РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбивой пастве Ростовской-на-Дону епархии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбивой пастве Ростовской-на-Дону епархии
6 января 2022 539


Возлюбленные о Господе
всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

 

Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Из года в год мы вспоминаем в этот день событие, которое было многократно предсказано библейскими пророками и ожидалось всем Ветхозаветным Израилем. Однако время прихода Мессии, как и сам человек, должно было созреть. Человечество должно было пройти долгий путь нравственного становления, стяжать навык правильного богопочитания, пережить в должной мере тоску по потерянному Раю, предуготовить свой разум и сердце к тайне пришествия Спасителя. И, когда духовный опыт достиг своей наивысшей точки, Ветхозаветная церковь явила Пречистую Марию, благочестивую Деву, Которая оказалась готовой и достойной услышать архангельские слова: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30-31). Поэтому апостол Павел и называет событие пришествия в мир Христа наивысшей точкой земной истории. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4:4).

Но что мы читаем о событиях Рождества Христова на первых страницах Евангелия? Не повергает ли нас это описание в некоторое недоумение? При таком трепетном ожидании, при таком культурном, общественном и религиозном напряжении богоизбрáнного народа, такая удивительно «скромная» реакция на событие, которое определяло всю его историю, весь смысл происходившего с ним в веках. Ни первосвященники, ни вожди Израиля, ни его учителя, ни представители культуры или широкой общественности – как бы мы сегодня сказали – не отозвались на событие Вифлеемской ночи. Они его как будто не заметили, проглядели, а в дальнейшем, как мы знаем, и вовсе отвергли.

Первыми свидетелями Боговоплощения оказались обыкновенные пастухи с полей и волхвы-чужестранцы, пришедшие поклониться Богу Израиля. Эту ужасную религиозную трагедию народа предскажет за много веков псалмопевец Давид: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22). Итогом духовной слепоты богоизбрáнного Израиля будут слова Спасителя из последних глав Евангелия: «И не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:44).

Однако не стоит думать, что опыт богоизбрания и богоотвержения – это реплика прошлого. Подобная катастрофа отвержения краеугольного камня, потери своего предназначения может свершиться с каждым народом в любом из возможных времен. В определенной степени это происходит и сегодня прямо на наших глазах. И поныне Ирод ищет «Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). И в наше время наблюдается тенденция изгнания Христа и из жизни, и из самого праздника. Страшный парадокс нашего времени: дома украшаются рождественскими елями, семьи собираются за рождественскими яствами, в магазинах организуют рождественские скидки, на улицах шумят рождественские базары, но ни Рождества, ни Самого Рожденного в этом праздничном шуме нет! Всё реже люди поздравляют друг друга словами: «С Рождеством Христовым!» Всё чаще просто: «С Рождеством!» И настоящим маркером эпохи становится тенденция поздравления просто с какими-то «зимними праздниками»... Дело Ирода живет! Образ Богомладенца вытравливают из рождественской культуры и даже полагают нетолерантным употребление самого слова «Рождество». Таким образом и готовится та самая почва, когда люди будут неспособны осознать «времени посещения своего», когда, имея глаза, не будут видеть «краеугольный камень», когда, имея уши, не будут слышать Того, Кто стоит у двери и стучит (Откр. 3:20). Нет ничего печальнее этой картины – слепота зрячих и глухота имеющих слух. Именно к ним обращены слова Спасителя: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Дорогие мои, нет ничего противоестественного и зазорного в том, что светская культура формирует вокруг величайшего христианского праздника определенный праздничный ряд. Соль теряет свою силу лишь тогда, когда этим всё и ограничивается, когда вместо сущности Рождество становится лишь поводом, когда на Рождественском базаре людей больше, чем на Рождественской службе, когда за праздничным столом собираются те, кто не посчитал нужным собраться вокруг Евхаристической Трапезы. Господь в Евангелии предстает перед нами как Учитель, Который не чурается празднества и веселья, Который совершает Своё первое чудо на пиру, желая сохранить атмосферу торжества и радости в доме. Но при этом мы знаем и иной образ – образ Бога-ревнителя, Который произносит Свой таинственный и страшный суд: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Ибо, как учит божественный Златоуст: «Тот, кому было много дано, но кто с пренебрежением отнесся к дару сему, “у того, – по евангельскому слову, – отнимется и то, что имеет” (Лк. 8:18)».

Поэтому, предстоя сегодня перед иконой Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, давайте с особой остротой вглядимся в одну иконографическую особенность. Посмотрите! В самом её центре в сиянии Божественного света мы видим не ангельское торжество, не дары Волхвов и даже не радость на лицах предстоящих. В её центре крохотный Младенец, лежащий в Вифлеемской пещере и укутанный пеленами. Таким же самым образом Он будет укутан и в иной пещере – в пещере Гроба Господня. И между этими двумя пещерами – целая Жизнь, в них – вся наша вера, всё Евангелие. Поэтому, вслушиваясь сегодня в богослужебные песнопения, радуясь общей молитве и делясь друг с другом рождественскими поздравлениями, не упустим в этом торжестве и радости самого главного – Того, Кто «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29), Кто сейчас лежит в образе беззащитного Ребенка на простой соломе в скромных яслях, но Кто вскоре восстанет из мертвых, разрушит адову силу и как Царь мира выйдет из Гробовой пещеры, принеся всем нам нескончаемую радость Пасхи!

Пусть для нас – сегодня и во веки – Рождество Христово будет, прежде всего, праздником Христа! Праздником святого Причастия! Праздником Его будущей Победы над смертью! И одновременно пусть Рождество Христово будет для нас напоминанием того суда истории, который некогда осуществился над богоизбрáнным народом. Вглядываясь в перспективу этого суда, будем же достойны того сокровища веры, что столь обильно проявлялось в истории нашего Отечества и питает духовной силой нашу жизнь сегодня. Сделаем наших наследников наследниками не только культурных артефактов, но и самой веры нашей, как некогда таковыми нас соделали предки наши. И помышляя сегодня о великом даре Рождественского события, возгласим нашему Богу и Спасителю самые главные слова этих святых и светлых дней:

«Поклоняемся Рождеству Твоему, Христе, поклоняемся Рождеству Твоему, Христе, поклоняемся Рождеству Твоему, Христе. Покажи нам и Божественное Твое Богоявление» (стихира предпразднства Рождества Христова).

С праздником, дорогие мои! С Рождеством Христовым!

+ МЕРКУРИЙ,
митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Глава Донской митрополии

Рождество Христово, 2022
Ростов-на-Дону