«Простое миссионерство» отца Сергия

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
«Простое миссионерство» отца Сергия

17 детей, 9 девочек и 8 мальчиков, свой постоянно достраивающийся из-за появления новых жильцов дом, домовый храм и просто осязаемая любовь, которую чувствуешь, едва перешагнув порог… Это только часть составляющих той формулы семейного счастья, которую пытаешься разгадать, впервые встретившись с семьей Красниковых.

У протоиерея Сергия и матушки Екатерины 9 приемных детей. А в марте текущего года в многодетной семье ростовского священника родился 17-й ребенок.


Мечтая о большой семье

Мы беседуем с настоятелем храма Всех святых, в земле Российской просиявших, протоиереем Сергием Красниковым и матушкой Екатериной в трапезной в их доме, за большим столом, где всегда рады гостям. Как раз полчаса назад в гостях у многодетного священника побывал митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященство поздравил семью с Пасхой Христовой. Владыка также осмотрел домовый храм в честь праведных Кирилла и Марии Радонежских. Эти святые стали покровителями храма не случайно – супруги поженились в день памяти угодников Божиих, которых очень почитают. 11 октября 2018 года супруги отметят 20 лет семейной жизни.

После за чашкой чая с правящим архиереем встретились члены большой семьи ростовского священника. Дети приветствовали владыку творческой программой: исполнили несколько музыкальных композиций и песен. В этот день первый приемный ребенок семьи Красниковых – дочь Зинаида отметила 13-летие. Митрополит Меркурий поздравил девочку и подарил икону Божией Матери «Донская». Как отметил протоиерей Сергий, дети с раннего возраста принимают участие в жизни прихода Всех святых: поют в церковном хоре, участвуют в деятельности приходского военно-патриотического клуба. Можно предположить, что отец Сергий и сам вырос в большой многодетной семье, но все оказалось не так…

«Я с детства всегда мечтал о большой семье. И даже когда был маленьким, я играл в большую семью: мне нравилось строить дом с множеством комнат и населять его домочадцами из игрушек. Я рос в обычном дворе пятиэтажного дома, мне нравилось заниматься с маленькими детьми, и я мечтал о том, что когда-нибудь у меня будет своя большая семья. В семье своих родителей я – единственный ребенок, отец погиб, когда мне было 7 лет. Моя матушка тоже росла в семье, где было двое детей, поэтому у нас был острый недостаток, ощущение отсутствия полноты.

О приемном родительстве…

Не только наши прихожане обращаются ко мне за советом, но когда и другие люди в Ростове-на-Дону узнают, что у нас такая большая семья и приезжают пообщаться, посоветоваться, я им честно рассказываю о том, что это непросто. Это труд, это непростые дети, в них нужно постоянно вкладывать свою заботу, внимание, нервы… Некоторые дети нуждаются в том, чтобы с ними занимались по дополнительным программам, потому что в детских домах бывает педагогическая запущенность. У детей бывают врожденные особенности, например, с усвоением материала. У этого бывают разные причины. Первое это, конечно, наследственность: образ жизни, который вели родители, отражается на ребенке уже в утробе матери. Второе – это психотравмы, когда дети остаются брошенными. И третье, это когда они растут в этих «казенных» заведениях, в которых есть педагогическая запущенность. Бывают все эти факторы в совокупности или – в сочетании двух компонентов. Есть, конечно, детские дома, где нет педагогической запущенности, и детьми там занимаются. Бывает такое, что в огромном детском доме мало педагогов, и просто ограничены человеческие ресурсы.

Что-то из этих «пробелов» мы заполняем сами, с некоторыми детьми работают педагоги. У нас нет нянь или других помощников.

Где взять силы?

Это самый популярный вопрос, который нам задают. Нам помогает Господь Бог. Разве этого мало? Нам не нужны здесь чужие люди. Мы сами трудимся, все сами делаем. У нас есть хозяйство на соседней улице: теплицы, птицы и пр. Дети в этом деле помогают. Мы вместе ездим в горы, собираем черемшу, еще сами делаем муку и печем хлеб, делаем сыры, купорим, когда есть время. Все стараемся делать вместе и отдыхаем тоже вместе.

Господь помогает и тем, что дает нам здоровье, дает радость духовной жизни. Слава Богу, все дети у нас – воцерковленные, все помогают на богослужениях. Владыка благословил на то, чтобы у нас был свой домовый храм, где мы все вместе молимся. Моя матушка – регент. Когда родился наш первенец Даниил, она не смогла со мной ездить в деревню (у нас был сельский приход, и еще не было своего дома) и так горевала о том, что пришлось расстаться с регентованием. Мы надеялись на то, что, Бог даст, она вернется к этому занятию, и она вернулась, когда у нас уже было 16 детей, и в своем доме появился домовый храм. Я очень благодарен владыке за это благословение.

У приемных родителей, на наш взгляд, должно быть хорошее чувство юмора и готовность принимать детей такими, какие они есть, но стремиться к тому, чтобы они стали лучше. Нужно стараться все делать для того, чтобы дети развивались всесторонне, и просто нужно их ЛЮБИТЬ.

Довести до ума

Я не имею морального права, кого-то благословлять или не благословлять на приемное родительство. Никто не давал мне таких полномочий. Когда ко мне приходят за советом, я рассказываю людям честно и подробно о том, что это значит: что будет, когда они станут приемными родителями, с какими трудностями придется столкнуться. И они сами принимают решение. Некоторые после такого разговора решают, что им нужно еще подумать, подготовиться. Проблема заключается не в самом процессе усыновления ребенка, когда нужно собирать множество документов и справок (это может занять от одного до трех месяцев), проблема в том, чтобы ребенок стал тебе реально родным, чтобы он в тебе почувствовал родителя. К сожалению, в России бывает довольно часто, что детей берут, а потом возвращают обратно. А нужно ребенка, как говорится, довести до ума, чтобы он сам умел делать нравственно правильный выбор. Это называется процесс воспитания, и к нему нужно быть готовым.

Быть отцом

Как и для любого отца, наверное, это означает для меня чувствовать ответственность за жену, за детей. Я – главный, и это значит, что Господь поставил меня быть главой семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для сыновей я должен быть примером как мужчина, они тоже будущие отцы и, значит, во мне должны видеть пример хорошего отца. Если увидят, как я обращаюсь к своей жене, также по-доброму будут обращаться и к своими женам. Девочки тоже должны смотреть на отца и видеть в нем опору, защиту, крепкую спину. Это важно для девочек.

Я рос без отца, и мне было очень тяжело. Но когда смотрю на то, как дети меня любят, я не представляю, как жить без отца. Я есть у них и вижу, как много значит для них то, что папа рядом. Очень многие из них, когда были маленькими, не могли уснуть, пока я не вернусь. А когда папа дома, то снова все спокойно, и они засыпали у меня на руках.

О подготовке к семейной жизни

Я считаю, что необходимо рассказывать детям и молодым людям о том, как правильно создавать семью, встречаться, жениться, выходить замуж, рассказывать о первых годах жизни, о том, что делать, когда появляется первый и второй ребенок, о том, как строить взаимоотношения и т.д. Большая проблема нашей страны в том, что сейчас очень много семей с одним родителем, очень много разведенных. Получается, что дети не видят полные семьи и не понимают, как правильно. И еще важно, чтобы в семьях были соответствующие добрые отношения.

Добродетель и чудо

Вот как было раньше - семьи жили по определенным устоям. Например, у нас на Дону эти устои были связаны с православной верой. Даже если ты остался без отца, который погиб на войне, ты видишь полные семьи, знаешь, как живут твои дяди и тети, крестные, соседи – видишь пример, как правильно жить. Самое лучшее – это наглядный пример. А если такого примера нет, молодые люди могут участвовать в делах милосердия. Самое лучшее для молодежи – это когда они делают общее хорошее дело вместе, их должно что-то объединять на почве общего доброделания. Вот это очень важно. Я понял, что когда ты делаешь доброе дело, открываешь свое сердце, то Господь касается твоего сердца Своею благодатью. У нас в храме есть и такие примеры семейных пар, которые много лет не имели своих детей, но уже через год после усыновления Господь дал им своего ребенка. Это чудо Божие.

Опыт поколений

На протяжении многих лет я возглавлял молодежный отдел Ростовской-на-Дону епархии и занимался молодежью вообще: и воцерковленной, и невоцерковленной. Этим молодым людям я, в том числе, рассказывал о казачестве, о донской культуре. Тот образ жизни, который был здесь на Дону до революции, представляет собой богатейший опыт. Это были люди принципиальные, они жили с верой в Бога. Это были православные люди, которые считали за честь умереть на поле боя. Мальчики с детства знали, что они – будущие воины, защитники Отечества. Они были смелыми и мужественными, любили своих жен, и дома они преображались.

Брошенные…

На Дону, на Кубани вообще не было брошенных детей. Сироты были, а брошенных сирот не было никогда. Не было ни одного детского дома, интерната. Если у детей отец погибал на войне, а мать умирала от какой-то болезни, эти дети становились сиротами, но не были брошенными, потому что был Казачий сход и там решали атаман и старейшины, как определить судьбу этих детей. Было понимание, что все они – наши дети, дети хутора или станицы. Крестные брали себе своих крестников, дяди и тети брали детей, соседи забирали их к себе. Казачий сход назначал какие-то дополнительные денежные довольствия этим семьям, им помогали. Это было общее дело. Так было и на Дону, и на Кубани. И сегодня у нас в стране есть и детские дома, и дома престарелых… Это страшная трагедия нашего общества.

Почему женщины не хотят рожать детей? Возможно, от нежелания напрягаться. А когда женщина сделала первый аборт, перешла точку невозврата, она может дальше совершать это, как по накатанной колее. А основа всего – отсутствие веры. Даже если у человека есть недостаток сил и материальных средств, но если есть настоящая вера в сердце, он не сделает этого, для него просто немыслимым будет убийство своего ребенка. Я знаю много семей, которые живут скромно, но рожают детей. Я вижу, что Господь им помогает, в том числе через каких-то других добрых людей. Но они и сами не сидят, как Емеля на печи, а трудятся, стараются и постепенно их материальное положение улучшается.

Церковь имеет право голоса только там, где позволяет государство. Ведь было время, когда и в храмах запрещали проповеди говорить. Сейчас нам разрешают говорить в храмах, в школах и в вузах тоже, если приглашает и разрешает говорить о проблеме абортов руководство.

Пережить благоденствие

Какой образ жизни сейчас предлагают нам СМИ? Бери от жизни все, живи в свое удовольствие. Это такое эпикурейство. Поэтому мы имеем то, что имеем: и преступность, и большое количество детских домов, выпускники которых тоже совершают преступления. Мы знаем разные судьбы таких детей, потому что посещаем детские дома. Знаете, моя бабушка пережила Великую Отечественную войну с большими трудностями, она пережила эвакуации и голод. И когда война закончилась, возникла такая поговорка: «Пережили мы войну. Помоги, Господи, пережить благоденствие»… Ведь когда человеку плохо, он мобилизуется, ищет какие-то выходы, порой задумывается и о смысле жизни.

Но всякая проблема находится в плоскости веры. Если человек верит в Бога, он будет понимать, что деторождение – это Божие благословение. И люди будут хотеть рожать детей, потому что это наше будущее наследие, наше потомство, в которое ты вкладываешь свою любовь. Эти дети потом тебя утешают тем, что просто они есть. Очередной родившийся ребенок становится центром притяжения всей нашей семьи. И когда много детей рождается, среди них нет ревности. Младшие дети с утра бегут к маме в комнату, чтобы поцеловать самого младшего, только родившегося ребенка. Дети – это всегда радость и невероятное вдохновение. Это то, что вселяет в тебя силы делать еще и еще что-то, дети вселяют в тебя творчество, у тебя появляются новые мысли, новое видение.

Дети и творчество

Божией милостью, я знаком с замечательным человеком Владимиром Легойдой. Он был у нас дома в гостях, когда я приглашал его, будучи руководителем молодежного отдела, на Сретенскую молодежную конференцию. И вот почитайте, сравните его публикации до женитьбы и до рождения детей и то, что он пишет сейчас. Мы просто умиляемся от его памфлетов о своих детях, о которых он так много стал писать. Да он много пишет на богословско-философские темы, у него выверенный, очень чуткий взгляд на вещи, и он сам интересный, уникальный человек. И при этом – как он раскрывается, когда начинает говорить о своих детях! В этом просто чувствуется новый поток творчества!

И ты тоже, глядя на своих детей, начинаешь понимать, что тебе еще очень много нужно сделать. Так у нас при храме организовалась школа живописи, помимо воскресной школы, духовно-приходских курсов, сестричества. Потом я поставил детскую площадку на территории прихода, куда приходят люди с улицы, и мы можем пригласить их в храм на богослужение, а дети уже рядом с храмом. Получается такое простое миссионерство.

Детские лагеря и кружки

Постепенно дети настраивают тебя на какие-то творческие мысли, и ты начинаешь их воплощать. И каждый детский возраст ставит перед тобой новые вопросы и задачи: дети подрастают, и что именно им нужно? Так мы организовали кружок казачьего пения при храме, кружок церковного пения. Еще у нас появился военно-патриотический клуб «Донская казачья застава», где с мальчиками работают офицеры спецназа. Мы водим детей в походы, лагеря работают во время каникул.

У нас есть лагерь для девочек «Николаевский городок», основанный на принципах дореволюционной педагогики. До революции было раздельное преподавание: отдельно были школы для мальчиков, отдельно – для девочек. Среди выпускников наших лагерей есть ребята, которые стали священниками и матушками, выпускники создавали семьи, и сейчас мы уже воспитываем их детей в лагерях. Это живой опыт.

Во время работы лагеря для мальчиков «Предтеченский городок» мы можем максимально вкладывать в мальчишек. Когда отдельно идет мужское воспитание, ты рассказываешь им о том, какими они должны стать как христиане, воины Христовы. Мы говорим им о том, что они должны стать мужественными и смелыми, хорошими мужьями, хорошими отцами – все это вкладывается, в том числе, через какие-то военно-прикладные дисциплины, через которые можно обратиться к мальчишкам, им понятно это.

Соответственно, с девочками, наоборот, нужно говорить, используя понятия «материнство», «домострой» и т.д. В нашем лагере девочек-подростков учат даже пупсов пеленать. Это то, что пригодится реально в жизни.

Самая главная дисциплина в наших лагерях – это «Основы православной веры», это лейтмотив. Присутствие духовенства в лагере обязательно. Каждый день у нас утреннее и вечернее правило, причем обязательно песенное. Специально для этого я составил сборник молитв, которые именно поются – тогда и невоцерковленные ребята проще все запоминают.

Не секрет, что в России очень мало детских православных лагерей, и поэтому к нам едут дети из разных мест: это Ростовская область и Воронежская область и Краснодарский край, Астрахань, Дербент, Москва, Санкт-Петербург, Урал, Архангельск, Магадан и даже Сербия. И знаете, самое важное то, что многие ребята, которые уже выросли, стали нашими помощниками.

Кстати, я недавно узнал о судьбе одного нашего воспитанника: приезжал к нам в лагерь мальчик из области, потом он вырос, и мы не видели его какое-то время, и вот по телефону его мама рассказала, что сын служит в ВДВ, и по сей день каждые выходные ходит в храм (его из части отпускают). Он сохранил веру, изучает историю нашей страны - и как же меня это порадовало! Многие наши воспитанники также отслужили в армии, продолжают поддерживать с нами связь и помогать.

Конечно, нельзя считать лагерь панацеей от всех бед. Все, что мы можем со своей стороны сделать, то делаем от души. Но, естественно, что бывали случаи, когда реб­­ята, будучи в лагере, вдохновлялись на какое-то время, но потом все сходило на нет: «перемагнитила» школа, улица, «перемагнитило» то, что является легкодоступным и нередко греховным, вожделенным в этом мире. Очень грустно от этого. Мы молимся за всех детей, но, значит, плохо, мало молимся…

О любви и молитве

В послании апостола Иакова есть замечательные слова: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях…» (Иак.1:27). То есть оказывать о них попечение. И мне кажется, что если бы каждый православный человек жил такой жизнью, то все бы было совсем иначе. Ведь в мире есть люди, которым надо помогать, а есть те, кто может помогать, и это нас взаимно обогащает. Надо искренне молиться за людей и верить в силу молитвы, надо самому для себя приобрести мирный дух. Вспоминается выражение Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Когда мы рядом видим проявление любви, то нам становится от этого хорошо. И если дети с детства живут в доброте, вере и любви к Господу, то они начинают мыслить совсем другими мерками».

Протоиерей Сергий Красников родился 10 июля 1974 года. В 2004 году окончил Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), в 2014 году окончил Санкт-Петербургскую академию культуры и искусств.

В 1998 году сочетался церковным браком, воспитывает вместе с матушкой 17 детей. В 2004 году указом архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона (Долганова) был назначен настоятелем храма Всех Святых, в земле Российской просиявших г. Ростова-на-Дону. С 2005 по 2013 год исполнял послушание руководителя епархиального отдела по делам молодёжи Ростовской-на-Дону епархии. В 2013 году в дополнение к несомым послушаниям назначен на должность настоятеля Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья. За время пастырского служения отмечен иерархическими и наградами, а также медалями за возрождение Донского казачества.

В настоящее время протоиерей Сергий Красников является организатором и духовником детского духовно-патриотического лагеря «Николаевский городок», проводимого в дни летних каникул в селе Новониколаевка Ростовской области; православного духовно-патриотического центра «Предтеченский городок», находящегося под Азовом; семейного лагеря «Большая православная семья» и молодёжного лагеря «Яблоневый лес», проводимых в горном посёлке Мезмай Апшеронского района.

В 2017 году за многолетние и ревностные труды ко благу Святой Церкви и неоценимую помощь в осуществлении священнического служения своего супруга матушка Екатерина награждена медалью святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

текст подготовила Ирина Бурмистрова,

фотограф - Сергей Грибов

«Вестник Донской митрополии», № 19, 2018 г.