Иеромонах Геннадий (Войтишко Роман Алексеевич)
Руководитель сектора приходского просвещения
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви,
г. Москва
Особенности и возможности чтения Священного Писания с подростками
Аннотация. В статье рассматривается специфика просветительской работы с подростками в приходах Русской Православной Церкви в контексте решения проблемы приобщения их к Священному Писанию. Обозначены особенности развития подростков, которые следует учитывать при еерешении. На примере Методического комплекса для детей 14-17 лет «Жизнь с Евангелием» раскрываются возможности применения эффективных методик взаимодействия с подростками.
Ключевые слова: православие, приходское просвещение, наставление в вере, подростки, евангельская группа, Священное Писание, Библия.
Приобщение к Слову Божию – является важной частью целеполагания приходского просвещения детей и взрослых в Русской Православной Церкви [1].
Одна из наиболее сложных задач в этом направлении - работа с подростками. Ее трудность обусловлена целым рядом факторов: от ее постановки применительно к целевой аудитории, понимания и учета особенностей развития подростков, до выбора и применения эффективных методик взаимодействия с ними.
Акцент на «знаниевом компоненте» дает обратный ожидаемому эффект – а именно (в совокупности с другими факторами) потерю интереса к приходским встречам/занятиям и оттоку подростков из приходов. У них нет ни запроса, ни жизненной потребности в изучении библеистики и в целом - освоении совокупности знаний о Священном Писании. В этом возрасте учеба не является ведущим видом деятельности.
Перед подростками 14-17 лет стоят важнейшие для личностного развития задачи [2]: они продолжают осваивать навыки преодоления конфликтов, разрешения сложных жизненных ситуаций и личных трагедий (предательство друзей, несчастная влюбленность, неприятие в группе), делают попытки в осмыслении собственной религиозной идентичности и воссоздании внутренней целостности. Если приход в этот момент станет для них безусловно принимающей и поддерживающей средой, то появляется дополнительная надежда на то, что данный жизненный этап может быть благополучно преодолен. Положительным результатом развития ребенка в этом возрасте будет полноценное осознание себя православным христианином, утвержденном в вероучении, доверяющим своей Церкви и стремящимся к Богообщению через духовные усилия.
Крайне важно понимать возрастные психофизические особенности развития детей 14-17 лет и ориентироваться в работе на них. В частности, их ведущую потребность в постоянном личном общении с людьми, проявляющими к ним симпатию, приятие; потребность в здоровом взгляде на себя (подросткам необходима помощь в осознании того, что они, как личности, очень нужны близким, Церкви, Богу); потребность принадлежать (подростки хотят принадлежать к дружественной и интересной для них среде, поэтому мы должны дать понять подросткам, что приход – место, где их всегда примут и всегда ждут); потребность в общении с лицами другого пола и, в общем, доброго приятельского общения со сверстниками; потребность в социальной адекватности (общение в группе дает возможность в дружественной среде получить ответы на вопросы «Насколько я подхожу для общества?», «Кто я?», «Какой цели я должен добиваться?» и т. д., и крайне важно, чтобы они были даны с христианской точки зрения и усвоены подростками) [3].
Необходимо также обратить внимание на важную педагогическую аксиому — каждый ребенок формируется в контексте значимого для него взрослого. Сначала, это мама, а с 6-12(13) лет — это папа, а вот дальше — возрасте 13-17 лет — это внешний (по отношению к семье) авторитеный взрослый. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы подростки взрослели в Церкви, в кругу друзей, рука об руку со значимым для них церковным взрослым.
При этом, конечно важно, чтобы приход стал территорией, свободной от морализаторства и навязывания. Приходские педагоги - священники и миряне - призваны быть особенно внимательными к молодым людям, не просто давать им знания о Боге, но сопровождать их на пути духовного взросления, просто жить вместе, принимать их, призваны доверять и любить.
То, что подростки узнают на приходских встречах, то, что они делают, не должно быть для них отвлеченным знанием, не применимым в жизни. То, что они узнали, должно открыться для них как нечто очень важное для них, как то, что было нужно им, что они приняли и на что они смогут опереться. Каждая встреча на приходе должна быть не просто стандартным плановым мероприятием, но должна становиться ценным со-бытием как для детей, так и для педагогов, которые в идеале должны занять в жизни детей роль верного Друга.
Таким образом, главная цель наших пастырско-педагогических усилий - помочь подросткам осмыслить веру как личные живые отношения с Богом, основанным на любви, и поддержать их на пути духовного развития, способствовать усвоению опыта Богопознания и Богообщения, хранимого в Церковном Предании.
Одним из эффективных инструментов, помогающий решить поставленную задачу является Методический комплекс для детей 14-17 лет «Жизнь с Евангелием», подготовленный в рамках ЕУМК «Бог и человек. Движение навстречу» [4], ставший также одним из важнейших элементов Патриаршей программы изучения Библии. Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с ним и утвердил его. Курс также получил гриф Экспертного совета СОРОиК, прошел двухгодичную апробацию и уже применяется в приходах целого ряда епархий Церкви.
Задачи курса: помочь детям взрастить любовь к чтению Слова Божия, сформировать восприятие Евангелия как верного ориентира в жизни и средства для общения с Богом; поддержать детей в деле спасения, становления и развития их духовной жизни; актуализировать евангельские ценности и смыслы в жизни детей, углубить знание православной веры; дать опоры для плодотворного решения внутренних проблем детей, конфликтных ситуаций, дальнейшего и роста и личностного развития; сделать приходские встречи территорией дружбы, радости, взаимовыручки, заботы, которые бы изливались за границы встречи и имели длительное продолжение; развить коммуникативные навыки; способствовать созиданию чувства единства с Церковью и конкретной приходской общиной.
Методологической основой курса «Жизнь с Евангелием» является понятие «наставление в вере», понимаемого как передача опыта Церкви, христианских смыслов и идей, что связано также и с поддержкой человека в становлении и развитии его опыта Богообщения - в молитве, участии в Евхаристии и других таинствах Церкви, в приобщении к Слову Божию, в служении милосердия, в общении с братьями и сестрами во Христе. Понимаемое таким образом “наставление в вере” напрямую связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви.
Курс «Жизнь с Евангелием» описывает не только содержание приходских вероучительных встреч, но и различных событий, происходящих на приходе и направленных на просвещение детей. Таким образом подростки, погружаясь в жизнь прихода и взаимодействуя с другими членами, перенимают опыт веры, спасительной жизни всей Церкви.
Эффективными способами решения описанных задач могут быть признаны те, которые направлены не на передачу религиозной информации, а на обмен опытом, непосредственно связанным с жизнью молодого человека. В широком смысле, перефразируя слова отца Александра Шмемана [5], нам крайне важно помочь подросткам влюбиться в Священное Писание сделать его объектом интереса, поместить его в центр всей нашей религиозной жизни.
Главной особенностью авторского курса «Жизнь с Евангелием» является то, что он целиком основан на чтении и осмыслении Священного Писания в группе. Это позволяет увидеть текст актуальным, личностно значимым, ценным, таким, который может помочь осмыслить взаимоотношения подростка с Богом, миром и другими людьми. Цель проведения евангельской группы - помочь разобраться с евангельскими смыслами, понять их, и побудить участников быть внимательными к себе в реакции на услышанное слово Божие.
Приобщение к Слову Божию в чтении Евангелия само по себе является важнейшим способом развития духовной жизни.
В отличие от лекционных занятий на Евангельских группах участники не пассивно воспринимают информацию, а самостоятельно изучают основы веры, участвуют в обсуждении сложных тем, нередко получают ответы на личные вопросы, в целом, получают значимый для них опыт встречи со Словом Божиим, опыт погружения в него и открытия всего спектра евангельских смыслов.
А будучи должным образом, ориентированным на возрастные психофизические особенности развития детей 14-17 лет курс в глубоком, доверительном общении в евангельской группе помогает подросткам удовлетворить свои психологические потребности, свойственные возрасту.
Кроме того, курс «Жизнь с Евангелием» помогает решить базовую проблему традиционных приходских занятий с детьми: с подлинным Словом Божиим дети чаще всего не встречаются, в большинстве случаев они слышат его только в пересказе или, в лучшем случае на слух - во время богослужебного, приходского или семейного чтения, что создает иллюзию знания и понимания. А к более взрослому возрасту им уже «неинтересно». Когда же они пробуют сами в более взрослом возрасте читать Писание, то обнаруживают, что многого не знают, а навык самостоятельного изучения Слова у них еще не выработан.
Осмысление Священного Писания в группе дает возможность сформировать и развить навык личного глубокого размышления над Словом Божиим и при этом помогает объединить широкий спектр тем богословских и церковно-практических дисциплин. Разрозненные так называемые учебные дисциплины — например, Литургика, Основы христанской нравственности, Священное Писание Нового (или Ветхого) Завета, возможно, хороши для академической науки, но неэффективны для занятий с детьми, вызывая нелучшую ассоциацию с обычной школой.
Библейский же текст - ключевое ядро, вокруг которого естественно собираются и догматическое, и литургическое, и нравственное учение Церкви, историческое предание, основы духовной жизни. Поэтому по своему содержанию данный курс является интегрированным.
Погружение в библейский текст позволяет молодому христианину, с одной стороны, продвинуться в развитии собственной духовной жизни и отношений с Богом, а с другой, лучше узнать других членов приходской общины и развить умение плодотворного взаимодействия с ними. При совместном чтении Священного Писания братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца, – и, если быть внимательным, то можно увидеть в другом человеке черты образа Божия и суметь порадоваться и поблагодарить. Но также можно увидеть и внутреннюю хрупкость, поврежденность, уязвимость, и это сможет научить человека бережнее относиться к ближнему.
По своему содержанию группа евангельских бесед - это не только место, где юные члены прихода просто изучают Писание, беседуют на различные религиозные темы. Это место, которое связывает самые разнообразные формы приходской жизни - совместную молитву и участие в таинствах, выполнение какого-либо служения ближним, проведение досуга, дружеское участие в жизни друг друга и т.д.
Важно подчеркнуть: евангельские беседы организуются не ради самого чтения Писания, а ради того, чтобы это чтение повлияло на изменение жизни человека – укрепило его веру и помогло научиться слышать Бога и слушаться Бога, стать зрелым, самостоятельным, активным христианином, ощущающим ответственность за Церковь, готовым жертвенно служить ближним.
В данный момент курс состоит из 2 одногодичных циклов чтения Священного Писания в формате евангельских групп.
Первый цикл строится на основе изложения основных евангельских событий в их хронологической последовательности от Благовещения Богородицы до Вознесения Господня. Второй цикл основан на последовательности воскресных евангельских чтений. Цикл чтений Евангелия в группе начинается с сентября и завершается в мае.
Курс «Жизнь с Евангелием» включает активные методы и формы взаимодействия, открывающими возможности для свободного мышления молодого человека и сотворчества с педагогом и другими участниками общения.
Занятия ориентированы на диалог как основной метод взаимодействия, что позволяет подростку делать самостоятельные открытия и тем самым глубоко усваивать полученные знания. Это становится частью его личного опыта. Если человек не рождает идею в процессе собственного размышления, а ему сразу дают все правильные ответы в готовом виде, то он их, как правило, не усваивает.
Материалы курса адресованы прежде всего ведущему занятия с подростками. Они содержат пояснительную записку с описанием особенностей работы и методический инструментарий, продолжительность и структуру занятий, а также тематический план, рассчитанный на 2 года, хрестоматию и конспекты приходских встреч. Приходская встреча — это нечто большее, чем только евангельская группа. Она включает в себя самые разнообразные формы взаимодействия с подростками: прогулки, чаепитие, дискуссии, проекты, просмотры кино и т.д. В конспекте описаны возможные формы для развития разговора. В том числе рекомендации по проведению киноклуба, дискуссии, анализа конкретной ситуации, квеста, игры, миссионерской приходской акции, социального и/или арт-проекта и т.д.
Опыт апробации и дальнейшего примения курса «Жизнь с Евангелием» показал, что подростки, несмотря на школьную загруженность, посещают занятия регулярно (это говорит об их интересе), нет не только оттока детей, но наблюдался приток друзей, одноклассников тех ребят, которые уже занимались по программе курса.
Список литературы
1. Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения [Электронный ресурс]// Общецерковный портал «Наставник.Онлайн». – Режим доступа: https://наставник.онлайн/основы- педагогического-сопровождени/ – Дата доступа: 10.05.2024.
2. Cм. Дети подросткового возраста (14, 15 и 16 лет) // «Психолого- педагогические основы работы с детьми на приходе»: методическое пособие / Иером. Геннадий (Войтишко) [и др.]. [Электронный ресурс] // Общецерковный портал «Наставник.Онлайн». – Режим доступа: https://наставник.онлайн/психолого-педагогические-основы/iv-возрастные- рекомендации/особенности-подростков-14-15-16-лет/ – Дата доступа: 10.05.2024.
3. Там же.
4. ЕУМК «Бог и человек: движение навстречу» // Общецерковный портал «Наставник.Онлайн». – Режим доступа: https://наставник.онлайн/еумк-бог-и-человек-движение-навстреч/ – Дата доступа: 10.05.2024.
5. Шмеман, А. прот. Из лекций по пастырскому богословию. Как преподавать вероучение подросткам / Шмеман, А. прот. // Собрание статей 1947—1983 / прот. Александр Шмеман. — 2-е изд., - М., 2009. С. 744.
* Статья в авторской редакции