«Я много лет работаю педагогом, точнее, режиссером. Режиссер театра – всегда педагог. Вся деятельность театра «Кул-шоу» формировалась в конце 90-х, самое тяжелое время, как я считаю. Театр базировался в реабилитационном областном центре, куда привозили детей с вокзалов, улиц, которые уже успели получить массу негативного опыта. Было и отделение для детей инвалидов. Вместе с ними мы начали свою нелегкую, но очень важную работу. С нами также занимались дети из семей риска и дети из обычных семей, которые были вынуждены общаться с беспризорниками и инвалидами. Но такой контраст пошел на пользу всем. Сегодняшние педагоги нашего театра — это, в большинстве, те, кто вырос в это непростое время и знает, как правильно наладить контакт с такими ребятами.
Что изменилось с того времени?
Сегодня в наш театр приводят детей, словно в реабилитационный центр, где точно знают, что мы им поможем. Театр достиг высокого уровня, мы часто ездим на различные конкурсы, фестивали и занимаем там высокие места. Сейчас, когда ребята видят вокруг себя судьбы своих товарищей, которые каждый день работают над собой, чтобы выйти из этой социальной зоны. Они иногда ставят детей в такое положение, когда те понимают, что мир крутится не вокруг них. Мы снимаем про них документальные фильмы, пытаемся всячески обратить внимание на это. Бывают разные истории, например, о том, как девочку взяли в опекунскую семью, а спустя некоторое время вернули в приют. Это настоящая жизнь, а не истории и рассказы. И все это влияет на детей и открывает глаза на настоящую жизнь. Сегодня каждый хочет быть лидером, директором. Родители приводят ребенка и хотят, чтобы мы сделали из него лидера, и таких ребят у нас немало. А как из всех детей сделать лидеров? Так не бывает, ведь упраздняется чувство ответственности перед коллективом творческим, образовательным, социальным.
Почему вы занимаетесь этим?
Я никогда не жила спокойно, мои родители развелись, и я очень рано поняла, что такое взрослая жизнь. Я жила в семье с культом книг, большое место в доме было отведено им, и они были моими учителями. Школу я не очень любила, но учеба там давалась мне легко. Я всегда болела театром и кино. В итоге, у меня появилась способность остро чувствовать чужую боль – это могут чувствовать те, кто «покусан», такие люди либо ожесточаются, либо хотят помочь остальным. Плюс любовь к искусству. Все это дало вот такой синтез.
Где, по вашему мнению, сломался механизм воспитания, почему сейчас возникла проблема?
Сейчас у детей нет героев, им не на кого равняться. У нас в театре есть доска почета, поскольку мы считаем, что детей надо знакомить с героями, такими как, например, Доктор Лиза. Этот человек отдал самого себя людям беспризорным, детям Донбасса. Это особые люди. Мы настолько закостенели в этом плане: нас не тронь, нас ничего не волнует. Мы пытаемся расшевелить детей, показать им людей, которые вопреки всем делают мир лучше. Мне часто приходится разочаровываться в нынешнем поведении людей. Где та традиция, которую оставили нам классики? Хочется, чтобы у детей был более глубокий смысл в проживании жизни. Когда тебе каждый день «капают» и давят на молодежь и веру, это сравнимо с нашим прошлым. Раньше для этого надо было разрушать храмы, сейчас достаточно воздействия в интернете. Это не говорит о том, что все дети в нашем театре воцерковленные, отнюдь. Но они носители русской культуры, нельзя отделить культуру и веру, что было в трудах и жизнях наших классиков: Достоевского, Толстого. Это надо вычеркнуть? А что тогда останется. Это преступление против культуры.
СПРАВКА: Русско-сербский проект «Код дружбы» — победитель международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017», по итогам реализации которого был создан документальный фильм о жизни молодого поколения России и Республики Сербской. Именно с этого проекта началась дружба между городами Азовом и Биелином.
Я всю жизнь стремилась познакомиться с Сербией, это была моя мечта. Во время съемок я как будто встала и задумалась: а для чего это всё? Главный посыл проекта: не мешайте детям сделать выбор, не мешайте найти свой дорогу к Богу. Важно, чтобы ребенок смог сам себя регулировать. Мы просто показываем дорогу в храм, а дальше — твой выбор. Проект заключался не просто в организации экскурсии в Сербскую Республику, он о настоящей жизни в семьях местных жителей: ты приезжаешь в семью, узнаешь быт, традиции. И общего оказалось гораздо больше чем, казалось. Участники проекта уже стали близкими людьми. Они переписываются, продолжают дружить, звонить друг другу. Недавно в Азов приезжала делегация из Республики Сербской на подписание протокола о намерении установления побратимских связей между городами Азовом и Биелиной. Для всех нас это продолжение проекта «Код дружбы». Никто не мог подумать, что наш проект затронет даже политику, в хорошем смысле. Этот проект изменит представление о русских, поскольку они не совсем такие, как их привыкли описывать. Дети поняли, что они представляли не только себя, но и всю нашу страну.
Как на вас реагируют зрители, есть ли отдача от аудитории?
Моя главная мечта в том, чтобы в Азове появился театр, я с ней не расстаюсь. Сейчас мы ставим спектакли, снимаем детские передачи и фильмы. В нашей команде – только неравнодушные ребята. Они смотрят на проблемы современного общества своим еще «незамыленным» глазом, и фиксируют всё это в своих репортажах, постановках. У нас есть много задач. Мы записываем различные социальные ролики, нам помогают знаменитые художники, аниматоры. Мы ставим очень много спектаклей о концлагерях, войне, истории. Очень часто мы слышим о том, что люди пришли на мероприятие, они хотят повеселиться, отдохнуть, а вы будете душить их воспоминаниями о войне. Ребята прочувствовали всё это. Они буквально из глубины души достают в людях чувства, заставляют их задуматься о минувшем.
Мы показывали свои спектакли в колонии для несовершеннолетних, ездили туда каждый месяц. Наши ребята ездят со спектаклями по деревням, и они понимают, что именно там люди их ждут, артисты чувствуют эту отдачу. Мы проводим фестиваль детского пленэрного рисунка «Ласточкино гнездышко», на который приезжают до 500 художников, а параллельно идет концерт. Однажды я решила не проводить этой фестиваль. И вдруг мне звонит один из постоянных спонсоров и говорит «Почему нет дат на новый фестиваль? Почему нигде нет информации», я ответила, что в этом году решила не проводить, и тут мне ответили: «А вы что, для себя его проводите?». Фестиваль стал жить самостоятельной жизнью, стал общегородским мероприятием. Как только вы найдете команду профессионалов, идею, тогда будет обоснованная помощь. К любому проекту нужно внимательное отношение, как к ребенку.
Были ли у вас события в жизни, которые можно назвать победой добра?
Каждый день — это маленький шаг, победа над собой. Над тем, что ты был жадным — стал щедрым, вчера ты проходил мимо — сегодня отозвался. Когда люди после просмотра фильма приходят со слезами на глазах и благодарят за проделанную работу, значит, мы не зря его сделали. Это и есть победа добра.
С какими книгами, фильмами нужно обязательно знакомить детей?
Я просто не могу даже поставить спектакль, если ребята не понимают контекста: что происходило в то время, чем люди жили? При постановке военного спектакля я попросила ребят посмотреть фильм «Летят журавли». Есть фильмы, которые должен посмотреть каждый. Все культовые отечественные фильмы мы смотрим, обсуждаем всей группой. Когда ребята ждут репетицию, можно увидеть в их руках книгу, это очень редкое явление в наше время. Можно много советовать что-то , но ребенок должен прийти к этому, чтобы осознать произведение в полной мере.
Я не люблю, когда что-то навязывают, у каждого свой путь, у всех своя главная встреча, нельзя спешить и тянуть их против воли. Нужно проводить больше времени вместе с детьми. Меня удивляют родители, которые жалуются, что для ребенка гаджет заменяет все вокруг. Начните с себя: чем вы занимаетесь в свободное время? Если вы включите «Собачье сердце» и посмотрите его всей семьей, вы будете хохотать, общаться цитатами из фильма. Это все объединяет, тогда вы будете говорить со своим ребенком на одном языке. В таком случае ребенка никогда не заберет улица».
беседовал Евгений Хижняков,
студент факультета лингвистики и журналистики РГЭУ (РИНХ)
фото: Сергей Грибов, личный архив Надежды Жеребило и театра «Кул-шоу»