«Кроме церкви нигде не был. Агитацией никакой не занимался и никого не знаю»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
«Кроме церкви нигде не был.  Агитацией никакой не занимался и никого не знаю»

Иерей Тарасов Александр Николаевич

Клирик Старо-Покровского храма г. Ростова-на-Дону,

Исполняющий обязанности заведующего кафедрой 

«Православная культура и теология» 

Донского государственного технического университета

 

Слова, вынесенные в заголовок статьи были сказаны протоиереем Иоанном Александровичем Цариненко на допросе, проходившем в Ейском отделении Отдела ПП ОГПУ СКК и ДАССР (Полномочное Представительство ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и Дагестанской автономной советской социалистической республики) 26 апреля 1931 года [1, л. 5].

Протоиерей Иоанн Александрович Цариненко родился 1 июня 1861 года в семье священника. В июне 1883 года окончил Екатеринославскую духовную семинарию в звании студента и в августе того же года приступил к исполнению обязанностей надзирателя за учениками Бахмутского духовного училища. 20 июня 1887 года рукоположен во диакона, а затем во священника Крестовоздвиженской церкви села Мишурина-Рога Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. Хиротонии совершил преосвященный епископ Екатеринославский и Таганрогский Серапион (Маевский). В августе 1888 года избирается духовенством и утверждается преосвященным Серапионом, епископом Екатеринославским и Таганрогским депутатом общеепархиальных окружных училищных съездов духовенства на первое трехлетие.

В сентябре 1881 года отец Иоанн утверждается депутатом съездов на второе трехлетие, 13 августа 1893 года – на третие трехлетие, 11 ноября 1897 года – на четвертое и 16 февраля 1900 года - на пятое трехлетие.

21 октября 1888 года согласно поданного прощения переведен на место священника к соборной Свято-Троицкой церкви г. Новомосковска. В 1889-1890 годах исполнял обязанности катихизатора, с 23 мая 1889 года и по 13 ноября 1897 года исполнял должность законоучителя Новомосковского начального училища. В соответствии с резолюцией преосвященного Серапиона с 28 мая 1890 года отец Иоанн Цариненко – священник Успенской церкви предместья г. Новомосковска с. Вороновка. В июне 1892 года преосвященным Августином (Гуляницким) епископом Екатеринославским и Таганрогским, приступившим к управлению Екатеринославской епархией 19 января 1892 года, утвержден в должности члена Новомосковского уездного отделения Екатеринославского епархиального училищного совета. 30 сентября 1894 года утвержден собранием Новомосковского уезда. В 1897 и в 1900 году вновь утверждался на должность депутата земского собрания. В январе 1896 года утвержден в должности заведующего Вороновской церковно-приходской школой. С августа 1896 года - член Новомосковского уездного отделения Екатеринославского епархиального училищного совета, с 20 сентября 1897 года и по 24 апреля 1903 года – его председатель. В 1897-1898 годах исполнял обязанности депутата следственных дел 1-го благочиннического округа Новомосковского уезда. С начала марта 1898 года - законоучитель Вороновской церковно-приходской школы.

24 апреля 1903 года согласно поданному прошению переведен на место третьего священника Покровской церкви г. Ростова-на-Дону. По представлению инспектора народных училищ с 23 января 1904 года и по 1906 год - законоучитель Ростовского-на-Дону 7-го городского мужского начального училища им. доктора медицины Г.И. Ткачева, а с 29 января того же года - законоучитель в Нахичеванском-на-Дону Ольгинском 2-м городском женском начальном училище и Георгиевском мужском начальном училище. С 1906 года – преподаватель Закона Божиего Ростовского-на-Дону 1-го городского женского начального училища, а с августа 1907 года – законоучитель частного реального училища, с 1910 года – в Ростовском-на-Дону 13-м женском начальном училище [2, л. 44 об-46 об; л. 61-62 об; л. 87 об; л. 98 об].

В 1913 году протоиерей Иоанн Александрович Цариненко перемещен во Владимирскую церковь при доме трудолюбия им. П.Р. Максимова, которая до 1911 года входила в состав трех домовых церквей Покровской церкви г. Ростова-на-Дону. В 1920-е годы и по декабрь месяц 1930 года отец Иоанн служил в ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы [4, с.186], «в качестве штатного протоиереем и был одно время ключарем собора» [1, л. 4-5], свидетельствовал он во время проведения допроса 26 апреля 1931 года.

Двадцатые-тридцатые годы ушедшего столетия являются трагическими десятилетиями в истории Церкви Русской, обжегшие верных ее чад.

Одним из очередных шагов советской власти, направленных на исключении Церкви из жизни человека, общества и государства стала кампания по изъятию церковных ценностей. Документом, направленным на подрыв единства Русской Православной Церкви, затруднение и прекращение богослужений стал декрет об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 года. В соответствии с декретом ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» [3] 4 марта 1922 года Донской исполнительный комитет учредил комиссию по изъятию церковных ценностей под представительством секретаря Донского комитета помощи голодающим, членам всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) А.И. Муралова [4, с.158].

Изъятие церковных ценностей в г. Ростове-на-Дону из храмов Русской Православной Церкви началось 11 марта 1922 года [3, с.158]. В этот день комиссия, возглавляемая А.И. Мураловым, прибыла в собор Рождества Пресвятой Богородицы, который первый стоял в списке православных церквей, в которых должны быть изъяты церковные ценности [5, с.15]. В соборе членов комиссии встретили члены церковного совета, ревизионной комиссии соборного храма протоиерей Иоанн Цариненко, протодиакон Димитрий Новочадов и пять представителей от прихожан [4, с.158; 5, с. 17]. Находящихся в это время в соборе молящихся прихожан попросили на время работы комиссии покинуть соборный храм. Прихожане, вышедшие из храма, со словами «грабят церковь» обратились к продавцам и покупателям рынка, расположенного вокруг храма [4, с.158], которые группами стали входить в собор и препятствовать работе Донской комиссии по изъятию церковных ценностей. По предложению церковного старосты комиссия прекратила свою работу и направилась к выходу из храма. По выходу из собора комиссия была окружена народом, начавшаяся словесная перебранка стремительно перешла в драку [4, с.158]. Избиение членов Донской комиссии по изъятию церковных ценностей было прекращено благодаря усилиям протоиерея Иоанна Александровича Цариненко и протодиакона Димитрия Семеновича Новочадова. Отец Иоанн вышел к охваченному волнением народу с крестом в руках и, несмотря на народные протесты, и не прекращающиеся крики, призвал к прекращению драки [5, с. 18], а отец Димитрий ввел в алтарь А.И. Муралова и еще нескольких членов комиссии и тем самым спас им жизнь [4, с. 159]. После этого события изъятие церковных ценностей в г. Ростове-на-Дону на несколько дней было прекращено и после мощной агитационной и организационной подготовки, вновь продолжено после 14 марта 1922 года [5, с.18].

Рассказывая о событиях 11 марта, донская печать писала: «Тяжелые последствия были предотвращены энергичным противодействием, оказанным толпе со стороны протодьякона и настоятеля (протоиерей Иоанн Царименко в дни рассматриваемого исторического события нес послушание ключаря собора Рождества Пресвятой Богородицы [4, с.159]) собора, которые путем увещевания толпы удалось не допустить дикой расправы с членами комиссии» [4, с. 159].

Изъятие церковных ценностей из церквей г. Ростова-на-Дону стало поводом привлечения к суду епископа Ростовского и Таганрогского Арсения (Смоленца) и еще 36 человек [6, с. 111-115]. Вместе с епископом Арсением по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и контрреволюционной пропаганде и агитации [4, с.161] к суду, заседания и публичные слушания которого прошли с 22 по 30 августа 1922 года в здании ростовского театра имени К. Маркса, были привлечены в числе других обвиняемых и семь священников [7, с. 69] и в числе которых был «ключарь ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иоанн Цариненко» [4, с. 162]. По мнению следствия Цариненко, хотя и спас главу комиссии Муралова, однако действовал недостаточно быстро [6, с. 113]. Протоиерей И. Цариненко, Успенский и Зданевич (священник Константин Павлович Зданевич с 29 сентября 1896 года и до перемещения в собор Рождества Пресвятой Богородицы – 3-й священник Покровской церкви г. Ростова-на-Дону [8]) обвинялись «в организации беспорядков, выразившихся в том, что, подготовив толпу к беспорядкам, по прибытии комиссии в кафедральный собор они не приняли мер к удалению посторонних лиц, мешающих работе комиссии, а, наоборот, играли двойственную политику, причем вполне известно, что ими заранее было все это подготовлено…» [4, c.162]». «Кроме того Цариненко предъявляется обвинение в агитации против советской власти, выразившихся в сотрудничестве во времени пребывания белых с журналом «Церковь и Жизнь», где он писал статьи, явно направленные против советской власти [4, с.162].

По завершению судебного процесса епископ Арсений был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу, священников приговорили к различным срокам тюремного заключения от 3 до 5 лет [7, с. 70], 7 человек оправдали [7, с. 70]. Протоиерей Иоанн Александрович Цариненко был приговорен к 3 годам тюремного заключения со строгой изоляцией, однако, принимая во внимание его преклонный возраст, Донской Ревтрибунал нашел возможным заменить наказание 2 годами тюремного заключения без строгой изоляции [6, с. 113]. В тюремном заключении отец Иоанн провел «почти 9 месяцев» [4, с. 175].

По мнению историков, исследовавших церковно-государственные отношения в 1920-х-1940-х годах, кампания по изъятию церковных ценностей была направлена на прекращение существования Русской Церкви [6, 9]. «Комиссия по ценностям», занималась только расколом Русской Церкви, отмечает священник Сергей Иванов [9, с. 64]. История обновленческого раскола на Дону подтверждает этот вывод светских и церковных историков.

Обновленческий раскол на Дону начался 26 апреля 1922 года [4, с. 166]. В этот день под председательством протоиерея Покровской Церкви Михаила Владимировича Попова (в 1912-1914 годах настоятель Покровской Церкви г. Ростова-на-Дону [10]) состоялось собрание православного духовенства и мирян городов Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону, несогласных с действием епископа Ростовского и Таганрогского Арсения (Смоленца), всецело придерживающегося позиции св. патриарха Тихона в вопросе изъятия церковных ценностей [11]. Собрание осудило епископа Арсения, как не осознавшего и не понявшего свободы, представленной Церкви новой государственной властью, как вступившего на незаконный и политиканствующий путь, путь сопротивления изъятию церковных ценностей. Апрельское 1922 года собрание священнослужителей и прихожан ростовских и нахичеванских православных храмов также учредило исполнительный комитет по делам Православной Церкви в Ростовской-на-Дону епархии. К 20 мая 1922 года все духовенство и церковнослужители Ростовского округа дали требуемую подписку о признании исполнительного бюро по делам Православной Церкви [12, с. 19].

После апрельского 1923 года обновленческого «Поместного собора» все храмы в Ростове-на-Дону были обновленческими [12, с. 25], а их клирики являлись приверженцами «умеренного обновленчества» [12, с. 25; с. 29]. В письме на имя св. патриарха Тихона от 11 августа 1923 года [4, с. 174-175], сообщая о церковной жизни в г. Ростове-на-Дону с апреля 1922 года по август 1923 года протоиерей Иоанн Александрович Цариненко пишет: «В настоящее время в Ростове нет ни одной православной церкви, исключая Греческую, в которой службы совершаются на греческом языке… Оставшихся верными Древлеапостольской церкви имеется только два протоиерея, кроме еще двух, сейчас заключенных иереев». [4, с. 175].

Обновленческий раскол в г. Ростове-на-Дону просуществовал более 3,5 лет. В октябре 1925 года ростовский епархиальный съезд духовенства и мирян почти единогласно принял решение «об отколе их от Священного Синода и присоединении к тихоновской ориентации» [12, с. 27].

После освобождения из тюремного заключения, предположительно в мае 1923 года, отец Иоанн Цариненко, по декабрь 1930 года, как следует из протокола допроса обвиняемого от 26 апреля 1931 года и обвинительного заключения от 11 августа 1931 года служил штатным протоиреем ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы [1, п.п. 6, 6 об.]. С декабря 1930 года протоиерей Иоанн Александрович Цариненко жил в г. Москве. Причиной его переезда стала болезнь, из-за которой архиепископ Серафим (Силичев), с конца октября 1927 года управляющий Ростовской и Таганрогской епархией [13], не предоставлял ему место священника в храмах епархии. В ожидании обещанного места священника в г. Москве отец Иоанн Цариненко прожил около 2 месяцев и как сам он свидетельствовал, был вне штата [1, 15]. В середине марта 1931 года ему предоставляется место штатного священника Предтеченской церкви в Пресненском районе г. Москвы. Однако, отец Иоанн вследствие болезни не смог начать служить в Предтеченском храме. По его прошению Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) благословил ему отпуск с 18 марта 1931 года по 18 апреля 1931 года для отдыха. Местом отдыха отец Иоанн избрал село Ейское Укрепление, куда не раз приезжал к своему дальнему родственнику священнику Евецкому Александру Павловичу. В Ейск протоиерей Иоанн Цариненко приехал 27 марта 1931 года, перед этим он на три дня останавливался в г. Ростове-на-Дону, так как у него был дом на 15-й линии. Спустя чуть более двух недель после переезда протоиерея Александра Цариненко в Ейск на отдых на основании ордера №295 от 8 апреля 1931 года 9 апреля 1931 года в доме отца Александра Евецкого двумя инспекторами милиции и агентом угро в присутствии понятого был проведен обыск. В протоколе обыска от 9 апреля 1931 года указывается: «Произвели обыск в доме священника Евецкого Александра Павловича, у которого остановился заштатный протоиерей Цариненко Иван Александрович. При чем, при обыске обнаружена и изъята разного рода переписка и т.п., которая сложена в папку и таковая запечатована сургучной печатью в присутствии самого Цариненко И.А. Жалоб … не поступало при обыске ни каких. О чем и составлен настоящий протокол, который подписали:… (далее следуют подписи сотрудников милиции, понятого, отца Александра Евецкого) [1, л. 2]. После завершения обыска протоиерей Иоанн Александрович Цариненко был арестован и доставлен в Ейский Домзак.

Первый допрос отца Иоанна, после его второго ареста, состоялся 26 апреля 1931 года. Его обвиняли в антисоветской агитации против мероприятий советской власти. На допросе протоиерей Иоанн Цариненко показал, что в с. Ейское Укрепление приехал 27 марта 1931 года на отдых, так как находясь в Москве с декабря 1930 года он заболел. По приезду в с. Ейское Укрепление он остановился у своего дальнего родственника и хорошего знакомого, налоги, причитающиеся с него он заплатил, однако, документов, подтверждающих их уплату не имеет и где они не знает. «Богослужений в с. Ей-Укреплении я не производил. Кроме церкви нигде не был. Агитацией никакой не занимался и никого не знаю». [1, л. 5] – свидетельствовал отец Иоанн на допросе. В приезде отца Иоанна в с. Ейское Укрепление органы ОГПУ усматривали цели, мало связанные с восстановлением здоровья священника. В обвинительном заключении, составленном в мае 1931 года и утвержденным начальником Ейского районного отделения ОГПУ, согласованным краевым прокурором 11 августа 1931 года указывается: «Все это сделано не без умысла, так как с момента их приезда в село Ейское Укрепление усиленно распространились провокационные слухи о предстоящем выселении 50-ти хозяйств и это в разгаре весеннего сева.

В результате распространения подобных провокационных слухов, отмечено, когда колхозники, работающие на степи, насыщенные слухами о предстоящем выселении, уходили с работы наводить справки, - нет ли его в списках выселяемых.

Для прекращения подобных провокационных слухов, было созвано собрание колхозников, специально по вопросу о распространении провокационных слухов о выселении хозяйств и лишь только на собрании эти слухи были рассеяны, и масса колхозников была успокоена.

Привлеченный по данному делу, в качестве обвиняемого священник Цариненко Иван Александрович виновным себя в предъявленном ему обвинении НЕ ПРИЗНАЛ…» [1, л. 6].

Вместе с тем отцу Иоанну были предъявлены следующие обвинения:

«а/-в А/С агитация с использованием религиозных предрассудков, направленной к срыву весенней посевной кампании и колхозного строительства.

в/-В распространении провокационных слухов о предстоящем выселении 50-ти хозяйств, чем самым срывая весеннюю посевную кампанию.

б/ - В распространении провокационных слухов о голоде в других районах, среди колхозников, чем самым подрывал колхозное строительство» Т.Е. ПРЕСТУПЛЕНИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ ст.58-10 ч.2-я УК [1, л. 6 об.]».

«Вещественных доказательств по делу не имеется» [1, л. 6 об.].

Обвинение, согласованное с прокурором Ейского района, было направлено «в Крайполиттройку при ПП ОГПУ СКК для внесудебного разбирательства» [1, л. 6 об.]. Обвиняемому по ст. 58 част и 10 Уголовного Кодекса РСФСР от 1926 года грозило тюремное заключение «на срок не ниже шести месяцев» [14]. 18 августа 1931 года состоялось заседание Тройки при Полномочном Представительстве Объединенного Государственного Политического Управления по Северо-Кавказскому краю и Дагестанской ССР, рассмотревшее дело №27959/ДОН/ по обвинению Цариненко Ивана Александровича по статье 58 части 10 Уголовного Кодекса РСФСР. Выписка из протокола №151 от 18/VIII-31г. заседания Тройки при ПП ОГПУ СКК и ДССР свидетельствует: «постановили: 2. ЦАРИНЕНКО Ивана Ал-дровича из под стражи ОСВОБОДИТЬ, лишив права проживания в 12 п.п. и СКК, согласно списка приказа ОГПУ №19/10 от 1/1-30 г. сроком на ТРИ ГОДА» [1, л. 8]. Очевидно, такой приговор [1, 15, 16] был обусловлен тем, что на дату его оглашения отец Иоанн провел в заключении более 5 месяцев из шести предусмотренных частью 10 статьи 58.

Архивные документы свидетельствуют, что протоиерей Иоанн Александрович Цариненко за все время своего второго тюремного заключения на допросах и на суде сам себя и других людей не оговорил, не назвал имен других людей, сохранил преданность Церкви, своей жизнью исповедал веру Христову.

После освобождения из под стражи протоиерей Иоанн Александрович уезжает в г. Ростов-на-Дону, так как в соответствии с приговором он не мог вернуться в г. Москву [17]. В Ростове у него был дом на 15-й линии и там он проживает до своей кончины, последовавшей в конце 1931 года. Протоиерей Иоанн Александрович Цариненко был похоронен по левую стороны притвора кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону. По решению Епархиального совета Ростовской-на-Дону епархии и по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии в 2018 году в связи с проведением реставрационных работ в соборе, был перезахоронен на священническом участке Северного кладбища г. Ростова-на-Дону.

17 сентября 2022 года состоялось освящение памятника и панихида по протоиерею Иоанну Александровичу Цариненко [18]. Памятник отцу Иоанну бывшему клирику Покровского храма был сооружен по инициативе настоятеля и поддержке Старо-Покровского прихода. Эпитафия на памятнике гласит: «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения в нем» [Неемия, 13:14].

Заупокойное богослужение возглавил настоятель Старо-Покровского храма, руководитель Информационного отдела Ростовского-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов. Ему сослужили епархиальный древнехранитель, член Комиссии по канонизации святых Донской митрополии иеромонах Маврикий (Звягинцев), клирик храма иерей Александр Тарасов.

По окончании панихиды протоиерей Даниил Азизов обратился к молившимся прихожанам Старо-Покровского храма, поблагодарил всех тех, кто посильным участием помогал изготовить и установить памятник на могиле отца Иоанна. В своем слове священник подчеркнул: «Благодарная память о предшественниках – это то, что формирует нас как религиозных и порядочных людей, способных ценить   труды положенные ранее, способных к преемству, без которого церковная жизнь невозможна» [18].


Список литературы

1. Архив УФСБ РФ по КК Арх.-след. д. 14201 (копии материалов в отношении Цариненко И.А. на 9 листах, Л.1-19).

2. ГАРО. Ф.226. Оп.19.Д.515.Л.44об.–46об.; Л.61об.-62; л.98об; Л.123-123об.

3. Декрет ВЦИК – О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих [Электронный ресурс] // hthps: // azbyka.ru /otechnik / Istorij-Tserkvi / istorija-gosudarstvenno-konfessionalnyh-tnoshenij-v-rossii-20-nachalo-21-veka-vvpusk-2/2 22.

4. Шадрина А.В. Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. История / А.В. Шадрина; [отв. ред. акад. ГГ. Матишов]. – Ростов-на-Дону; Изд-во ЮНЦ РАН, 2020, с. 185-192.

5. Шадрина А.В., Табунщикова Л.В. Изъятие церковных ценностей в Донской области. 192 год. Сборник документов / А.В. Шадрина, Л.В. Табунщикова; [отв. ред. А.В. Венков, научн. ред. Н.В. Киселева]. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН. - 2013. – 417с.

6. Табунщикова Л.В. Церковь и Советская власть на Дону. Церковно-государственные отношения на территории Донской (Ростовской) области (1920-1943 годы). Монография // Л.В. Табунщикова; Южный федеральный университет. – Ростов н/Д; Таганрог. Изд-во ЮФУ, 2021. 390с.

7. Бирюкова Ю. Донское духовенство и кампания изъятия церковных ценностей в 1922 году // Журнал Московской Патриархии. – 2012. - №12. – С.64-71.

8. ГАРО. Ф.226.Оп.19Д. 515. Л.7об.

9. Священник Сергей Иванов. В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку // Журнал Московской патриархии – 2022. - №12. – С.58-68.

10. ГАРО. Ф.226.Оп.19Д. 515. Л.Л.151об.-154об.

11. Акты святейшего Тихона Патриарха Московского и всея России, познейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943: Сб.в 2 Ч. / Сост. М.Е. Губонин. – М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та, 1994. – С.187; 190-191.

12. Табунщикова Л.В., Шадрина А.В. Церковные расколы в Донской области. 1920-1930-е годы. Сб. докум. и материалов / А.В. Табунщикова, А.В. Шадрина [Отв. ред. А.В. Венков, научн. ред. Н.В. Киселева]. – Ростов н/Д: Антей. – 2015. – 640с.

13. Серафим (Силичев Леонид Кузьмич), архиепископ Саратовский [Электронный ресурс] // hthps: // azbyka.ru / otechnik / Manuil_Lemeshevskij / russkie-pravoslayviye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-6/29.

14. Статья 58 Уголовного Кодекса РСФСР [Электронный ресурс] // hthps //bessmerrtnybarak.ru/article/statya_58_ukrsfsr/.

15. Цариненко Иван Александрович (1861) [Электронный ресурс] // hthps: //ru.openlist.wiki/Цариненко Иван Александрович (1861).

16. Цариненко Иван Александрович. Книга Памяти Краснодарского края. Т.2. [Электронный ресурс] // hthps: //bessmerrtnybarak.ru/books/person/272500.

17. Приказ Объединенного Государственного Политического Управления за 1930 год. №19/10 с объявлением инструкции по применению положения о ссылке и высылке, применяемых постановлением Особого Совещания при ОГПУ [Электронный ресурс] // hthps: //pandio.ru/text/78/1201/9224.php.

18. Состоялось освещение памятника епархии и панихида по бывшему клирику Ростовской епархии протоиерею [Электронный ресурс] // hthps: // rostoveparhia.ru / eparkhiya-segodnja /eparkhia/nye-otdely/novosti/sostoyalos-osvyashnie-pamyatnika-i-panikhida-po-byvshmu-kliriku-rostovkoy-eparkhii-protoiereyu-/.