Уважаемый Юрий Борисович, временно исполняющий обязанности Губернатора Ростовской области!
Уважаемый Александр Валентинович, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области!
Ваше высокопреосвященство, уважаемый президиум, дорогие друзья!
В этом году Димитриевские образовательные чтения посвящены осмыслению ключевых задач воспитания и просвещения в современном обществе в свете предстоящего 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. В контексте этой важной даты особо актуальными становятся вопросы национальной безопасности, формирования патриотической и гражданской позиции, восстановления исторической памяти народа, а также укрепления духовных и нравственных основ общества.
Духовно-нравственное осмысление достижений и ошибок прошлого является важнейшим условием для нахождения эффективных решений для вызовов сегодняшнего дня. Этот процесс можно охарактеризовать понятием «традиция», которое в переводе с латинского означает «передавать». Однако передавать дальше можно лишь то, что, во-первых, было воспринято ранее, во-вторых, бережно сохраняется в настоящем, и, наконец, что будет ценно для будущих поколений.
Разрушительное пренебрежение хотя бы одной из составляющих этой триады способно прервать любую, даже самую древнюю традицию. И далеко за примерами ходить не нужно: целые империи исчезали с лица земли, когда процесс передачи духовно-исторического опыта от поколения к поколению подвергался искажению.
От подобных катастроф, к сожалению, никто не застрахован и сегодня. Более того, борьба с духовно-исторической традицией того или иного общества стала частью глобального теневого тренда.
Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Современная политическая борьба нередко нацелена на то, чтобы лишить людей прошлого, лишить людей и страны их ценностей — культурных, духовных, религиозных. А общество, в котором таких людей большинство, не имеет будущего, а народ обрекается на опасность исчезновения».
И действительно, сегодня мы часто наблюдаем, что в политическом противостоянии особенно эффективны удары, направленные не на поля сражений, а на медийное пространство, на область смыслов, настроений и духовной жизни нации. Основным оружием в таких войнах становятся не системы залпового огня, а система «промывки мозгов».
Именно поэтому осмысление опыта прошлого с духовно-исторической точки зрения нам крайне важно сегодня. Почему? Потому что искаженная передача этого опыта приобретает, как никогда ранее, значение фактора национальной безопасности. Если мы хотим сохранить свой национальный идеологический суверенитет, то на это должны быть ориентированы всеразвивающие наше общество процессы, особенно в области культуры, образования, информационной политики, государственной идеологии. Хотя у нас в основополагающих документах до сих пор, к сожалению, сохраняется табу на это слово, которое мы унаследовали с либеральных девяностых годов. Тем не менее, само время ставит перед нами вопросы, на которые безидейное общество ответить не способно.
Именно поэтому осмысление опыта прошлого с духовно-исторической точки зрения сегодня крайне важно. Почему? Потому что искаженная передача этого опыта становится, как никогда прежде, фактором национальной безопасности. Если мы хотим сохранить свой национальный идеологический суверенитет, все процессы, способствующие развитию общества, особенно в сфере культуры, образования, информационной политики и государственной идеологии, должны быть на это ориентированы.
Сегодня один за другим появляются Указы Главы государства, направленные на духовно-нравственное воспитание и сохранение исторического наследия. Прямым подтверждением является Указ Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».
Одной из приоритетных задач Указа является: «Государственная поддержка общественных объединений, деятельность которых направлена на сохранение исторической памяти, и проектов, реализуемых в данной сфере, в целях противодействия идеологической и информационной агрессии против России».
Не открою вам тайны, если скажу, что крупнейшим, самым многочисленным и обладающим колоссальным историческим опытом общественным объединением в нашей стране, которое на протяжении веков противостояло идеологической агрессии против России, является Русская Православная Церковь. Когда в X веке князь Владимир принимал судьбоносное решение о будущем Киевской Руси, именно православие стало тем фактором, который открыл нашим предкам доступ к культурной сокровищнице цивилизованного мира.
Когда в XIII веке перед Александром Невским встал вопрос о выборе политического курса, именно православие определило вектор сопротивления западным захватчикам. В следующем, XIV веке, Русская Православная Церковь сыграла ключевую роль в противостоянии идеологической угрозе, исходившей с Востока. Тогда раздираемая междоусобицами Русь смогла продемонстрировать пример небывалого единства под знаменами общей веры.
Судьбоносной была роль Русской Православной Церкви и в событиях Смутного времени, во время нашествия наполеоновских войск, а также в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Церковь нередко становилась единственным институтом гражданского общества, который сохранял историческую память в периоды очередных лихолетий и беспамятства.
Мы должны понимать, что из-за своей определённой политической ангажированности, а также уязвимости перед попытками искажения или даже уничтожения духовной традиции в угоду новым идеалам и веяниям, государственные институты, какими бы совершенными они ни были, не всегда могут выступать абсолютными и безупречными хранителями исторической памяти народа. За последние сто лет наша страна сполна вкусила горькие плоды таких исторических экспериментов: от революционной кровавой вакханалии большевиков до полной утраты национального лица в эпоху либерализма.
Поэтому естественно предположить, что истинным хранителем общественных идеалов, исторической памяти и духовно-нравственных ценностей народа является традиционное религиозное сообщество. Оно минимально подвержено соблазнам мира сего и, тем более, сопротивляется открытому или скрытому насилию.
Так было в прошлом, так продолжается и сегодня. В наши дни Русская Православная Церковь с честью выполняет свой долг по защите интересов Родины. Она совершает многочисленные подвиги в сфере социального служения, культурного просвещения, педагогической деятельности, патриотического воспитания, а также в сохранении исторических памятников и самой народной памяти.
Таким образом, в лице Русской Православной Церкви наше государство имеет не только самое надёжное общественное объединение, но и того партнёра, который на протяжении всей истории неизменно оставался верным интересам России, несмотря на внешние и внутренние перемены.
Однако самое важное заключается в том, что Русская Православная Церковь не просто сохраняет память о народных подвигах прошлого. Она возводит их на высочайший уровень — уровень святости. В Церкви героев называют подвижниками. А что это значит? Это значит, что человек обретает святость не только благодаря помощи свыше, но и через усилия своей собственной воли, труд всей своей жизни и жертвенный характер своего служения.
Таким образом, подвижник — это не просто герой своего времени, но герой вечности. Однако, в отличие от государственных институтов, Церковь не располагает необходимыми внешними ресурсами, которые позволили бы воплощать этот идеал с заметным стратегическим эффектом.
Совершенно очевидно, что Церковь, объективно являясь крупнейшим общественным объединением, в полной мере в состоянии реализовывать социально значимые задачи без активного участия и содействия государства. В свою очередь, государственные институты не имеют более надёжного и проверенного в исторической ретроспективе союзника, чем Церковь.
Единство государственной власти и церковного сообщества, при всём различии их сущностей и целей, является, если не единственным, то, безусловно, незыблемым фактором, который определяет наши добрые свершения как в прошлом, так и в настоящем.
Отсюда вытекает ещё один аксиоматический тезис: наивысшей энергией развития наше общество обладает лишь тогда, когда материальное и духовное находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
В завершение, как бы суммируя всё вышесказанное, лишь добавлю: крайне важно, чтобы в практической плоскости нашего взаимодействия в Донском регионе церковно-государственные отношения стали максимально открытыми, понятными и эффективными. Это необходимо для формирования духовно-нравственной платформы, на которой, по слову Евангельскому, можно строить дом, как на камне: «И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:25).
Спасибо за внимание.