«Дорогие братья и сестры! Досточтимые воины!
Всех вас поздравляю с праздником сорока Севастийских мучеников, с престольным днем этого криптового храма, который находится под сводами величественного собора в честь святого Георгия Победоносца – главного храма Южного военного округа!
Мы проходим дни Святой Четыредесятницы. Это время, прежде всего, глубоких духовных размышлений о своей жизни, о взаимоотношениях с Богом, о взаимоотношениях с близкими и неблизкими для нас людьми, а также с обществом в целом. Ведь все мы, в конечном счете, вносим, если можно так выразиться, в «общечеловеческую копилку» либо свой грех, либо свою праведность. Поэтому каждый человек – знаемый или незнаемый нами – в той или иной степени зависит от нас. А так как люди внешние смотрят на нас, то и олицетворение, создание, воплощение в себе приличествующего христианину образа жизни для нас является одной из задач Великого поста. И лишь в самую последнюю очередь время поста – это время воздержания в пище. Я даже сказал бы, что в таковом воздержании заключается далеко не суть постного делания, но лишь его способ, пригодный для того, чтобы удержать себя в мыслях, чувствах, эмоциях, переживаниях и страстях; чтобы «напоминая себе о внешнем, напомнить себе о внутреннем».
Когда мы размышляем о жизни, то вдруг сталкивается с проблемой, которая как бы лежит на поверхности: нам не хватает сил даже на самое малое – не вкушать скоромной пищи, воздерживаться от увеселительных мероприятий, ограничить себя в отдыхе и сне, увеличить время молитвы. Ни на что не хватает сил! Вроде бы и люди мы сильные, грамотные, мужественные – а сил нет. Начинаем какое-то дело, а оно заканчивается безуспешно; начинаем молиться – а молитва, как кажется, слабая и бездейственная; читаем слова Писания – не понимаем ни строчки. Но почему так происходит? Потому что ум в словах, а сердце далеко не в молитве. Чувство присутствия Бога в нашей жизни тем самым ослабевает.
Как ни печально это признавать, но происходит все это потому, что мы ослабели в нашей вере. Мы все время сомневаемся в том, даст Господь, или нет то, что просим у Бога. Нет дерзновения, нет горящего сердца, нет ни пламенной любви, ни надежды, ни упования на то, что Бог может всё; на то, что там, где наши немощные силы бездействуют, Его сила превосходит любые трудности и преодолевает любые преграды.
И вот, время Великого поста – это период укрепления веры не только через покаяние, Исповедь и принятие Святых Христовых Таин, но и через самооценку, духовную диагностику, если хотите, себя в молитве. Это время, в которое мы должны задать себе вопрос: «Где в нашей душе произошло повреждение? В вере, в надежде, в любви, в терпении?.. Чего не хватает нам, и где требуется лечение?».
Сегодня святой апостол говорит, как и где нам искать ответы на все эти вопросы: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр., 12:1). Что же это за облако свидетелей, что может укрепить нас в вере? Как раз-таки память о сорока Севастийских мучениках – это и есть один из образцов веры, который вдохновляет нас своим примером и подвигом. Что заставило этих молодых и сильных людей, лучших воинов в легионе, бросить все и пойти на мученичество ради имени Христа? Неужели мы можем сказать, что это некий фанатизм, когда люди убеждают себя в несуществующем и настолько на этом зацикливаются, что готовы на любое безумие ради некоей фантастической, ими же самими придуманной, идеи? Нет! Это было живое чувство Божьего присутствия в их сердцах. Они знали, что Господь с ними, поэтому и пошли в ледяную воду, дабы отдать свои жизни за христианскую веру…
А мы не можем и в теплых, благоустроенных помещениях возбудить в себе это душевное тепло, так как сердца наши холодны и пусты. Но именно такого сердца ждет от нас Господь; именно его Он пришел разогреть, чтобы билось оно в груди уже не каменным, но оживотворенным, смиренным, любящим Бога и ближних. Но все это невозможно без веры.
Я очень часто, практически ежедневно, вспоминаю слова старца отца Иоанна (Крестьянкина), который говорил: «Тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. Потому что нет послушников, но только одни совопросники». А когда мы спрашивали его о том, как же нам, если нет ни старцев, ни праведников, ни святых, возргевать сердце наше – он отвечал: «Читайте жития святых! Конечно же, вы никогда не сможете жить так, как жили они, претерпевать, не отрекаясь от веры, все лишения и скорби, что выпадали на их долю; но через жития вы будете смиряться и просить у Господа милости, почитая себя немощными. А через это будет умягчаться и ваше сердце».
И вот, память сорока Севастийских мучеников является добрым и хорошим примером для всех нас святой, чистой, непорочной, дерзновенной, твердой, действенной и спасительной веры, которой мы, к сожалению, не всегда достигаем. Однако, даже если мы не обретаем такую веру в своей душе, то будем, по меньшей мере, с умилением в сердце взирать на их подвиг и, склонив головы, просить их о помощи и силе. Аминь.»