Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
16 сентября 2012 1010

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сердечно приветствую вас, владыка Назарий, владыка Зиновий, всечестные отцы, братья и сестры, с воскресным днем. Сегодня за Божественной литургией мы слышали отрывок Евангельского чтения, в котором святой апостол передает некий срез человеческой жизни. Он очень похож на ту действительность, в которой мы с вами живем. Точно так же, как в древней Палестине, Слово Божие слышится во всех храмах. Тогда оно звучало из уст Спасителя, ныне – со страниц Священного Писания. Сегодня есть люди, которые ищут Христа, стремятся услышать Его Слово, пытаются найти истину в своей жизни, подобно тому, как искали люди, окружавшие Спасителя. А есть такие, которые хотят узнать, возвещает ли Слово Божие Истину, подобно некоему законнику, который подошел к Господу и искушал Его. Есть также люди, которые пытаются примерить в своей жизни, где должен находиться Господь - в центре или на периферии? - точно так же, как фарисеи, которые подошли беседовать с Господом. Блюстителям закона, тем, кто хочет знать о жизни вечной, о главных заповедях, о том ключе, который открывает нам Царство Божие, Господь говорит: «Возлюби Господа твоего всем сердцем и всею душой и всем помышлением твоим и ближнего твоего как самого себя». Любовь включает в себя исполнение всякого закона. Но святой апостол говорит, что любовь выше закона, закон подвластен любви, ибо если уходит из мира любовь – закон не сможет удержать этот мир от гибели. Но для Господа не самым важным является этот ответ, хотя Он говорит о совершенной любви к Богу и человеку. Нам сложно это понять, потому что мы самих себя не научились любить. Потому Господь в ответ фарисеям говорит о другом, подводя к осмыслению этой заповеди: «А кто для вас Христос?». Народу иудейскому, который хорошо знал Священное Писание, было известно, что Христос произойдет от семени Давидова, что Христос – потомок царя Давида. Господь, пытаясь подтолкнуть фарисеев к новому восприятию Божественной Истины, говорит: «А почему Давид называет Его Господом. Если Он его сын, то как отец сына может называть Господом?». Этот вопрос поверг в недоумение фарисеев, они не могли на него ответить, потому что Бога невозможно понять только своим умом, бытие Божие невозможно описать научно. Бог познается только нашим сердцем и опытом духовной жизни. Этот вопрос сегодня обращен к нам: Кто для нас Христос? Сын Божий по благодати, пришедший в мир в образе человека, или историческая личность, мифический персонаж, или тот, кто учит нас закону? Каким образом мы пытаемся принять Бога в нашу жизнь? Вопросом, обращенным к фарисеям, Господь каждому из нас, кто не знает счастья искренней живой веры, молитвы, говорит о том, что одним умом Бога постичь невозможно. Это особенно важно в наши дни, когда никто не запрещает говорить о Христе, но о каком Христе мы говорим? Историческом? Мифическом? Книжном? Или Христе реальном, Который живет в нашей жизни? Если Христос в нашей жизни не тот, о Котором учит нас Святая Мать наша Церковь, – это не тот Христос, Который, взяв нас за руку, проведет через врата Вечности и приведет в Царство Свое. Это тот Христос, Который останется только на страницах книг, Который не потревожит наше сердце и от Его присутствия не содрогнется наша душа. Это тот Христос, о Котором можно много говорить и ничего не делать, не менять в своей жизни. Если мы обретаем Христа, живущего и действующего в нашей жизни, то для нас открываются по новому и заповеди любви, мы начинаем по- новому осмыслять отношения к самим себе, заставляя себя трудиться над тем, чтобы очистить нашу жизнь от всего греховного. Через это мы открываем своего ближнего, а через него мы открываем и любовь Божию к нам, и нашу любовь к Богу. Краеугольный вопрос нашей жизни – это жизнь со Христом или без Него? Ответ на этот вопрос – не на страницах книг, а в образе нашей жизни в Церкви Божией среди собрания народа Божьего, единоверного, едиными устами молящегося и от единой Чаши питающегося жизнью вечной».