«Когда мы говорим о Великом посте, то всё время употребляем некую риторику брани. Мы говорим, что это время брани духовной, время трудов, борьбы со грехом; время, в которое мы должны превозмогать себя… Всё это отображает духовное напряжение того периода, который мы называем постом. И лишь в самую последнюю очередь мы говорим, что пост – это ещё и воздержание в пище. Я бы хотел обратить особое внимание именно на этом аспекте: прежде всего пост – время духовного трезвения. Но что же означает это духовное трезвение? Оно есть не что иное, как деятельное, глубокое внимание к самому себе, к тем движениям сердца и ума, которые происходят в нашей жизни, а также трезвая оценка всего того, что происходит с нами. Психологи назвали бы это самоанализом. Но пост – это не самоанализ, хотя некая составляющая часть его, безусловно, тут есть. Пост – это познание самого себя, сопряженное с желанием и деланием по изменению своей личности. Ведь пост – это покаяние, а покаяние – это, как известно, изменение своего образа мысли, дел, всей жизни.
И вот, удивительно, что именно этому деланию Церковь полагает начало с испрашивания прощения друг у друга. Ведь, казалось, можно было бы совершенно иным мероприятием начать время поста, заняться чем-то другим, иными размышлениями. Почему же Церковь полагает начало поста – прощением?
Истоки Прощеного воскресенья лежат в молитве Господней: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Лк., 11:4). Это означает, что если вы не отпустите проступки согрешившим против вас, то и Бог не простит вам прегрешений ваших.
Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Иными словами, он говорит о том, что человек, который входит в пост, и желает при этом достигнуть Светлого Христова Воскресения изменённым, должен приблизить себя к Богу через собственное внутреннее изменение, почувствовав присутствие Божие в своей жизни. Он должен понять, что значит идти навстречу к Господу. И вот, эти изменение и желание уподобиться Богу начинаются покаянием и прощением друг друга. Именно этот труд духовный нам совершенно необходим.
Если мы в состоянии идти по этому пути внутреннего изменения, значит есть в нас некие духовные силы, которые, с помощью Божией, вкупе с молитвой и трезвением будут помогать нам превозмогать нашу духовную немощь, поставляя нас самих над собственными прихотями, желаниями и помышлениями.
Но простить не так просто! Просто – послать смс сообщение со словом «Прости!»; просто просить прощение у того, против кого ты не согрешил. Но как же сложно подойти к тому, кого ты реально обидел! Ещё сложнее подойти к тому, кто обидел тебя, и первым у него испросить прощения, превозмочь себя в этом. Ведь дальше, за этим действием, возникает необходимость действительно простить.
Именно об этом потрясающими своей глубиной словами говорит святитель Николай Сербский: «Простить – значит не просто не мстить, а покрыть грех брата молчанием и забвением». Вдумайтесь в эти слова! Бог нас так же прощает, когда мы стоим перед Крестом и Евангелием и приносим пред ними своё покаяние, исповедуя свои грехи. Он не судит нас, Он милует и прощает нас так, как об этом как раз-таки и сказал святитель Николай: изглаживает грех в Своей памяти и предаёт его забвению. Нет более этого греха!
Вот таким должно быть прощение, которое от человека исходит. И только тогда мы будем соответствовать словам святителя Иоанна Златоуста, максимально приближаясь к Богу через это прощение.
Наиболее короткий и реальный способ быть прощёнными – простить других. Очень непростой способ, но весьма и весьма достижимый.
И вот, сегодня, в этот вечер, я, обращаясь к вам со словом архипастырского назидания, должен, конечно же, первым показать этот пример. Бог дал мне счастье не иметь никогда ни на кого никакого зла. И это, действительно, милость Божия. Но, бывает, своим быть может резким каким-либо словом я могу смутить окружающих. За это хочу перед вами сегодня покаяться! И хочу у всех вас, дорогие мои братья и сестры, в это сложное немирное время искренне попросить прощения, чтобы вы отпустили мне те грехи и оплошности моей жизни, которые могут стать между мною и вами, что значит – между мною и Богом. Мне как никогда – как и всем вам – нужен мир в сердце. Потому что этот мир сердечный сопряжён с внешним миром, а мы – Церковь Христова – должны сегодня нести не только слово мира, но мир в своём сердце. Ведь если в наших сердцах нет умиротворения, то какие бы мы слова о мире не говорили, никто их не услышит, а если и услышат, то не поверят. Именно поэтому нам так необходим этот внутренний, глубокий мир, начало которому мы должны положить в прощении.
Я смиренно прошу вас великодушно простить меня за всё, чем я согрешил перед вами словом, или делом, или мыслью. Не держите на меня зла и обид в течение поста, помолитесь о своём архипастыре! И пусть сегодняшний поклон земной сотрёт и изгладит все мои прегрешения и исхитит их из памяти вашей. Аминь».