Слово перед началом Божественной литургии в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом Божественной литургии в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
7 января 2017 608

«В эту спасительную ночь взоры всего православного христианского мира обращены не к царским чертогам, не к дворцам, пыщущим золотом и богатством, а обращены к скромной вифлеемской пещере, где в яслях положен Тот, Кто Своею десницей удерживает эту Вселенную. Священное Писание доносит до нас это дивное повествование о той далекой ночи на самой окраине Вифлеема, вне городского шума, где в тиши пришел в мир Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Великий Бог пришел так тихо, что не побеспокоил Своим пришествием даже рядом находившихся людей, которые были отягчены сном. Лишь некоторые знали об этом пришествии, об этой великой спасительной тайне.

Святой евангелист Матфей доносит до нас имена тех людей, которые знали, и имен, которых, может быть, мы не знаем. Одним из них был царь Ирод, который, узнав от пришедших с востока волхвов о том, что должен родиться некий царь из колена Давидова, посылает волхвов и слуг своих узнать, где рождается этот великий царь. А вторые были пастухи, простые люди, которые пасли стада близ Вифлеема и которые узрели дивное явление – ангелов, возвещающих пришествие в мир Спасителя, которого увидеть чаяли народы в течение многих веков.

А еще были волхвы, которые пришли в Палестину, уже ученые, грамотные, которые по течению небесных тел увидели, что дОлжно прийти Великому Человеку на землю, и стали искать этого Человека, Они обрели в вифлеемских яслях не просто младенца, а воплотившегося Бога. С этой самой минуты мир делится на несколько частей. Одна из них (как и Ирод), ненавидит Христа, потому что Он мешает жизни, Его Слово жжет жизнь, это словообличение, это Слово власти. Слово над миром. Другие отягчены своими повседневными заботами и им не до Христа и не до того, что Он приходит на землю. Они не воспринимают этого чуда, проходят мимо, потому что их глаза и их заботы находятся в другом. Третьи, наконец, люди действительно мудрые, познавшие красоту и полноту науки, простецы, которые этой науки не знают, но у которых чистое и светлое сердце – они находятся рядом с родившимся Богомладенцем Христом. Так было в Вифлеееме, и точно также происходит сейчас все в нашей жизни. Кто-то Господа ненавидит и гонит Его, кто-то абсолютно равнодушен к тому, что происходит, и лишь высокие умом и чистые сердцем, идя навстречу Богомладенцу, обретают радость этой встречи с Господом.

В сегодняшнюю ночь мы не будем говорить ни о первых, ни о вторых. И то, что мы собрались здесь, является свидетельством нашей веры в Бога, пришедшего в мир плотью, дабы спасти всех нас. И стоим мы не в величественных кафедральных храмах, а в таком же убожестве, в котором пришел в мир Христос – почти в таких же яслях вифлеемских, но радуемся не от красоты мерцания злата, а радуемся от того, как сказал пророк Исаия, что с нами Бог. К убогим, грешным, праведным и неправедным, постившимся и непостившимся, великим и малым, людям властным и безвластным, людям крепким и сильным духом и малодушным – к нам, таким разным, пришел великий Бог. И радость Его пришествия не может не почувствовать человеческое сердце.

В эту светлую Рождественскую ночь я всем вам, возлюбленные мои отцы, братья и сестры, желаю этой светлой радости. Желаю того, чтобы никакие заботы и помрачения мира сего никогда не отвлекали сердце наше от Господа, потому что если сердце наше к Богу приютится, то и Бог будет в нашей жизни. А значит, управятся наши дела, с помощью Божией все можем сделать. Желаю вам, вашим близким и семьям этой земной и одновременно небесной радости, утешайте себя тем, что с нами Бог вовеки. Аминь».