Приветственное слово Главы Донской митрополии в преддверии Дня учителя в ЧОУ "Свято-Георгиевская православная средняя общеобразовательная школа"

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Приветственное слово Главы Донской митрополии в преддверии Дня учителя в ЧОУ "Свято-Георгиевская православная средняя общеобразовательная школа"
3 октября 2024 103

Дорогие педагоги православной школы!

Поздравляю вас с наступающим профессиональным праздником — Днём Учителя!

Каждый раз, посещая школу, я открываю для себя что-то новое. И должен признаться, что эти открытия всегда исключительно положительные. Я вижу, как развиваются дети, наблюдаю за их навыками и, самое главное, за их глазами. Глаза — это зеркало души человека. И мне очень радостно, что эти глаза светлые, что в них есть оптимизм и надежда, что они живут полноценной жизнью.

Сегодня было сказано, что очень важная задача — это объединение обучения и духовного воспитания, без которого невозможно ничего достичь. Я хотел бы обратить внимание на восприятие мира и ответственности за этот мир.

Конечно, воспитание и духовность прежде всего — это ответственность. Без ответственности невозможно никакое духовное воспитание. Кажется, в последнее время, всё больше родителей говорят, что детство — это беззаботная, легкая пора, когда человек должен чувствовать себя свободным и счастливым. И, к сожалению, хотя это не произносится напрямую, на деле получается так, что это воспринимается как безответственность. Это — одно из самых глубоких заблуждений, которое существует.

Многовековой опыт нашей страны подтверждает, что детство может быть свободным и счастливым, но не безответственным. Детство должно быть ответственным — в меру возраста, способностей, воспитания и вовлеченности детей, родителей и педагогов в общественную жизнь, жизнь государства, Церкви и общества.

По мере взросления человек должен развивать ответственность перед миром — перед родителями, школой, обществом, храмом. Личность возрастает не от силы или благоприятных условий, а от ответственности. Школа, в том числе православная, опираясь на добрые примеры, должна научить воспитанников преодолевать жизненные трудности. 

Иначе быть не может. Если человек, покидая образовательное учреждение, сталкивается с множеством вызовов, на которые он не в состоянии ответить, он оказывается в растерянности. Школа должна научить детей любить этот мир. А если мы сами его не любим, как можем научить этому детей? Нужно учиться радоваться красоте, которая нас окружает. Первая глава Книги Бытие повествует о порядке сотворения Богом физического мира. Мы должны научиться смотреть на природу и видеть в каждом листе, в каждом дыхании её, дыхание Божие. Игнорирование этой Книги чревато отсутствием воспитания и знаний. Затем следует Священное Писание, уроки естественных и духовных наук и так далее. Но, что важнее всего, это общение. Все эти знания — не просто сумма фактов, которую воспитанник должен вынести из школы, но опыт, который становится частью его жизни.

Конечно, Церковь и священник должны быть нашими помощниками в этом процессе, прежде всего — для детей. Священник должен быть добрым пастырем и воспитателем как для педагогов, так и для учащихся. Он должен быть той солью земли, о которой говорил Господь.

Присутствие священника в жизни школы очень важно. Я знаю, что в этой школе работают отзывчивые и грамотные пастыри, умеющие общаться как с детьми, так и с педагогами. Для детей они — добрые батюшки, которые несут образ русского пастыря и готовы жертвовать своим временем ради воспитания личности. В этом каждодневном процессе формируются те личности, которые потом будут служить Отечеству, на любых поприщах — в общественной, государственной или церковной жизни, но всегда с верой в Бога и надеждой на лучшие перемены в себе и в нашем обществе.

Я хотел бы поблагодарить вас, дорогие педагоги, прежде всего, за этот взаимнообогащающий, плодотворный и поступательный процесс. Я сказал «взаимообогащающий», потому что дети всегда обогащают педагогов своей открытостью, непосредственностью и любознательностью. 

Настоящий педагог — это не просто посредник в передаче знаний, но и человек, который черпает вдохновение в детской искренности и талантах.

Сегодня, наблюдая за тем, как ребята участвуют в постановке, я убедился, что перед нами талантливые, целеустремленные личности. В их идеях и стремлениях учителя находят силы для собственного профессионального и духовного развития, стремясь отвечать на их вопросы достойно и с мудростью. 

С праздником, уважаемые учителя!