Писатель Дж. Макдональд о воображении и сказке

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Писатель Дж. Макдональд о воображении и сказке

Автор - Ирина Бурмистрова 

Статья опубликована в сборнике научных трудов «Философия и сказка», Москва-Берлин, 2015 год 

Джордж Макдональд (12 декабря 1924 – 18 сентября 1905 гг.) – шотландский поэт и романист, которого считают одним из основоположников английской авторской сказки и даже жанра фентези, малоизвестен в России. Хотя его сказки для детей переведены на русский язык и были изданы в России, при упоминании жанра фентези, мы в первую очередь вспоминаем не его имя, а таких писателей как Джон Рональд Руэл Толкиен, Клайв Льюис и даже Льюис Кэролл, чьи произведения навсегда стали эталоном и классикой этого жанра. При этом мы не задумываемся об истоке, а жаль. Ведь, как показывает нам история литературы, истоки жанра мы должны искать гораздо раньше – в средневековом эпосе, в рыцарском романе и в волшебной сказке, одним из творцов которой в XIX веке в эпоху романтизма стал Джордж Макдональд. 

Еще в молодости этот литератор увлекся поэзией. В 1857 году вышел его сборник «Стихи», однако в литературе он известен нам именно как романист и автор сказочных повестей. Большое влияние на Макдональда оказали немецкие романтики, философией и творчеством которых он увлекся в годы учебы в Королевском колледже Абердина. Позже он почувствовал в себе призвание к религиозной деятельности, закончил Теологический колледж в Хайбэри и принял сан священника, получив приход. Однако, как отмечают биографы, из-за своего свободомыслия, он не смог долго занимать эту должность и вынужден был отказаться от сана и переехать в Манчестер. В этом городе Макдональд стал зарабатывать на жизнь чтением лекций по математике и английской литературе и всерьез занялся литературным творчеством. Кроме того, этот писатель стал отцом большого семейства, навсегда связал свою жизнь со своей супругой Луизой, родившей ему одиннадцать детей.

Наверное, любой отец, наделенный даром воображения и увлекательного повествования, может стать сказочником. Макдональд стал профессиональным сказочником и писателем. В 1855 году вышла его первая объемная драматическая поэма «Within and without», заслужившая положительные отзывы. Через два года увидел свет вышеупомянутый сборник стихов, написанный на шотландском диалекте[1]. Но это было еще не сказки. Сказки были впереди. Переехав вместе со своей семьей на южное побережье вследствие пошатнувшегося здоровья, Макдональд принял решение заняться написанием сказок в надежде, что эта работа будет лучше оплачена. Причем сказочные произведения Макдональда были написаны им как с прицелом на исключительно взрослую аудиторию, так и для детей. Сказочный роман для взрослых о народе фей «Фантастес» был опубликован в 1858 году, за ним последовали готический роман «David Elginbrod» (1863) и уже непосредственно сказки: «Невесомая принцесса» (1864), «Страна Северного ветра» (1870), «Принцесса и гоблин» (1871), «Принцесса и Курди» (1882), а также роман-фэнтази для взрослых «Лилит» (1895) и другие [2]. Часть произведений (в основном сказки для детей) переведена на русский язык. 

Для исследователей творческого наследия Макдональда интересен тот факт, что кроме самих литературных произведений Дж. Макдональд также рассуждал над особенностями такого явления как волшебная сказка. Будучи человеком, получивших блестящее образование и подготовку в сфере литературы, а также религиозным мыслителем, он не мог обойти вниманием вопросы человеческого воображения, сказочного воображения, роли творца литературного произведения и, конечно же, роли Творца. В 1867 году появилась его статья «Воображение: его функции и развитие» (в сборнике «A Dish of Orts»). Эта работа интересна нам тем, что раскрывает взгляд писателя на то, что такое человеческое воображение, какие оно имеет истоки и особенности, каковы его основные функции, как реализует себя воображение, как оно участвует во всех сферах человеческой жизни, какова роль разума в проявлениях воображения и что такое творчество.

В 1882 году появилось эссе «Сказочное воображение». Эта работа представляет собой рассуждение о том, что такое сказка, как возможно создание и существование сказочного мира, какова роль сказок и сказочников, и, конечно же, что такое сказочное воображение, как оно участвует в нашей жизни и в создании сказочных произведений литературы. Рассмотрим подробнее эти работы. 

«Воображение – это умение придать мысли форму, необязательно выражаемую, но такую, которую можно выразить в очертании, в звуке или в любом другом материале, доступном нашим чувствам. Таким образом, оно является тем самым человеческим качеством, которое ближе всего соответствует главному проявлению Божьей силы, и потому мы по праву можем назвать его способностью творить, а плоды его деятельности – творчеством или творением. Поэт – это всегда создатель» [3]. «Человеческое воображение создано по образу воображения Бога. Все человеческое должно было изначально быть в Боге, и мы куда лучше поймем воображение и его функции в человеке, если сначала научимся верно размышлять о воображении Бога, в котором человеческое воображение живет, и движется, и существует» [4]. Так начинает свои рассуждения Макдональд в работе «Воображение: его функции и развитие». 

Макдональд выводит способность человека к творчеству по образу творения Бога, по чьему образу и подобию был создан человек. Мир, по мнению писателя, сотворен так, чтобы он служил созданному Богом человеком, чтобы он развивал то воображение, чьи потребности он (мир) призван удовлетворить. Человеческое воображение всегда пользуется приготовленными для него формами этого мира. Мир вокруг человека – это «внешнее отображение состояния его разума, неиссякаемая сокровищница форм», из которой человек выбирает образцы, формы для мыслей. А человеческое воображение – это как свет внутри готовой формы, то, что наполняет ее мыслью, а значит – жизнью.

Способность к воображению для человека – «это то же самое, что творение для Бога» — пишет Макдональд. Значит, воображение должно принимать участие во всех сферах жизни человека. Воображение участвует в поэзии, «половина нашего языка – это работа воображения»; поэтическое воображение помогает научному воображению установить необходимые связи, предсказать, сконструировать и проч.; произведения искусства – это «высочайший плод воплощающего воображения»; открытие законов истории невозможно без интеллектуально-конструктивного воображения исследователя и так далее. Разум строитель, но архитектор – воображение, и они не могут существовать друг без друга. «…целью воображения является гармония. Верно развитое воображение, являясь отблеском творения, в своем высшем и лучшем проявлении будет творить Божьему замыслу и порядку…»[5] — пишет Макдональд. Главным предметом, на который должно быть направлено воображение человека (после сотворившего его Бога) должен быть «мир в том, как он связан с его собственной жизнью». И это отношение должно быть ответственным и осмысленным, здесь даже «самое возвышенное воображение и самый приземленный здравый смысл всегда на одной стороне»[6]. 

Макдональд подчеркивает, что «необходимо сознательно развивать воображение». Его развитие есть одна из основных «целей Божьего воспитания в нашей жизни» — писал автор. Этому способствует «сознательная направленность нашей жизни к тому ее идеалу, который изначально был задуман Богом»[7], следование по вере, а также питание (хорошие книги, обращение к природе) и упражнение. Вероятно, сочинения сказочных повестей и романов не берегу моря и стало для самого Макдональда одним из таких упражнений для воображения.

Эссе Макдональда «Сказочное воображение» уже непосредственно посвящено воображению в создании сказочных произведений. Автор не дает четкого определения сказке, но он подчеркивает, что «сказка – это не аллегория»[8], хотя последняя и может присутствовать в ней. Ее основная задача – создание настроения, наведение человека на определенные мысли. Причем в «подлинных произведениях искусства» непременно обнаруживается множество смыслов, и каждый читатель сказочного произведения может увидеть в ней смысл, «который соответствует его собственно натуре и развитию»[9]. В сказочном мире, как и в мире реальном царят свои законы, связанные гармонией. Эти законы нельзя нарушать и автору необходимо их придерживаться, иначе произойдет выпадение из этого мира. 

Разум человека, по Макдональду, должен действовать в согласии с божественным Законом, произведением которого он является. Лишь в согласии с ним, разум может дать реальный плод. «Красота может вырасти только на почве закона; Истину же можно облечь только в красоту, так что Воображение, если угодно, — это портной, что выкраивает для нее подобающие одеяния, а Фантазия – его подмастерье, который сшивает отдельные части или, может быть, всего лишь обметывает петли»[10] — так определил писатель соотношение воображения и закона. Однако, изобретая различные законы для физического мира сказки, человек не должен менять законы нравственности, которые должны быть одинаковы во всех мирах и которым должно повиноваться. 

Эта статья – лишь беглый обзор по аналитическим эссе писателя Джорджа Макдональда, посвященным воображению. Безусловно, его идеи и наблюдения, могут быть интересны и сегодня философам, теологам, теоретикам литературы. За бортом остались сами его сказочные произведения, в которых каждый может найти свой сокровенный смысл. 

В чем секрет непреходящего очарования книг Джорджа Макдональда? О своем творчестве этот автор говорил так: «…я пишу не для детей, а для тех, кто подобен ребенку – будь ему пять лет, пятьдесят или семьдесят пять.»[11] Может быть, это и есть тот самый закон понимания между автором и читателем, который во всем многообразии смыслов может привести нас к тому самому глубинному, а потому единому для всех смыслу? 

Литература: 

[1] Книжный интернет-портал. (дата обращения: 01.06.2015) 

[2] Там же. 

[3] Макдональд Дж. Воображение: его функции и развитие // A Dish of Orts, 1867 

[4] Там же.

[5] Там же. 

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Макдональд Дж. Сказочное воображение, 1882 (перевод О. Лукмановой)

[9] Там же. 

[10] Там же. 

[11] Там же.