Слово по окончании Божественной литургии во вторник Светлой седмицы в Старо-Покровском храме г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии во вторник Светлой седмицы в Старо-Покровском храме г. Ростова-на-Дону
8 мая 2024 331

«Христос воскресе!

Приветствую вас с праздником Пасхи Господней!

Сегодня Господь даровал нам возможность насладиться Его Светлым Христовым Воскресением, быть не только молчаливыми свидетелями, но и участниками - теми, кто с апостолами, женами-мироносцами и верными чадами Церкви Христовой переживает радость встречи с Воскресшим Спасителем. Соприкасаясь с Богом, чувствуя Его всем сердцем, мы вновь и вновь обращаем свои мысли к страницам Священного Писания и вспоминаем те дни, когда Господь ходил Своими пречистыми ногами среди учеников и являл Себя уже Воскресшим. 

За Божественной литургией мы слышали евангельское чтение, в котором святой апостол и евангелист Лука повествует о том, как два ученика Спасителя - Лука и Клеопа, будучи свидетелями голгофской трагедии, поверженные духом, отправляются из города Иерусалим в близлежащее село Эммаус. И вот, Воскресший Господь является им. «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Eгo» (Лк., 24:16).

Они видели Господа, беседовали с Ним, но не понимали, что это Он. Спаситель пытался сделать все, чтобы от повеления своего сердца ученики осознали, Кто с ними рядом. «И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее» (Лк., 24:28). Но Лука и Клеопа отвечали Ему: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк., 24:29). Господь остается, возлежит с ними на вечери, принимает и надламывает хлеб и раздает его Своим ученикам. В тот момент спала пелена с глаз Луки и Клеопы, они увидели перед собой не только путника, но и Воскресшего Господа и Спасителя Иисуса Христа. 

Почему ученики беседовали с Богом и не понимали, что это Спаситель наш Иисус Христос? Некоторые богословы предполагают, что по дороге на запад, к Эммаусу, палестинское солнце было настолько ярким, что ослепило их глаза, мешая узнать Иисуса.

Мы тоже можем задаться вопросом: как ученики, зная Господа, будучи рядом с Ним, не увидели, не узнали своего Спасителя, и лишь по одному жесту поняли, Кто явился им? Не хотелось бы говорить об этом долго, но, действительно, Бога по-настоящему можно почувствовать в Таинстве Божественной Евхаристии, когда Он Сам преломляет хлеб. 

Евангелие отражает не только исторические события, оно иносказательно повествует о тех вещах, которые для нашего времени весьма актуальны. Мир двигается в сторону Запада - либеральной распущенности, вседозволенности, богоотрицания, раскрепощенности страстей.

Когда человек движется в направлении так называемых западных ценностей – расслабленности, распущенности, свободомыслия, то утрачивает способность видеть Господа, даже если Он обращается к нему. Важно понимать, что Священное Писание призывает обратить свой взор на восток, где засиял Свет Воскресения Христова.

Святитель Василий Великий сказал: «Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда». Погружаясь в мирские удовольствия, мы идем по пути, который отдаляет нас от Бога. Однако дорога в Царство Божие представляет собой самопожертвование, милосердие и смирение. На этой тернистой, скорбной, тяжелой тропе, встречая Господа, мы чувствуем, что это Он идет и беседует с нами.

Мы - христиане, следуем за Господом, зная, что Он всегда рядом. Будем же молиться, чтобы глаза видели Спасителя и не были ослеплены чрезмерно ярким солнцем сластолюбия, Запада и прочих вещей, что мешают человеку на пути ко спасению. Несмотря на все сложности, препятствия и лукавства этого мира, Господь воскрес из мертвых! Давайте насладимся духовной радостью, позволяя сердцу радоваться и укрепляться от того, что мы являемся сонаследниками этой победы и полностью разделяем ее. Аминь.»