Иерей Иоанн Цупко
магистрант 2-го года обучения кафедры «Православная культура и теология»
Донского государственного технического университета
Крест почитается верующими из благоговейного трепета перед Христом, совершившим посредством креста спасение человека. Созерцая крест, христиане видят Самого Спасителя. В богословских текстах тесно переплетены темы креста, страстей, распятия и воскресения. В то же время сам по себе крест приобрел значение главного христианского символа, которому присуща чудотворная сила и воздается поклонение. Более того, в византийскую эпоху широко распространилась практика молитвенного обращения ко Кресту Христову. Такие обращения содержатся в богослужебных текстах, посвященных кресту, в частности, в текстах Крестопоклонной недели: «Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение...» [1]. В каноне, посвященном Кресту Христову, говорится: «Явися великий Господень Кресте, покажи ми зрак Божественный красоты Твоея ныне... ибо яко одушевленну тебе, и возглашаю, и облобызаю тя» [2]. Этот и подобные тексты могут навести на мысль о том, что в православной традиции крест воспринимается как живое существо, способное слышать молитвы и отвечать на них [3]. Однако «одушевление» креста, превращение его в живое существо не характерно для богословия отцов Церкви. Многовековой опыт почитания креста и поклонения кресту, которым обладает Православная Церковь, отражен в богословской литературе и в богослужебных текстах, он включает и молитву ко кресту, «яко одушевленну». Согласно богослужебным текстам, Крест Христов является источником исцелений, он прогоняет демонов, через него верующему подается благословение Божие. Вместе с тем сила, которая действует через крест, не является какой- то присущей ему автономной силой. Через крест действует сила Божия, энергия Божия. Молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, исходящая от креста, исходит от Самого Господа. И причина спасения, проистекающего от креста, заключается в том, что на нем был распят Спаситель мира, Христос.
Изначальное основание вхождения креста в символическое пространство христианства - факт выступления его в качестве орудия казни Христа, одновременно ставшего орудием искупления и спасения человека. Но уже Ветхий Завет содержит эпизоды, которые в христианской традиции воспринимаются как прообразы Креста.
Так, в битве с амаликитянами Моисей обращается с молитвой к Богу, простертыми руками изображая Крест. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17:11-12).
Патриарх Иаков благословляет детей Иосифа, при этом его руки, возлагаемые на них, образуют крест (Быт. 48:13-16). Псалмопевец призывает превозносить Господа и «поклоняться подножию Его», ибо «свято оно» (Пс. 98:5), что также символизирует крест.
Прообразованием креста был процветший жезл Аарона (Чис. 17). Об этом так поет Святая Церковь: «Жезл во образ Тайны приемлется, процветанием же предвещает священника, в неплодной прежде Церкви отныне процветет древо Креста». В видении пророку Иезекиилю предстают животные, с лицами, крыльями и т. д. (Иез. 1), это видение креста. Расположение израильского воинства в пустыне частями вокруг ковчега завета (Числ. 2) воспроизводит фигуру креста. Об этом воспоминается и в Каноне перед постом: «Священно ополчаются люди четверочастные, приходящие как образ свидетельства скинии, крестообразными чинами прославляемой» (Песнь 4).
Крест прообразуется в Ветхом Завете не только по форме, но и по смыслу, и по действию: предызображением креста считается Древо жизни, произраставшее в раю (Быт 2. 9). «Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение», - говорит преподобный Иоанн Дамаскин [4]. Прообразами Креста Господня воспринимаются Дерево, на которое Бог указал Моисею, и тот бросил его в горькую воду при Мерре, «и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:23-25); медный змей, поднятый Моисеем на знамени, - об этом прообразе говорит Сам Спаситель: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому...» (Ин. 3:14). Все эти и другие прообразы креста упоминаются в богослужебных текстах.
Богословское осмысление тайны креста содержится и в беседе святителя Григория Паламы, посвященной толкованию ветхозаветных прообразов Креста Господня. По учению святителя Григория, крест был орудием спасения еще до того, как он был водружен на Голгофе и на нем был распят Христос, ибо силой креста были спасены многие ветхозаветные праведники: «Крест Христов, и не явившись еще, был среди праотцев, ибо тайна его совершилась среди них» [5]. О спасительной силе креста еще до распятия Христова свидетельствуют и слова Самого Христа, сказанные им до распятия: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).
По слову митрополита Стефана Яворского: «Все прообразы Ветхого Завета достойны почитания и в Новой Благодати». Из этого следует, что и Крест Господень достоин особого почитания в Новом Завете. «Того же, кто не почитает Крест, Сам Бог почтит такими прообразами». И поскольку «тень Креста Господня была в таком почете, то насколько более мы должны почитать саму истину и поклоняться Кресту Господню, обращая внимание не на вещество, из которого сделан Крест, а на содержание образа и отношение его к Самому на нем распятому Иисусу» [6].
Таким образом, реализуя замысел нашего спасения, Господь, задолго до фактических страданий, прикровенно, как бы намекая, показывает нам Путь и Средство нашего Спасения. Но очевидными эти откровения станут для нас только в контексте новозаветной Жертвы Спасителя.
Однако в новозаветной христианской истории почитание и осмысление символа креста сформировалось не сразу. Это было связано с тем, что в Римской империи крест считался позорным орудием казни: на кресте распинали опасных преступников, совершивших множество злодеяний. О распятых на кресте Священное Писание говорит, как о проклятых пред Богом (Втор 21:23). Но, по словам апостола Павла: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе")» (Гал. 3:13). Спаситель, взойдя на крест добровольно, принес Себя в великую Жертву за все человечество и разрушил силу греха и смерти. «Неосуществимое над Сыном Божиим проклятие становится благословением; через крест все условия греха становятся условиями спасения» [7].
Первые христиане воздерживались от изображений креста и его сугубого почитания. Значение креста как орудия позорной казни преобладало в первые века христианства и затеняло главный, искупительный символизм креста. «А мы проповедуем Христа распятого, - говорил апостол Павел, - для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие» (Кор. 1:23). Поэтому, снисходя к немощи обращающихся к христианской вере язычников или иудеев, в течение первых трех веков, крест, а тем более распятие, не изображались открыто.
Однако ситуация изменилась, когда на престол Римской империи в IV в. взошел благочестивый император Константин Великий. Существует предание о явлении ему Креста перед сражением: император равноапостольный Константин увидел на небе лучезарный Крест и услышал голос, говорящий: «Сим победиши». Так крест стал знамением для Константина, с ним он одержал блестящую победу в 312 г. [8]. При Константине христианство стало обретать статус государственной религии.
Мать Константина, равноапостольная Елена, в 326 г. отправилась на Святую землю для того, чтобы отыскать пещеру Гроба Господня и Крест Господень. Обретение честного Креста Господня и сопровождавшие его чудеса исцеления способствовали распространению почитания Креста. По словам святителя Иоанна Златоуста, «прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь - знаком спасения... Он примирил нас, бывших во вражде с Богом...» [9].
Итак, история Креста Христова в прообразовательной форме началась еще задолго до исторических крестных страданий Спасителя. Но и после того, как Господь явил нам Свою Спасительную Жертву, символ креста не сразу становится объектом поклонения и почитания среди христиан, в силу того, что в умах людей доминировал образ креста как орудия позорной казни. Но ситуация меняется с середины IV в. После отмены крестной казни и утверждения христианства, скрытые изображения креста уступают место явным. Они появляются в быту, в церковном культе и на государственных реликвиях, сначала без изображений распятия или символических намеков на него, а затем и с изображением распятого Христа. Высказывания святителя Кирилла Иерусалимского и святителя Иоанна Златоуста свидетельствуют о том, что почитание Креста Христова было широко распространено не только в Византии в IV в., но и за пределами Византийской империи. Так, у христиан Сирии, крест был объектом почитания и религиозного поклонения.
В дальнейшем, с развитием и распространением почитания символа креста развиваются и формы его изображения, и сфера его культового применения.
Литература:
1. Триодь Постная. Неделя Крестопоклонная. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».
2. Триодь Постная. Неделя Крестопоклонная. Канон на утрене, песнь 1.
3. Священник Флоренский П.А. Философия культа / священник П.А. Флоренский. - М., 2004. - С. 40.
4. Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания / преподобный Иоанн Дамаскин // Точное изложение православной веры. - М. : Индрик, 2002. - С. 157-294.
5. Святитель Григорий Палама. Беседы (Омилии) / святитель Григорий Палама ; пер. с греч. архим. Амвросий (Погодин) // О честном и животворяшем Кресте. - М. : Паломник, 1993. - 69 с.
6. Митрополит Стефан Яворский. Камень веры / митрополит Стефан Яворский. - СПб., 2010. - С. 156.
7. Лосский В.Н. Догматическое богословие / В.Н. Лосский ; пер. с франц. В.А. Рещиковой. - М. : Центр «СЭИ», 1991. - С. 83.
8. Епископ Евсевий Памфил. О жизни блаженного василевса Константина: в 4 кн. [Электронный ресурс] / епископ Евсений Памфил. - URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/pamfil-evsevij/zhiznj- konstantina/1
9. Святитель Иоанн Златоуст. О Кресте и разбойнике. Бесела первая [Электронный ресурс] / святитель Иоанн Златоуст. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_kreste_i_razbojnike/