Слово по окончании Литургии в Лазареву субботу в храме Святой Троицы Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Лазареву субботу в храме Святой Троицы Ростова-на-Дону
4 апреля 2015 519

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец благочинный, братья сослужители, дорогие братья и сестры, сердечно приветствую вас с окончанием Святой Четыредесятницы, Лазаревой субботой, днем, который является предвестником Светлого Христова Воскресения. Сегодня за Литургией читалось удивительное по своей красоте Евангелие Иоанна Богослова о том, как Господь, идя на вольные страдания, пришел в окрестности Иерусалима – Вифанию, в дом своих друзей – Марфы, Марии и Лазаря. Пришел в тот самый день, когда дом был полон скорби, ибо Лазарь тяжко болел и в болезни умер. Близкие оплакивали четверодневно погребенного Лазаря. Господь пришел, чтобы разделить с сестрами скорбь и явить славу Божию. Обе сестры, хотя и в разное время встретили Господа, сказали Ему одни и те же слова: «Господи, если бы Ты был рядом, не умер бы Лазарь». Сказали это с болью, печалью и даже некоторой тенью укоризны, потому что они посылали известия Спасителю о том, что Лазарь тяжело болеет. Господь, говоря о том, что Он есть Жизнь и Воскресение, идет к гробнице Лазаря, понуждает людей отодвинуть камень и, вознеся сугубую молитву Богу и Отцу, говорит слова, которые воздвигают человека из мертвых: «Лазарь, гряди вон, изыди из гроба». Послушный голосу Спасителя, повитый погребальными пеленами мертвец выходит из гроба.

Это было самое великое чудо, которое народ мог видеть. Воскрешение Господом людей из мертвых мы не единожды встречаем в текстах Священного Писания. Это и сын вдовицы Наинской, и дочь Иаира. Но многие скептики могут сказать, что в силу определенных обстоятельств это не была смерть, а только сон, от которого Господь пробудил этих людей. Совершенно иное событие описывает святой евангелист Иоанн Богослов. Лазарь уже четыре дня пролежал во гробе. А что значит находиться телу во гробе в жаркой Палестине? Потому, когда Господь приказал отвалить камень от гроба, люди сказали: «Не делай этого, потому что уже смердит». Здесь Господь показывает Свою власть над смертью, которая уничтожает человека, разлагает его, превращает его в прах. Он воздевает очи к Небу, совершает молитву и воскрешает мертвеца. Это событие является самым, может быть, выдающимся из тех, что повествует нам Священная История Нового завета. Господь являет Себя Победителем смерти. Как же можно победить смерть? Святой апостол и евангелист указывает, что смерть побеждает Бог, к которому обращаются слова нашей молитвы.

Очень часто, печалуясь о наших близких, которые чаще всего погибают от греха, который является первопричиной всякой болезни, мы говорим: «Господи, где Ты? Неужели Ты не видишь, что происходит? Если бы Ты был рядом, этот человек не умер бы». Святой евангелист показывает, что нам не роптать надо на Господа, не разводить руками в своей беспомощности, а искренне и горячо молиться Богу, Который и есть Жизнь. Мы знаем много удивительных примеров человеческой истории, когда люди, никогда не знавшие Бога, ведшие греховный, преступный образ жизни, совершенно случайно встретившись со Христом, прочитав о Нем в Священном Писании, вдруг преображали свою жизнь, может быть, в самые последние минуты. А многие люди, которые в юности своей готовы были уже погибнуть, через силу молитвы матери или близких людей, через молитву Церкви, обращенную к Богу, обретали иной образ жизни, встретив на своем жизненном пути Бога. Потому Бог – не Бог мертвых, но Бог живых, Бог, воскресающий человека к жизни. А каждый из нас, кто грешит, кто совершает неправду, уже вкушает смерть в этой жизни. Избавить нас от смерти может только Бог, к которому мы должны обращать слова своей сердечной глубокой молитвы.

Сегодняшний день напоминает нам о том, что Бог имеет власть над смертью и может из рук смерти вырвать любую человеческую душу, спасти ее для Царства Небесного. Сегодня праздник исполнения наших молитв и наших надежд. Будем же, дорогие мои братья и сестры, иметь к Господу несомненную веру — в то, что Ему, Победителю смерти, возможно исправить нашу жизнь, преобразить ее к лучшему, переменить греховный образ жизни на праведный, победить саму смерть».