Ростовская область, г. Азов, Прибрежный проезд, 15 А.
Официальный сайт — https://azov-troica.ru/
Телефон для связи: +7 988 990-49-65
О подворье.
Город Азов — древнейший город на Донской земле. Археологические находки в нем датируют культурные слои с VIвека до Р.Х. Он входил в состав Византийской, Трапезундской, Татарской (Большая Орда), Османской и Российской империй, неизменно как город-порт, узловая точка Великих торговых путей. Начало его включения в орбиту мировых экономических связей принято связывать с греческими колонистами, обживавшими Причерноморье в эллинистическую эпоху. Некоторые исследователи считают, что и своё европейское имя Тана Азов получил в наследство от разрушенного греческого города Танаис, функционально полностью заменив его.
Христианство также пришло на Дон вместе с греками уже в первые века нашей эры, задолго до крещения Руси, и Азов стал единственным в нашем регионе христианским центром, неся свет Христовой веры и плоды христианской культуры различным народам его населявшим. Тогда же появились в Азове и первые православные храмы, неоднократно разрушавшиеся во времена набегов степных завоевателей и вновь воссоздаваемые.
Когда возник в городе Азове Предтеченский храм, сказать трудно, ведь Почитание святого пророка в Приазовье было велико. Но упоминание о воссоздании храма косвенно датируется концом XIV- началом XVвеков, после полного разрушения Азова Тамерланом. После захвата Азова османами в 1471 г. жизнь христиан была сильно стеснена, и из трех (как минимум) известных христианских храмов был оставлен только один. Остальные видимо перестроили в мечети. Именно этот уцелевший храм упоминается в сочинения арабско-турецкого историка Э. Челеби и летописи Азовского Осадного сидения.
Так пишут казаки о состоянии веры в Азове в войсковой отписке 1637 года: «… Да в нижнем, государь, городе престол Божий, а церковь стоит и до ныне святого славного пророка и Предтечи Крестителя Господня Иванна, а кола того храма жили греки и поганые Азовские люди [турки] окола того храма ограду разорили и церкви Божий поругалися, а служит (…) у тое церкви Греческие черноризцы [монахи] и поп черной, а за тебя, праведного государя, Бога молит, а прислон он от Царегратцкого потриярха…».
Судя по этим «отпискам» вокруг храма Иоанна Крестителя уже существует монашеская община, которая и подверглась притеснениям турок. Храм казаками был отстроен и в течении всего сидения был духовным центром осажденных. Возможно, в результате этого, и при виде тех великих небесных знамений, которые сопровождали героическую оборону Азова (Покров Богородицы, слезы из глаз у св.Иоанна Предтечи на храмовой иконе), и возникло у израненных, но чрезвычайно укрепленных в вере казаков, желание окончить жизнь в монашеской молитве и возродить жизнь «Предтечевой Лавры».
«… Подымем мы грешные икону Предтечеву, да пойдем с ним светом, где нам он велит. А атамана поставит у ево образа — тот у нас будет игуменом, а ясаула пострижем, — тот у нас будет строителем. А мы, бедные… не отступим ево Предтечева образа, — помрем тут все до единаго. Будет во век славна Лавра Предтечева».
Здесь впервые упоминается о чудотворной Предтечевой иконе, сыгравшей большую роль в дальнейшей судьбе монашества на Дону. Возродить «Предтечеву Лавру» удалось через 54 года, когда Петр Iвместе с казаками взял с боем город Азов, и уже через месяц, 19 июля (2 августа н. ст.) 1696 года своим Указом основал Азовский, во имя Иоанна Предтечи, мужской монастырь. А в 1700 году, по совету Иерусалимского Патриарха Досифея II, он учредил Азовскую митрополию с кафедрой в монастыре, в ведении которой находились городки Приазовья. Предтеченский монастырь, таким образом, стал духовным центром Юга России.
После неудачного Прутского похода Россия была вынуждена отдать Азов туркам, но история Предтеченского храма прослеживалась вплоть до 40-х годов XXвека, хотя монашеская община, перешедшая в Успенскую пустынь под Воронежем, прекратила существование в 20-е годы XXвека.
В 2009 году распоряжением архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона учреждено в г.Азове Иоанно-Предтеченское монастырское подворье. Силами донских архитекторов и реставраторов воссоздан по архивным документам эскиз исторического Предтеченского храма. В 2011 году, в год 370-летия Азовского Осадного сидения, начато его строительства.
В ноябре 2012 года Подворье посетил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. С этого момента начались активные работы по обустройству территории Иоанно-Предтеченского архиерейского подворья.