Слово по окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в соборе Воскресения Христова Свято-Донского мужского монастыря в станице Старочеркасской

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье)  в  соборе Воскресения Христова Свято-Донского мужского монастыря в станице Старочеркасской
5 апреля 2015 620

«Дорогие братья и сестры, всех вас сердечно приветствую с праздником Входа Господня в Иерусалим, Вербным воскресеньем. Вербное воскресенье, так же как и Лазарева суббота, предшествует дням Страстной седмицы. Эти праздники открывают нам седмицу, во время которой мы вспоминаем страдания Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Если вчера за утреней евангелист Иоанн Богослов повествовал о том, как Господь пришел в город Иерусалим, как Он торжественно входил в этот град, то сегодня особый акцент делает на том, как Господь предуготавливал Себя ко входу в Иерусалим. Он знал, на что Он идет. Он знал, что все первосвященники и начальники Иерусалимские были озлоблены против Него. Он знал, что уже отдан приказ о том, чтобы Его схватить. Поэтому вход в Иерусалим был не входом к славе, но входом на страдания. И хотя народ ликовал, сердце Спасителя было исполнено скорби. Он восходил на Свою Голгофу, и перед тем, как войти в Иерусалим, Он посетил в Вифании дом Своих друзей – Марфы, Марии и Лазаря – одно из немногих мест, где сердцем Своим отдыхал. За трапезой одна из сестер, Мария, достала сосуд с драгоценной жидкостью – благовонным миром, разлила его на ноги Спасителя и вытерла своими волосами. Сам этот поступок вызывает особое чувство у людей, которые читают о нем. Драгоценное миро возливалось на главу пророков, на главу царей в знак особого помазания. А Мария возливает его на ноги учителя и Господа. Почему? Да потому что она никогда не помышляла, что может возлить его на главу Спасителя, у нее даже мыслей таких не было по своей скромности, по сознанию своей греховности. Мы также видим еще один ее поступок – она вытирает ноги Спасителя не полотенцем, не тканью, а своими волосами. Никогда женщина в древнем мире не открывала волосы главы своей, ходить с непокрытой головой считалось признаком распутства. А Мария обнажает всю свою жизнь, она говорит, что есть в ее жизни грех, неправда. Она показывает высочайший образ смирения и высочайший образ любви.

Наряду с этим мы слышим повествование о том, как поступил в этот момент один из учеников Спасителя – Иуда. Что он сказал? «Зачем ты это сделала, зачем ты потратила столько денег для того, чтобы просто вылить драгоценную жидкость на ноги учителя, когда его можно было продать и раздать нищим?». Какие благородные и высокие слова, но что за ними кроется? Желание неправедного обогащения. Два человека, которых сегодня показывает рядом со Спасителем святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Мария – любящая Господа, чтущая Его, и тот, кто был призван любить Господа, кто говорит мудрые и правильные слова, но за ними уже кроется предательство и ложь. При ногах Спасителя преломляется человеческая жизнь, Он является обличителем неправды и эталоном любви. Он показывает, как может меняться человеческая жизнь, и мы также являемся свидетелями того, что произошло тогда в горнице. Но ведь это происходило не только в горнице в Вифании, это происходит очень часто в нашей жизни, когда мы произносим красивые и правильные слова, за которыми, к сожалению, не только не стоит то содержание, которое мы должны были в них вкладывать, но, наоборот, которые свидетельствуют о неправедности нашей жизни. Сколько сейчас вокруг мы слышим слов: «Для чего строить храмы Божии, украшать их, зачем нужна реставрация, ведь можно отдать бедным, столько людей нуждающихся вокруг». Но как только дело доходит до конкретной помощи, мы видим, как очень много денег расходуется впустую, когда помощь, идущая тем, кому предназначается, не доходит до этих людей. Такие примеры, к сожалению, мы встречаем в нашей жизни. Это Иудины примеры, которые перед лицом Спасителя обличаются в нашей жизни. Даже память о Спасителе, о христианской жизни, о заповедях Божиих дает нам представление о том, кто этот человек и как он живет, что он говорит и что делает.

Часто бывает так, когда человек последнее отдает в храм, нищим или убогим, говорят: «Безумный человек, для чего он это делает? Для своей семьи мог бы что-то сделать, для себя бы создал что-то ». Везде мы слышим эти слова, и должны воспринимать их только через учение Спасителя. Единственный критерий, которым можно измерять подобные слова, – правда Божия, слово Божие.

Потому вступая в дни Страстной седмицы, дни, когда мы должны пройти вместе со Спасителем весь путь Его Страданий, до Креста, мы должны напомнить себе о том, что самый высокий подвиг человеческой жизни – это подвиг любви, который не словами, но делами выражается, который приносит иногда пользу другим людям, а иногда просто проявляет любовь человека к Богу или к окружающим его. Пусть же сей евангельский пример будет для нас поучительным и спасительным».