Актуальные проблемы православных медиа

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Актуальные проблемы православных медиа

В.В. Жердива, магистрант 2-го года обучения кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета


Средства массовой информации (СМИ) наряду со своей информационной, просветительской, рекреационной функциональной нагрузкой всегда являлись идейным вдохновителем и аксиологическим ретранслятором. Массмедиа являются мощным средством воздействия на ценностное восприятие аудитории, его нравственные и моральные установки. В контексте современной социальнополитической и экономической ситуации вектор движения медиапотока сориентирован на массовое потребление, коммерческую выгоду, борьбу рейтингов [1].

Однако в информационно-коммуникационном поле наблюдается и духовный поиск. Церковь, как один из ведущих социальных регуляторов морально-нравственного состояния общества, активно включилась в процесс аудиторного ценностного роста. Посредством собственных СМИ Русская православная церковь стремится выйти за рамки локальных духовных наставлений, расширив зону влияния на нравственное и ценностное сознание мирян и атеистически настроенных граждан. Так, безмолвная в советский период Церковь сегодня получила свободу в медиа сфере и начала формировать собственную систему церковных СМИ с четко прорисованной аксиологической моделью, которая аккумулирует и актуализирует христианские ценности и нравственные константы русского народа.

В Концепции миссионерской деятельности Русской православной церкви, утвержденной 27 марта 2007 г. на заседании Священного Синода Русской православной церкви, говорится: «Роль миссии Русской православной церкви сегодня заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе...». Среди них следует особо выделить: «вызов информационного общества (миссионерская задача - противостояние информационной агрессии против православия, личности, семьи, общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии)». Также в документе «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорится: «...свобода выражения мыслей и чувств, предполагающая возможность распространения информации, является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора. Слово служит основным средством общения людей с Богом и между собой. Содержание общения серьезно влияет на благополучие человека и межличностные отношения в обществе » [2]. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении к участникам VII Международного фестиваля «Вера и Слово» констатирует: «На церковные СМИ возлагаются обширные информационно-просветительские и миссионерские задачи. Медиасфера сегодня становятся тем полем, где разворачивается битва за умы и сердца наших современников, и эту битву мы не имеем права проигрывать» [3]. Актуальность данных утверждений с каждым годом растет.

Конкуренция православных СМИ сейчас довольно высока, и медиакомпании пытаются бороться за внимание аудитории. Читатель стал королем, и война за внимание идет с таким ожесточением и напором, что потребитель медиа хочет делиться своим драгоценным вниманием все меньше и меньше. Сейчас человек всегда онлайн, выход в интернет стал доступнее. По данным Globalwebindex, в январе 2018 г. мобильным интернетом пользовались 5,135 млрд человек. При каждом взгляде на экран своего гаджета из него на человека выпрыгивают, кричат и завлекают новые охотники за его вниманием и деньгами. «Шум системы» так велик, что журналистам православных медиа нужно применять каждый раз новые методы привлечения читателей современной проповеди. Информационная война за читателя - это фейковые новости во всех видах, распространение намеренной лжи и непроверенных сплетен о внутрицерковной жизни, что отпугивает многих людей от православия. Современные методы распространения информации так сильны и так доступны, что любой может распространить что угодно мгновенно и по всему миру, анонимно или от лица фальшивых организаций. Современные условия работы в новых медиа определил генеральный директор «Twitter» Дик Костоло: «Мы хотим мгновенно соединять людей по всему миру с тем, что важно для них». И православные СМИ должны отвечать этим вызовам и находить ответы на любые вопросы современников. У церковных медиа своя программа развития, отличающаяся от светских СМИ. Во-первых, контент православных медиа - это взгляд на мир с позиции христианских ценностей, во-вторых, отсутствие скандальных материалов и непроверенных фактов, броских заголовков. Тем самым привлечь внимание массовой аудитории весьма сложно.

У начинающих православных СМИ существует проблема в содержании разного рода публикаций. Одна из тем, преобладающих в контенте специализированных СМИ, сохранилась неизменной с начала 90-х гг. XX столетия - это разрушение стереотипов о внутрицерковной жизни. Многие проекты копируются, и то, что было актуально вчера, сегодня устаревает. Важна и техническая составляющая, так как медийные форматы каждый год обновляются, и способы произведения контента тоже изменяются.

Можно выделить основные тенденции создания современных аудиовизуальных произведений:

ликвидация промежуточных звеньев между производителем и информационным продуктом и потребителем;

конвергенция, приводящая к изменениям медиаландшафта через появление в нем образований, различающихся степенью интеграции медиа и коммуникативных технологий [4].

независимость данных от их местоположения и способа представления, обеспечивающим легкий поиск информации.

Пользователь сам формирует медиапоток на своем гаджете. Для достижения конкурентоспособности контент СМИ должен быть доступным на всех устройствах и во всех форматах [5]. Все большую популярность приобретает real-time журналистика. Текстовые, фото- и видеотрансляции уже вошли в массовое потребление платформ, специализирующихся на онлайн-трансляциях. Современные массмедиа должны освещать события в тот момент, когда они происходят.

Большую популярность сейчас получают мобильные приложения, которые можно скачать с помощью Play Market или App Store, они за пару лет потребления выросли в 12 раз [5]. Большая популярность мобильных приложений, в том числе и с православной тематикой, обуславливается тем, что с точки зрения взаимодействия пользователя с интерфейсом приложение удобнее, чем сайт, скаченная книга или паблик. Наиболее популярными мобильными приложениями с православной тематикой являются:

«Библия. Синодальный перевод» - приложение содержит текст книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на современном нам русском языке;

«Православный календарь» - приложение создано при поддержке портала Православие.гu;

Молитвословы и аудио молитвослов;

Православная библиотека - приложение разработано миссионерским отделом Московской епархии Русской православной церкви.

Православный журнал «Фома» - приложение представлено в виде интерактивного ежемесячного издания для мобильных устройств, аналог печатных версий;

Православная медиатека «Предание» - приложение разработано на пожертвования посетителей портала «Предание.гu»;

Радио «Вера» - популярная православная радиостанция с круглосуточным вещанием;

Радио «Радонеж»;

Библия для детей - познавательная игра-викторина по мотивам библейских историй;

«Спас» - приложение разработано одноименным телеканалом.

Социальные сети становятся полноправной площадкой для развития православных медиа. За первое полугодие 2018 г. в православной социальной сети «Elitsy» было зарегистрировано более 205 тыс. человек. Популярность этого масштабного проекта обусловлена тем, что пользователи имеют возможность быстро найти ответ на свой вопрос у церковнослужителей, психологов и юристов. Но целевая аудитория проекта - уже воцерковленные люди. Для молодежи наиболее популярной оказалась проповедь в «Instagram». Многие священники отвечают в прямом эфире на вопросы фолловеров, актуальные небольшие публикации привлекают внимание потребителей. Например, у священника Андрея Ткачева 85400 подписчиков, у священника Павла Островского более 72 тыс. подписчиков, у иерея Николая Бабкина более 15 тыс. подписчиков. В социальных сетях «Vkontakte», «Facebook» и «Ok.ru» популярностью пользуются тематические паблики. В «YouTube» популярны видеоблоги, так, священник Александр Кухта успешно реализует проект «Batushka ответит» с количеством подписчиков более 17 тыс. Материалы проекта представлены в очень доступной для молодежи форме. В набирающем популярность мессенджере «Telegram» самый большой по численности посетителей (3500 человек) канал «Православие и мир».

Таким образом, при исследовании актуальных тенденций потребления контента православных СМИ студентами, преподавателями и сотрудниками Южного федерального университета определено, что появление новых технологий в производстве и доставке медийного контента, меняющих практику создания аудиовизуальных произведений, помогает православным медиа расширить свою аудиторию.

Также в представленном выше исследовании не была затронута тема приходской прессы. Одним из самых распространенных приходских изданий являются приходские листки, или приходская газета. Для выявления отношения к приходской прессе мы провели анонимное анкетирование 547 респондентов, посетителей храма Святого Георгия Победоносца, расположенного в Ростове-на-Дону (табл. 2). Проект «Воскресный листок» в этом приходе реализуется с декабря 2011 г. еженедельно в виде небольшого буклета полноцветной печати. Тираж непостоянен, увеличивается в церковные праздники. В период с декабря 2011 по 2014 г. в воскресный день тираж составлял более 500 экземпляров, в праздничные дни - от 1000 до 3000 экземпляров. В данный временной промежуток в издании публиковались отрывки из Святого Писания, проповеди, обращения настоятеля, истории из жизни прихода, приходская информация, важные объявления, просветительский материал, расписание богослужений. С 2015 по 2017 г. наполнение приходского издания изменилось. В основном публиковались проповеди, просветительский материал и расписания богослужений, иногда размещались приходские объявления. Также издание размещалось на сайте прихода.

Результаты исследования отношения посетителей храма

Данные  исследования свидетельствуют о том, что 17,4 % респондентов считают необходимым изменить формат на более современный; 16,3% респондентам недостаточно информации о приходе в приходском листке; 15,4% - утверждают, что контент издания стал однообразным; 12,1 % - определили, что ничего нового они не прочитают в данном издании; 9,7 % - подметили, что содержание публикаций сложное; 8,9 % - изъявили желание читать публикации, содержащие информацию о приходе и обращения или проповеди клириков прихода; 6,8 % - предпочитают искать информацию в интернете без помощи приходского листка; 6,4 % - определили высокую значимость издания, в основном из-за публикаций проповеди и актуального расписания богослужений; 4,6 % - привыкли к изданию и собирают каждый выпуск; 2,4 % - утверждают, что воскресный листок является хорошим дополнением к приходским памяткам- буклетам просветительской направленности.

Таким образом, при исследовании результатов анкетирования об отношении посетителей храма к контенту приходского издания определены основные направления развития проекта «Воскресный листок». Издание нуждается в качественном просветительском и локальном контенте и в более современной форме.

Для многих людей локальное издание - это единственная связь с приходом. Особенно это касается пожилых и больных людей, которые не имеют возможности часто бывать в храме. Также формат листка может быть заменен на газету с периодичностью издания один раз в две недели.

Таким образом, рассматривая вышеприведенные данные, мы можем сделать вывод о том, что православные СМИ при производстве контента должны учитывать медиаконвергенцию. Диджитализация православных медиа неизбежна. Необходимо использовать современные тренды развития медиасферы для успешной коммуникации. При таких изменениях в специализированных СМИ все же главной темой являются вечные истины Христианства, способствующие духовно-нравственному оздоровлению общества.

Литература:

Шохин, В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль / В.К. Шохин. - М., 2006.

Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М. : ООО «Фирма "Издательство АСТ"», 2000.

Интернет-портал «Русская православная церковь» [Электронный ресурс]. - URL: www.patriarchia.ru

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова. - М. : МедиаМир, 2013.

Амзин А.А. Как новые медиа изменили журналистику / А.А Амзин, Н.В. Лосева, М. Кастельс ; Гуманитарный университет. - Екатеринбург, 2015.