Христианина в нас формирует деятельное участие в жизни никому не нужных людей
В жизни священника очень много встреч. Эти встречи бывают разными: одни — обнадеживающими, другие — радостными и позитивными, иные — тревожными, которые заставляют с беспокойством смотреть в будущее.
Одна из таких тревожных встреч у меня состоялась в начале года с помощником настоятеля по социальной работе Сергеем Чиковым. Он рассказал о том, как развивается проект, созданный Центральным благочинием города Ростова-на-Дону, в котором участвует молодежь наших приходов.
Суть проекта такова: на регулярной основе молодые люди из приходов благочиния по графику собираются и привозят еду, а также все необходимое, людям, оказавшимся без жилья и в трудной жизненной ситуации. Из его рассказа стало ясно, что проект еще жив, но постепенно затухает. Как это и бывает, вначале такие инициативы собирают много людей, но со временем энтузиазм их покидает, и остаются единицы.
Сергей подробно описал эти встречи. Помимо кормления людей на вокзалах города, ребята приезжают к Братскому кладбищу, где перед главным входом проходят теплотрассы, в которых живут люди.
Эта история вернула меня к прочитанной книге «В темноте», повествующей о том, как в оккупированном городе во время истребления евреев больше 20 человек, в том числе и дети, спасались в канализации. В общей сложности они там провели 424 дня – без света, с ограниченным запасом еды и воды.
В конечном итоге выжившие выбрались, покинув подземелье, продолжая жить. Книга основана на реальных событиях.
Мне подумалось, что хотя люди жили в нечеловеческих условиях, у них была цель — выжить, и надежда – вернуться в социум. Но главное – это было во время войны.
Наши «герои», среди которых есть молодые люди и даже подростки, живут в люках без ожидания светлого будущего. Для них событием становятся визиты тающей по численности православной молодежи, которая привозит питание и может поговорить с ними, как с людьми.
Размышлять священнику о том, почему в XXI веке люди живут в люках, на улицах и свалках, малоэффективно. А вот почему добрые порывы нашей церковной молодежи не имеют динамичного продолжения и последовательности – говорить необходимо.
Большой проблемой является то, что православная молодежь подменила главные ценности своего призвания второстепенными.
Конечно, если общение с бездомными – это дискомфорт от неприятного запаха, неудобных вопросов и т. д., то чаепития при храмах, песни под гитару, споры о высоком и просмотры доброго кино — намного приятнее, и самое главное, в храмовом пространстве ты уже ощущаешь себя христианином. Но именно деятельное участие в жизни никому не нужных людей формирует в нас христианина.
Помню, как давно прочитанная мной книга митрополита Антония Сурожского оставила глубокий след в памяти. Он писал о католической подвижнице – матери Терезе. Очень маленькая ростом женщина родом из Калькутты посвятила жизнь тому, что служила тем, от кого отказались все. Однажды на свалке она увидела умирающего африканца, который весь был в струпьях. Она позвала своих помощниц, и, погрузив мужчину на носилки, они отнесли его в свой приют. Когда она его отмыла и одела в чистое, он произнес слова: «Я жил, как собака, а умираю, как человек». Ради таких слов стоит жить и эти слова свидетельствуют перед Богом о важной миссии.
Наверное, многие знают, что хорошим врачом может стать не только тот, кто отлично знает теорию, но и практику. Мне приходилось встречать студентов медицинского вуза, которые в свободное время просились на практику в гнойные хирургические отделения, где вонь, сложные больные и раздраженные родственники пациентов… Но именно эти студенты, которые были готовы посвятить свое время такому бесценному опыту, становились великолепными врачами.
Проблема, о которой я пытаюсь сказать, повсеместна. Не только церковная молодежь, но и зрелые прихожане сильно изменились.
Вспоминая 80-90-е годы прошлого века, с уверенностью можно сказать, что церковные люди были более деятельны и ответственны. Было достаточно одного призыва священника – и люди собирались для совместной организации престольного праздника или генеральной уборки храма. Возможно, время меняет нас. Но очень не хотелось бы, чтобы лишь единицы энтузиастов исполняли важную миссию христианина, к которой призывает Господь.
Церковной молодежи, которая, возможно, прочитает это рассуждение, я хотел бы сказать следующее.
В 90-е годы прошлого века я был делегирован на первый съезд Православной молодежи в Москве. Съезд проходил в актовом зале МГУ, который впоследствии стал домовым храмом университета.
Председательствовал Святейший Патриарх Алексий II. Было много сказано и выслушано, но одна речь мне запомнилась отчетливо и ярко. Ее произнес архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, впоследствии ставший Патриархом Московским всея Руси.
Он сказал: «… а почему собственно съезд назван молодежным, в чем такая особая заслуга молодежи?.. Почему бы не назвать съезд православных пожилых женщин? Ведь это они в трудные для Церкви годы были хранительницами традиций и свидетельствовали о вере в Бога». И как бы отвечая на свой вопрос, архиепископ Кирилл сказал: «Название съезда свидетельствует о большой ответственности и работе в перспективе, потому что за молодежью – будущее!». А в конце своей речи владыка обратился ко всем нам, присутствующим в зале, со словами: «Церковь – Мать, позаботьтесь о ней!».
Очень хочется верить, что он не ошибся и его горячий призыв не останется незамеченным сегодняшней молодежью.
Руководитель информационного отдела
Ростовской-на-Дону епархии
протоиерей Даниил Азизов
Поделиться ссылкой: