Слово по окончании Литургии в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона в Ростовском кафедральном соборе
9 августа 2020 471

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всех вас приветствую с воскресным днем! Поздравляю с днем памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сегодня мы слышали евангельское чтение, и мне хотелось бы, чтобы вы унесли в сердце с собой некие мысли от услышанного.

Этот евангельский отрывок следует за тем, который читался в прошлое воскресенье, где повествовалось о насыщении пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Огромное количество людей окружало Господа и сотворенное чудо насыщения прибавляло людям уверенности в том, что именно этого проповедника и чудотворца, которого они видели и слышали, надлежит иметь царем иудеев. Если переместить все это на современный нам язык, то среди народа, слышавшего Христа и ставшего участником и свидетелем чуда насыщения такого количества людей, господствовали революционные настроения. Народ был готов идти к Иерусалиму, чтобы свергнуть царя, чтобы поднять восстание против Рима и поставить Христа во главе. Но ведь у Господа были совершенно другие мысли, ни о каком царстве земном Он не помышлял и ни о каком земном владычестве не заботился. Он пришел, чтобы благовествовать другое Царство, которое не будет иметь конца, и где господство установлено вседержавной рукой Господа и Творца.

И вот святой апостол и евангелист Матфей повествует нам о том, что Господь буквально понудил (то есть заставил) своих учеников сесть в лодку и переплыть на другую сторону Генисаретсткого озера, чтобы они не поддались настроениям толпы и не произвели возмущение в людях. А Сам тихо удалился в горы, чтобы помолиться. И вот уже ночью после молитвы по берегу озера Он идет на ту сторону, где должны быть Его ученики. Но в это время на озере случилась буря. Природа способствует тому, что это тихое озеро может превратиться в бурлящую бездну. Евангелист говорит о том, что ветер был такой, что лодку швыряло из стороны в сторону, а ученики Христа, находящиеся в лодке апостолы пытались справиться с волнами и сделать все для того, чтобы не погибнуть. 

И Господь, видя с берега, что они терпят бедствие, вступает на поверхность вод озера и идет по ним как по земной тверди, идет навстречу ученикам. И они видят, что некто идет по направлению к ним и думают, что уже видят призрака, начинают кричать. Но Спаситель издали говорит им: «Не бойтесь! Это Я. Ну пугайтесь». Это произвело настолько сильное впечатление на учеников, что, забыв о страхе и грозящей опасности, из почти тонущей лодки апостол Петр кричит: «Если это Ты, то скажи, чтобы я пришел к Тебе!». И Господь говорит Ему: «Иди». Петр выходит из лодки и идет к Нему, но увидев надвигающуюся волну, пугается и начинает тонуть. Спаситель простирает к нему руку, вытаскивает из водной бездны и говорит: «Маловерный, зачем ты усомнился?».

Кажется, что это евангельское повествование не несет в себе никакой особой нравственной, духовной или назидательной идеи. Но даже из описания этого события мы видим, как много уроков преподает нам святой евангелист, пересказывая это событие.

Во-первых, он говорит о том, что Господь приходит всегда к нам на помощь, когда мы нуждаемся в этом или терпим какую-то беду, нестроение в нашей жизни. Он приходит тогда, когда мы находимся на краю гибели. И приходит не только потому, что мы зовем Его, но потому, что это свойственно Его божеству, быть рядом с человеком в самые тяжелые и трудные минуты его жизни. А если в это время человек обратится к Богу, то как никогда почувствует близость своего Господа. И не только близость, но и благодатную помощь, укрепление своих душевных и телесных сил.

Пример Петра очень яркий и показательный для нас. «Зачем ты усомнился?», - говорит ему Господь. Ведь шел же по водам, зачем засомневался? Очень часто и в нашей жизни присутствует это сомнение. Оно происходит от несовершенства нашего жизненного опыта. Совершая то или иное дело, мы не всегда достигаем запланированного, ожидаемого нами результата. И каждая ошибка в жизни заставляет нас задуматься всякий раз, когда мы начинаем какое-либо дело: завершится ли оно благоприятно, или мы вновь потерпим некое поражение? Здесь в человеке зарождается сомнение, которое есть очень пагубная вещь в духовном делании. Преподобные старцы Оптинские говорят так: если есть в сердце сомнение в предпринимаемом деле, никогда не начинай его совершать; совершай дело только тогда, когда сомнения в тебе отсутствуют. Это духовное наставление и, конечно же, опыт духовной жизни преподобных старцев…

Там, где Бог, там не сомнения. И, вероятнее всего, Петру не нужно было смотреть по сторонам, озираться на идущие на него волны. Ведь перед ним был Спаситель, и было достаточно видеть Его и исполнить Его Слово. В этом и заключается опыт духовной жизни. Когда мы идем по этому пути, ведущему нас ко Христу, мы не должны отвлекаться ни на что постороннее. Потому что, как только мы отвлечемся, так тут же наш ум будет уловлен дьявольскими сетями сомнения, мы увидим опасности и окружающие нас нестроения, почувствуем свое несовершенство. И вот уже наш взгляд оторван от Господа и мысли уже не рядом с Ним, и уже наше сердце не готово исполнять Его Слово – вот тут начинается то, что произошло со святым апостолом Петром, начинается наше погружение в бездну, мы тонем… Но и в этот самый момент Спаситель откликается на нашу молитву, и мы слышали об этом в Евангелии. Когда апостол Петр начал кричать и просить о помощи, Господь подал ему Свою руку и вытащил из этой бездны. Столько благословенных уроков в этом евангельском повествовании!

Будем и мы с вами, дорогие братья и сестры, иметь надежду и пытаться избавиться от сомнений в своей жизни, полагая в основу любого доброго дела, которое мы совершаем, глубокую веру и упование на то, что Господь, повелевший нам идти путем Спасителя, всегда пребудет с нами на этом пути. Самое главное, чтобы наши глаза всегда были обращены к Богу, и наши ум и сердце не рассеивались от всех нестроений и соблазнов, которые могут поджидать нас на жизненном пути.

Дай, Господи, всем нам этого радостного шествия ко Христу и чувства Его божественного присутствия в нашей жизни. Аминь».