Уважаемый Александр Валентинович!
Высокое собрание!
Позвольте мне начать с вопроса, который, на мой взгляд, определяет весь дискурс сегодняшней встречи. Что является основой патриотического чувства, что его порождает, что поддерживает? Быть может это какая-то особенная политическая точка зрения или идеология? Или может быть это какие-то экономические факторы, материальные блага, гордость за общие победы и достижения?
Но мы же с вами знаем, что подлинная любовь к своей стране не связана с какой-то определенной идеологией или партией, мы знаем, что и в самые тяжелые, неблагополучные периоды нашей истории патриотическое чувство не угасало в сердцах людей. Даже наоборот, именно оно и спасало нашу страну от гибели. Так, мы недавно вспоминали гражданина Минина и князя Пожарского как пример. Значит, подлинный патриотизм – это не «конъектурная рогожка». Это способность любить свою страну и в радости и в горе, в ее Победах и в час ее Голгофы.
Вся мировая история свидетельствует о том, что у любого народа и в любые времена патриотическое чувство имело своим основанием нравственный фундамент. То есть подлинный патриотизм зависит только от одного единственного фактора – от морального состояния общества. Любое нравственно деградирующее общество неминуемо вскоре будет декларировать: «Патриотизм – это последнее прибежище негодяев». И наоборот, общество, которое при всех сложностях своего исторического пути сохраняет и укрепляет традиционные нравственные ценности, способно породить примеры небывалой стойкости, когда даже перед лицом смерти будет сказано: «Работайте, братья!»
Понимание этих важнейших основ общественного устройства и стало побудительным фактором для Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В этой связи перед законодательной властью, пред религиозным сообществом, перед всем нашим народом стоит общая задача – привести наши правовые нормы в соответствие с положениями этого исторического документа, утвердить приоритет духовных ценностей над идеологией разврата и потребления, выстроить жизнь всей нашей страны на этих незыблемых основах. Потому что государство нуждается в ценностных идеалах, как человек – в нравственных ориентирах. Вынь этот остов – и все посыплется.
В этой связи совершенно неудивительно, что те силы, которые ставили своей целью поражение России, в первую очередь пытались уязвить именно нравственность нашего народа. Через эксперименты со школой, через разврат молодежи, через девальвацию семейных ценностей, через пошлость в культуре, через желтую прессу, и даже через навязывание либеральных законов – в нашей стране создавались суровые условия для сохранения и укрепления традиционных ценностей. Раны, нанесенные этими идеологическими манипуляциями прошлого, должны быть сегодня исцелены как на государственном, так и на общественном уровне. Мы должны идти по пути интеграции духовных идеалов во все институты гражданского общества, а защиту нравственных прав гражданина должны сделать приоритетной задачей государства. Без решения этих вопросов невозможно преодолеть никакие кризисы.
Сколько бы мы не увеличивали материнский капитал, сколько бы государство не вливало благ в материальное обеспечение репродуктивного фактора, без изменения духовного климата демографическая яма останется неизменной. Потому что глубинная причина данного кризиса не только, – я бы даже сказал, не столько – в отсутствии финансовой поддержки для будущего семей, сколько в том, что профессор Преображенский назвал «разрухой в головах».
Основные угрозы демографической безопасности исходят именно из духовно-нравственной сферы общества, где наблюдается девальвация традиционных семейных устоев, отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной.
Духовные законы оказывают свое воздействие даже на уже рожденных детей. Сегодня, после проблемы «родить», не менее остро стоит проблема «воспитать»!
В современном нравственно незащищенном мире ребенок подвергается такому количеству, употреблю этот слово, искушений, что дойти с неповрежденной психикой до собственного репродуктивного возраста ему представляется крайне нелегкой задачей.
Упадок образовательных идеалов, развратный контент в Интернете, насилие в видеоиграх, мат среди сверстников, деградация окружающей его поп-культуры – всё это и многое другое приводит к таким чудовищным последствиям, что никакие меры воздействия неспособны противостоять этой «нравственной бесхозности» подрастающего поколения. Поэтому государство и общество вместе с религиозными институтами должны уделять особое внимание тому духовному полю, в котором растет будущее России. А иначе мы получим «Иванов, не помнящих родства», пришествие которых ужасало наших предков сто лет назад накануне Революции. Все это не шутки, дорогие друзья! На кону сегодня стоит само будущее страны и народа. Как сказал в своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сегодня время, которое нельзя проспать; события, мимо которых нельзя пройти, не сделав для себя самые важные духовные, мировоззренческие выводы».
Духовная небрежность сегодня может лишить нас завтрашнего дня. Это очевидно для всех наших врагов, для всех, кто мечтает поработить наш народ, для каждого, кто замышляет расколоть нашу страну. Так неужели для нас самих эти истины по-прежнему будут вызывать вопросы?
Без приоритета духовно-нравственного воспитания мы не способны сохранить мир и порядок не то что на внешнем контуре, но даже на собственных улицах. В последнее время мы все чаще слышим тревожные сигналы по линии межнациональных отношений, становимся свидетелями конфликтов на этнической почве; коренные народы нашей страны нередко претерпевают притеснения со стороны приезжих и гастарбайтеров.
Эту озабоченность выразил и Святейший Патриарх. Я цитирую: «Появление в значительном количестве носителей иных обычаев может серьезно изменить жизнь нашего народа, в том числе нести угрозу сохранению его духовных основ и традиций. Не пора ли говорить о необходимости не только количественного сбережения народа, но и заботы о сохранении его идентичности?».
А что такое сохранение идентичности народа? Это и есть «сохранение и укрепление его традиционных духовно-нравственных ценностей», к чему нас и призывает вышеупомянутый Указ Президента Российской Федерации.
А вместо этого что мы наблюдаем? Мы до сих пор стесняемся демонстрировать в публичном пространстве наши религиозные символы, до сих пор прикрываемся риторикой о толерантности и терпимости, при этом как бы не замечаем, что за этой словесной трескотней нередко стоит ущемление интересов русского народа. При этом даже в Конституции русский народ назван «народом государствообразующим».
Как же так выходит, что «в многонациональном союзе равноправных народов», именно русский народ, его культура, вера и идентичность стали занимать наиболее стеснительное положение в публичном пространстве?
Нам нечего стесняться и нечего бояться. Мы должны усвоить раз и на всегда: народное единство при всем многообразии его национальностей, традиций, вероисповеданий, языков и культур стало возможным только благодаря великому и щедрому сердцу русского народа, который всех принял, многих защитил и каждого полюбил, как своих сестер и братьев. И исторический путь каждой традиционной конфессии России может засвидетельствовать эту непреложную истину.
Поэтому мы должны нашими совместными усилиями – и государства, и общественных объединений, и религиозных конфессий – поддерживать на территории Донского края «режим наибольшего благоприятствования» для традиционной культуры, языка и веры. Только при этом условии поэтические строки Гимна Ростовской области, в котором, я напомню, поется о «Православном Тихом Доне», не превратятся в безжизненный рудимент.
Все 157 народностей нашего региона веками жили в мире и согласии, когда соблюдались исторически обусловленные соотношения вер и культур. Точно так же это исторически обусловленное соотношение соблюдалось и соблюдается до сих пор в соседних республиках, у наших соотечественников. Это должно быть взято за основу при воспитании подрастающего поколения, регулировании общественных отношений и формировании будущего правового базиса.
В завершении, как бы суммируя все вышесказанное, лишь добавлю: «русский выбор», о котором мы сегодня говорим в свете «патриотизма и духовно-нравственных ценностей», заключается в том, чтобы всем сердцем любить свою Родину и своего ближнего, «сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». И это не просто слова митрополита, это строки из Конституции Российской Федерации.
Спасибо за внимание.