Слово по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком храме г. Батайска в среду Светлой Седмицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком храме г. Батайска в среду Светлой Седмицы
27 апреля 2022 494

«Христос воскресе!

Эти два слова «Христос Воскресе» коренным образом меняют качество человеческой жизни. И если вы спросите, каким образом это происходит, я отвечу, что если человек принимает истину о Воскресении Христовом, то он становится рядом с Богом, меняет свою жизнь, свое поведение, иногда переступая через самого себя. Но это невозможно было бы сделать без присутствия Божия, укрепляющего человека на пути его внутреннего преображения. А если человек не принимает факт Воскресения Господа, не принимает Бога в свою жизнь, не впускает Его в свое сердце, отвергая Его, то он остается один на один с самим собой. Но мы-то знаем, что самая трудная борьба – это битва с самим собой. И особенно трудной она становится, если у человека нет союзников в этом деле. Потому без Бога человеку справиться невозможно.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как святые апостолы принимали весть о Христе: Андрей Первозванный, его брат Петр, Филипп и Нафанаил. И когда Филипп благовествовал о том, что видел Мессию, Спасителя, Помазанника, Христа, сказав, что это Тот, Которого мы искали, и Он родом из Назарета. Но Нафанаил ему на это ответил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин., 1:46). Ведь в то время города и села между собой имели, если можно так выразиться, некий соревновательный элемент: кто из них имеет больше достоинств в сравнении друг с другом. А Назарет был очень посредственным, небольшим городком, ничем не примечательным. И тогда Филипп не стал вступать с ним в полемику, приводить доводы и аргументы, но сказал лишь очень важные слова: «Сходи и посмотри» (Ин., 1:47). И Нафанаил послушался голоса Филиппа и пошел навстречу Христу, а затем между ними состоялся диалог, в котором Господь прикровенным образом обозначил, что Он уже знал, видел Нафанаила еще до того, как он сам пришел к Нему. Он видел Своего будущего ученика под смоковницей, размышляющего о вещах духовных; Он знал его сокровенные мысли и чаяния, о которых никто знать, казалось бы, не мог. И Нафанаил был так поражен этими словами Христа, что сказал: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин., 1:49).

Это удивительное повествование для многих из нас должно послужить очень хорошим уроком, особенно в делах нашей миссии. Ведь мы часто замечаем, что не всем в состоянии донести нашу веру, поделиться ее особенностями, рассказать о красоте православия, объяснить, что происходит с человеком, когда он молится, пребывает в храме Божием, является участником Таинств Церкви, и почему участие в них столь важно для каждого человека. Мы пытаемся что-то донести до наших собеседников, но зачастую наши попытки остаются безрезультатными. Так случается, когда наши доводы разбиваются о стену доводов с противоположной стороны. А вот слова, которые сказал Филипп Нафанаилу: «Пойди и посмотри» - почувствуй, переживи весь этот опыт – именно они являются залогом правильности нашего свидетельства о Христе. Мы можем сколько угодно говорить и транслировать какие-то религиозные, догматические, нравственные истины, но до тех пор, пока человек сам не попробует и опытно не убедится в правоте веры и в присутствии Бога в человеческой жизни, - наши слова будут напрасными.

Подобное часто происходит и в наших семьях, когда мы упорно пытаемся родителям, детям, братьям или сестрам доказать что-то. Порой случается, что вследствие такого ревностного не по разуму свидетельства родственники даже перестают общаться друг с другом, погружаясь в перманентное состояние скандала. Ну какой же прок может быть от такого свидетельства?

Свидетельство о Христе Воскресшем – это свидетельство любви, мира, честной и благочестивой жизни; это свидетельство доброго отношения к людям, помощи, заботы, милости, молитвы… Это свидетельство тихое, никому не навязывающее свои истины, но показывающее через всю жизнь человека то, как Христос может начать изменения, прежде всего, с жизни самого свидетельствующего.

Это и есть деятельное свидетельство о Христе воскресшем. И дай Бог, чтобы Господь не лишил нас Своей силы Божественной в этом свидетельстве! Чтобы люди, которые соприкасаются с нами, не отворачивались от Церкви, но приходили в храм; чтобы несмотря даже на наш греховный образ жизни, но видя наше покаяние, они знали, что человек в состоянии пересилить себя, превозмочь себя в чем-то и попытаться измениться. Это и есть та притягательная сила, которая с первой же встречи произвела неизгладимое впечатление на Нафанаила, о чем мы слышали сегодня в Евангелии; это та неимоверная сила, что притягивает к себе людей, порой даже в отсутствии всякого свидетельства, когда человек лишь переступает порог храма и навсегда уже остается здесь.

Я желаю всем нам, чтобы Господь всегда действовал в нашей жизни, чтобы хранил нас, оберегал, помогал, давал нам силы! И это, несомненно, так и будет, если мы не станем забывать просить у Господа этих сил, а также сами станем прилагать к этому собственные труды. Святой апостол Павел сказал: «Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной» (1 Кор., 15:10). Так и мы, прилагая свои труды к стяжанию этой благодати, увидим, как Бог реально сопровождает нас каждый день. Аминь».