Но, по словам апостола Павла: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделав­шись за нас клятвою (ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе")» (Гал. 3:13). Спаситель, взойдя на крест добровольно, принес Себя в великую Жертву за все человечество и разрушил силу греха и смерти. «Неосуществимое над Сыном Божиим проклятие становится благословением; через крест все условия греха становятся условия­ми спасения» [7].

Первые христиане воздерживались от изображений креста и его сугубого почитания. Значение креста как орудия позорной казни преобладало в первые века христианства и затеняло главный, искупи­тельный символизм креста. «А мы проповедуем Христа распятого, - говорил апостол Павел, - для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие» (Кор. 1:23). Поэтому, снисходя к немощи обращающих­ся к христианской вере язычников или иудеев, в течение первых трех веков, крест, а тем более распятие, не изображались открыто.

Однако ситуация изменилась, когда на престол Римской им­перии в IV в. взошел благочестивый император Константин Вели­кий. Существует предание о явлении ему Креста перед сражением: император равноапостольный Константин увидел на небе лучезар­ный Крест и услышал голос, говорящий: «Сим победиши». Так крест стал знамением для Константина, с ним он одержал блестящую по­беду в 312 г. [8]. При Константине христианство стало обретать ста­тус государственной религии.

Мать Константина, равноапостольная Елена, в 326 г. отпра­вилась на Святую землю для того, чтобы отыскать пещеру Гроба Господня и Крест Господень. Обретение честного Креста Господня и сопровождавшие его чудеса исцеления способствовали распро­странению почитания Креста. По словам святителя Иоанна Злато­уста, «прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь - знаком спасения... Он примирил нас, бывших во вражде с Богом...» [9].

Итак, история Креста Христова в прообразовательной форме началась еще задолго до исторических крестных страданий Спаси­теля. Но и после того, как Господь явил нам Свою Спасительную Жертву, символ креста не сразу становится объектом поклонения и почитания среди христиан, в силу того, что в умах людей доминиро­вал образ креста как орудия позорной казни. Но ситуация меняется с середины IV в. После отмены крестной казни и утверждения христи­анства, скрытые изображения креста уступают место явным. Они появляются в быту, в церковном культе и на государственных ре­ликвиях, сначала без изображений распятия или символических намеков на него, а затем и с изображением распятого Христа. Вы­сказывания святителя Кирилла Иерусалимского и святителя Иоанна Златоуста свидетельствуют о том, что почитание Креста Христова было широко распространено не только в Византии в IV в., но и за пределами Византийской империи. Так, у христиан Сирии, крест был объектом почитания и религиозного поклонения.

В дальнейшем, с развитием и распространением почитания символа креста развиваются и формы его изображения, и сфера его культового применения.


Литература:

1.    Триодь Постная. Неделя Крестопоклонная. Великая ве­черня. Стихира на «Господи, воззвах».

2.    Триодь Постная. Неделя Крестопоклонная. Канон на утрене, песнь 1.

3.   Священник Флоренский П.А. Философия культа / священ­ник П.А. Флоренский. - М., 2004. - С. 40.

4.   Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания / препо­добный Иоанн Дамаскин // Точное изложение православной веры. - М. : Индрик, 2002. - С. 157-294.

5. Святитель Григорий Палама. Беседы (Омилии) / святитель Григорий Палама ; пер. с греч. архим. Амвросий (Погодин) // О честном и животворяшем Кресте. - М. : Паломник, 1993. - 69 с.

6. Митрополит Стефан Яворский. Камень веры / митрополит Стефан Яворский. - СПб., 2010. - С. 156.

7. Лосский В.Н. Догматическое богословие / В.Н. Лосский ; пер. с франц. В.А. Рещиковой. - М. : Центр «СЭИ», 1991. - С. 83.

8.   Епископ Евсевий Памфил. О жизни блаженного василевса Константина: в 4 кн. [Электронный ресурс] / епископ Евсений Пам­фил. - URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/pamfil-evsevij/zhiznj- konstantina/1

9.   Святитель Иоанн Златоуст. О Кресте и разбойнике. Бесела первая [Электронный ресурс] / святитель Иоанн Златоуст. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_kreste_i_razbojnike/