По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяСтатьиРусская Православная Церковь в Бразилии: диалог культур и связь времен

Русская Православная Церковь в Бразилии: диалог культур и связь времен

Русская Православная Церковь в Бразилии: диалог культур и связь времен
  1  фотография
0 видео

Смешение этнических групп и рас представляется одним из главнейших векторов формирования Бразилии. В этой стране имеет место сплав обычаев и идей, что проявляет себя в языке, народных традициях. В конце XIX века этот процесс превратился в мощный «проект формирования бразильской нации».

Русскоговорящие переселенцы также влились в общий котел, их потомки превратились в бразильцев. Как же это произошло, и как осуществляется поддержка связи с исторической родиной?

Первые русские переселенцы появились в Бразилии в конце XIX века, привлеченные возможностью возделывать земельные угодья по приглашению бразильского правительства. Волны переселений пришлись также на время революции и Гражданской войны, время после Второй мировой войны, 1950-е годы, когда значительная часть русскоговорящего населения прибыла из азиатского региона (в частности, из Шанхая) и на конец XX – начало XXI века, когда в Бразилию стали прибывать и устраиваться на работу различные специалисты, выходцы из стран СНГ.

Но, конечно же, основной поток русских пришелся на беженцев из революционной России в начале 20-х годов ХХ века. Преимущественно это были солдаты Белой армии, причем право оставаться в Бразилии получили только те из них, кто обладал навыками для работы в полях, остальные были депортированы за профнепригодностью.

Самые крупные русские поселения возникли в южных штатах Парана, Рио-Гранде-до-Сул, где преобладал равнинный ландшафт, и деятельность населения в основном была сосредоточена вокруг сельского хозяйства. Сегодня в этих штатах проживают несколько десятков тысяч потомков выходцев из России, но лишь немногие из них (2-3 тысячи) говорят на русском языке, в той или иной форме поддерживают связь с исторической родиной.

Отметим, что для многих потомков русских переселенцев связь с Россией, ее культурой и историей сохранилась с помощью деятельности Русской Православной Церкви на территории Бразилии. И сегодня православные храмы в Бразилии представляют собой средоточие представителей русской общины, миниатюрные культурные центры.

При храмах организуют фотовыставки, посвященные истории России, круглые столы и лекции по истории РПЦ, просмотры российских кинофильмов, православные фестивали, мероприятия в рамках Дней России в Латинской Америке, культурные вечера, курсы русского и церковнославянского языка и пр. Также создавались и создаются культурные общества, музыкальные кружки и т.п.

Сегодня в Бразилии действуют шесть приходов Московского патриархата, включенных в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию. Еще пять находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей (Каракасская и Южно-Американская епархия). Также в Бразилии существуют и приходы других Поместных православных церквей. Здесь живут и старообрядцы. Больше всего православных храмов расположено в городе Сан-Пауло.

Единственный в крупнейшем городе Бразилии Рио-де-Жанейро православный храм был открыт русскими эмигрантами в 1937 году. Это храм святой Зинаиды (Терезы) в живописном районе Санта-Тереза, расположенном недалеко от центра города. Храм построен в традициях псковского зодчества. Русские семьи, проживавшие в то время в этом районе города, жертвовали деньги на постройку, проводили благотворительные мероприятия в поддержку строительства, сами принимали участие в возведении храма в свободное время. Они же образовали крепкий и многочисленный приход.

    

Храм святой Зинаиды (Терезы) в Рио-де-Жанейро в сер. ХХ века             Храм святой Зинаиды (Терезы) в Рио-де-Жанейро в наши дни

Сегодня храм включен в список архитектурных памятников исторического и культурного наследия города, наряду с множеством других исторических зданий района. Среди прихожан храма есть не только потомки выходцев из России, но и сирийцы, греки, а также – бразильцы (бывшие католики, принявшие православие).

Происходит и общение между православной общиной Рио-де-Жанейро и православными общинами России. Храм посещают официальные лица, консулы, представители высшего духовенства (например, в 2006 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Святейший Патриарх Кирилл) совершил чин Великого освещения Храма). При храме действует и большая библиотека, в которой хранятся книги на русском языке и португальском языке. Основная задача библиотеки – знакомство прихожан с русской культурой и православием. Существует при храме и молодежная православная организация.

Святая Зинаида

В Бразилии русское православие во многом сохранило свои традиции, однако смогло принять и особые формы, неизбежные в иноязычной среде. Например, богослужебные тексты читаются на церковно-славянском, в то время как тропари, стихиры и каноны произносятся на португальском языке. На португальский язык также переводятся богослужебные книги, жития святых.

Отметим, что сами бразильцы преимущественно относят себя к католичеству. Бразилия отличается удивительной веротерпимостью при наличии последователей множества конфессий. Православные христиане составляет лишь небольшую часть населения.

Сделать Русскую Православную Церковь ближе к бразильцам – можно сказать, что такая задача сейчас стоит перед деятелями Церкви в регионе. В 2008 году в рамках «Дней российской культуры в Латинской Америке» на горе Корковадо близ Рио-де-Жанейро, где установлена статуя Христа Спасителя, впервые была отслужена православная Литургия, в 2011 году – вторая, в 2016 году Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен о гонимых христианах и посетил храм в честь мученицы Зинаиды. В слове к собравшимся Патриарх, в частности, сказал:

«Сегодня храм святой Зинаиды имеет очень важное значение, потому что увеличиваются связи России с Бразилией и, несомненно, развитие этих связей будет отражаться и на количестве русских, которые сюда будут приезжать. Для всех них этот храм будет духовным домом, частицей Родины. Поэтому я призываю поддерживать этот приход, организовывать работу с детьми, создавать условия для более тесного общения прихожан, а самое главное, чтобы в этом месте люди были способны с чистым сердцем обращаться к Богу в молитве и чувствовать Божий ответ, потому ничто так не связывает человека с храмом, как то благодатное чувство, которое он испытывает, посещая храм. А происходит такое внутреннее изменение человеческого духа только в том случае, когда ты в храме ты молишься и чувствуешь Божие присутствие».