Слово по окончании Литургии в Неделю 2-ю Великого поста в криптовом храме в честь сорока Севастийских мучеников Георгиевского прихода г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Неделю 2-ю Великого поста в криптовом храме в честь сорока Севастийских мучеников Георгиевского прихода г. Ростова-на-Дону
22 марта 2021 641

«Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие и Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые представители командования Южного военного округа, сердечно приветствую вас.

Если вспомнить Священное Предание о святых мучниках Севастийских, мы увидим, что подвиг их веры, мужества пришелся не в самое простое историческое время, на переломе эпох, когда в соответствии с эдиктом Константина Великого христианство было признано наряду с другими религиями, и христиан перестали преследовать. Но ничего нельзя сделать в мгновение ока, так и в империи все проходило очень долго. Были люди, которые понимали и принимали то, что делал император. Но были и другие, которые не понимали, не принимали и делали вопреки слову государя. Конечно, это было время, когда можно было уклониться либо в сторону Церкви Христовой, либо еще более закоренеть в язычестве и идолопоклонстве. Это был период сложных духовных испытаний.

Тогда важная часть императорского воинства, которая именовалась двенадцатым молниеносным римским легионом, принимает христианство. Эти воины, сорок мучеников, были очень крепкими людьми, закаленными, мужественными. Они в соответствии с названием легиона могли мгновенно реагировать и нанести сокрушительный удар, перед ними трепетали недруги. И вдруг эти люди становятся совершенно неспособными защитить себя. Ведь военачальник не послал все войско, чтобы загнать на лед близ Севастии этих 30 молодых ребят – они сами вышли на этот лед. И даже охрана, которая была поставлена, спала ночью, а они стояли обнаженными в этом холоде, принимая мучения.

Вдумайтесь в содержание этого житийного факта: 30 воинов, перед которыми трепетали армии, не охраняемые никем, стоят и принимают мучения! За что? Только за то, чтобы называться христианами. И это не бессилие, наоборот, это свидетельство очень сильного, глубокого внутреннего чувства. Но это было не просто чувство признания христианства как некой философии, учения, передовой духовной мысли – было нечто другое, что делало этих людей такими мужественными, сверхсильными. Это была божественная сила, которая их укрепляла. Рядом, в тридцати шагах, было теплое помещение, куда можно было пойти и погреться, а они претерпевали мучения, мужественно терпели все. Просто так человек никогда мучиться и терпеть не будет. Они чувствовали Божие присутствие рядом. В житие написано, что даже лед растопился, они стояли уже погруженными в воде. Какой горячей была вера внутри!

Этот удивительный подвиг мучеников, которые отказались от действия человеческой силы и вручили себя действию силы Божией, показывает, насколько велик в Своих чадах христианский Бог. Этот пример в течение многих веков вдохновлял других мучеников, которые шли по их стопам, смотрели на их веру и переосмысляли свою жизнь. Он и для нас сегодня актуален, потому что в наше время соблазнов не меньше, чем тогда. Сегодня, как ни странно это слышать, люди называют эпоху постхристианской, когда христианство отходит на второй план, потому что вновь в секулярном обществе во главу угла становится сила мышц и прелесть духа. Как сложно не соблазниться! Конечно, мы не стоим на льду и не претерпеваем таких мучений, как эти сорок молодых воинов, но мы претерпеваем соблазн сытой, спокойной, благополучной жизни взамен на наше свидетельство о Христе. Я не говорю о том, что христианином стало быть немодным, в наше время христианином стало быть позорным. Не так в нашей стране, но мы видим это в соседних странах, нас это тоже касается…

С духовной прелестью бывает справиться в сто крат сложнее. И человек, который принял этот бесовский яд в свое сердце, потом уже не может выкарабкаться. Он все более погружается в свои прелестные мечтания, которые предлагает дьявол, который обязательно человека обманет. Бог ничего не предлагает нам взамен Себя, Он говорит просто: «Будь со Мной, иди рядом со Мной». И мы знаем, что Господь никогда не оставляет тех, кто выбирает Бога. Нет излишков, мы не едим и не пьем золото, но всего хватает. А лукавый, предлагая все, ничего не дает взамен, он еще больше забирает душу.

Мы, христиане, должны много думать, рассуждать, соотносить нашу жизнь со словами Священного Писания, с жизнью Церкви и с тем духовным опытом, который уже есть у нас, с теми христианскими началами, которые в нас, может быть, еще не полностью раскрылись и реализовались, но которые изнутри подсказывают нам: не поступать дурно, не соблазняться, не уклоняться, но твердо стоять в истине, чтобы не потерять самое дорогое, что есть у нас – нашу бессмертную, вечную, созданную для Славы Божией душу.

Кровь мучеников – это семя Церкви, говорили святые отцы. Наверное, не случайно, что при строительстве этого храма первая Литургия была совершена именно здесь, на молитвах святых мучеников. На их крови возрастает Церковь Божия как внешне, так и внутренне, духовно. Потому для меня особой радостью всегда бывает приехать в этот храм и помолиться, потому что внешнее воздвижение стен и сводов храма в честь святого великомученика и Победоносца Георгия неразрывно связано с памятью и молитвой о нас и о наших трудах святых сорока Севастийских мучеников.

Создание храма – это не создание стен, это не только дивные росписи и красивые мозаики, не только церковное искусство, которое подчеркивает все, что создается в Церкви. В Церкви создается человеческая душа, община, которая называется Телом Христовым. В храме через труд, молитву, Причащение Таин Христовых, общение происходит духовное возрастание у людей. Это и есть самое главное. Приезжая сюда, в этот приход, я отчетливо понимаю и вижу это, радуюсь этому. Потому что каждый из людей, соприкасающийся с храмом и с Богом через это место, никогда не уходит отсюда благотворно не измененным. У этого храма – особое предназначение в будущем по духовному воспитанию наших воинов»