Старо-Покровский храм г. Ростова-на-Дону

Адрес храма: 344006, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 113б, тел.: (863) 263-80-88.

Web: http://staropokrovsky.cbrostov.ru

 Группа ВКонтакте: https://vk.com/staropokrovskiy

Старо-Покровский храм г. Ростова-на-Дону
Старо-Покровский храм г. Ростова-на-Дону

Ежегодно затопляемая весенними разливами Дона крепость Святой Анны в силу своей удаленности от поселенцев, выходцев з Азова и Таганрога, после уступки их туркам по Прутскому договору от 1711 года, поселившихся при впадении реки Темерник в Дон, не могла обеспечить безопасность и Темерницкого порта [1] и поэтому через 30 лет после указа о строительстве была упразднена. Ее гарнизон, военное имущество и вооружение были перемещены на правый берег Дона в строящуюся крепость Святителя Димитрия Ростовского. Вместе с переводом гарнизона и перенесением военного имущества из упраздненной крепости Святой Анны «была перенесена и затем устроена в 1762 г. в центре крепости св. Димитрия церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы с наименованием Соборной» [2]. Это была небольшая крестово-купольная деревянная церковь, имевшая типичный облик деревянных храмов Подонья.

Среди прихожан первого Покровского храма, как свидетельствуют исторические исследования [3], и говорит придание [4], были выдающиеся деятели Екатерининской эпохи.  

В 1796 году, управляя строительством донской военной флотилии и командуя ее боевыми действиями во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в Свято-Димитриевской крепости жил и молился в крепостной во имя Покрова Пресвятой Богородицы церкви вице-адмирал А.Н. Сенявин [5].  

В 1769 году в Димитриевской крепости начинал службу святой праведный Федор Ушаков, адмирал и великий русский флотоводец [6]. Прибыв на Дон капитаном небольшого корабля, св. пр. Федор Ушаков менее чем через два года уже командовал в 1771 году небольшим отрядом транспортных судов, состоящим из четырех кораблей, участвовавших в военных действиях русского флота в русско-турецкой войне 1768-1774 годов [7].

В период своего недолгого пребывания в 1777 году в Задоно-Кубанских областях, отошедших к России по Кучук-Кайнарджинскому мирному договору (1774 г.), в первом Покровском храме молился А.В. Суворов, в то время служивший в Крыму в чине генерал-поручика [8] и назначенный командующим Кубано-Донской линии [9].

В начале ноября 1780 года впервые на Дон приехал предводитель армян Нахичевани, архиепископ и князь Иосиф Аргутинский 91743-1801 гг.), который 5 ноября 1780 года посетил город Нахичевань, и в тот же день архиепископ Иосиф отправился в крепость Димитрия Ростовского к коменданту Семену Григорьевичу Гурьеву и отслужил молебен «… в маленькой деревянной церкви «Покрова» [10].

К началу 80-х годов XVIII столетия Покровская церковь была действующей уже более полувека с момента своей первой закладки в крепости Святой Анны. Подтопления в весенние разливы Дона в первые десятилетия по устроению храма с течением времени привели к обветшанию здания Покровской церкви. В силу этого обер-комендант крепости Святого Димитрия Ростовского генерал-майор С.Г. Гурьев 31 октября 1781 года обратился с ходатайством к архиепископу Славянскому и Херсонскому Никифору (графу Фиотоки), чтобы тот разрешил «… устроить в крепости новую, более обширную церковь» [11]. После того, как были собраны все необходимые справки и сведения о состоянии старой церкви, Славянская духовная консистория в своем постановлении от 8 апреля 1782 года разрешила в Димитриевской крепости построить вместо ветхой новую деревянную на каменном фундаменте церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строилась вторая церковь, как предполагается, по проекту петербургского архитектора Людвига Шарлемана [12]. Ее строительство велось под руководством коменданта крепости генерал-майора С.Г. Гурьева на средства военной казны. Через два года с момента начала возведения церкви ее строительство было окончено и, как свидетельствуют записи в «Ведомостях о церкви», «освящена 1784 года 29 сентября военным ведомством» [13].  

Новая деревянная Покровская церковь была значительно больше первого Покровского храма. Как извне, так и внутри вторая Покровская церковь представляла правильную форму четырехконечного креста. Алтарь имел ширину 11 ½ аршина (8,2 м) и длину 11 аршин (7,8 м). Свет поступал из 4-х окон, расположенных в два яруса на восточной стене алтаря, 2-х окон на южной и 2-х окон на северной стенах. Середину алтаря занимал деревянный престол в белой металлической ризе, имевшей на западной стороне изображение Покрова Пресвятой Богородицы. Престол был устроен и освящен 29 сентября 1784 года. В 1804 году над престолом была устроена на деревянных столбах деревянная сень с резными украшениями, которая была приобретена от Казанской церкви города Ростова. На горнем месте между окнами помещались три иконы: центральная вверху Воскресения Христова, с правой стороны икона Спасителя и с левой стороны – икона апостола Фомы. По форме и орнаментом горнее место соответствовало иконостасу.

Иконостас деревянный в пять ярусов. Ярусы поддерживались колоннами, которые были «… единственными по орнаменту в своем роде. Особенно оригинальны и художественны колонны нижнего яруса … они представляют сплошную ажурную резьбу» [14]. Солея возвышалась над полом середины храма на три ступени, при этом ее часть против царских врат, выдвинутая полукругом, составляла амвон. «Клиросы были огорожены дощатой стенкой самой простой, незатейливой работы» [15]. Вышеприведенные описания внутреннего устройства храма хорошо видны на сохранившейся фотографии.

Внутренние размеры Покровского храма были следующие: середина храма имела длину от иконостаса до притвора 18 аршин (12.8 м) и ширину от южных до северных дверей 18 аршин; ширина трапезной части храма – 9 аршин и 5 вершков (6,6 м); высота от пола храма до потолка купола – 24 аршина (17.1 м); высота трапезной части от пола до потолка – 8 аршин (5,7 м) [16].

В 1796 году по указу Екатеринославской духовной консистории, упраздненная Димитриевская церковь, расположенная около Темерницкой таможни, была разобрана, и из годного леса устроен при второй Покровской церкви южный придел во имя святого Димитрия, митрополита и чудотворца Ростовского, который был освящен 14 мая 1796 года [17]. Придел устроен был без притвора и имел как Покровский храм тамбур. Он имел вид центрического храма и органично вписывался в общий план Покровского храма. Восьмигранный барабан с восьмилепестковым куполом был идентичен Покровской церкви, что хорошо видно на сохранившейся фотографии.

Алтарь придела во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского имел вид правильного четырехугольника шириной в 7 аршин и 3 вершка (5,1 м) и длиной – 6 аршин (4,3 м) с небольшим деревянным куполом.

Иконостас был двухъярусный с шестью иконами главного яруса и тремя небольшими верхнего яруса. Солея и клиросы, отделенные решеткой из деревянного балясника, возвышались над полом середины храма на одну ступеньку.

Середина придела имела следующие размеры: длина от иконостаса до западной двери – 21 аршин (15 м), ширина – 10 аршин (7,1); высота от пола до потолка купола – 10 аршин, высота трапезной – 4 аршина (2,8 м) [18].

С конца XVIII века Покровская церковь именовалась Соборной. Как и прежде, ее основными прихожанами были солдаты и офицеры крепостного гарнизона, Кубанского корпуса [19], резервной полубригады Кавказского корпуса [20].

Получив в 1782 году назначение командующим Кубанским корпусом, второй раз на Дон прибыл А.В. Суворов, поселившись в крепости Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Сюда же прибыла и его семья, с которой он провел зиму 1783-1784 годов в крепости, проживая в доме коменданта крепости. Зная о том, что А.В. Суворов жил с упованием на Бога [21], то участие в богослужениях в главном соборном храме крепости было частью его жизни. Ряд исследователей предполагают, что А.В. Суворов пел и читал на клиросе во время богослужений в Покровском храме [22].

В 1825 году Покровскую церковь посетил император Александр I, где был встречен священником Николаем Ивановым, прослужившем в священном сане 41 год [23].

С 1762 года Покровскому храму было присвоено наименование «Соборный» [24]. Этот статус сохранялся за Покровским храмом до начала XIX века [25]. Однако в 1822 году Покровский соборный храм в соответствии с указом Святейшего Синода потерял наименование «Соборный» [26].

Состоявшийся в 1875 году переход Покровского храма под Епархиальное управление, внес изменение в приходское деление города Ростова-на-Дону, которое впервые было проведено в 1801 году между имеющимся тогда в Димитриевской крепости четырьмя батальонными, одной казачьей и одной купеческой церквями [27]. Покровскому храму в 1876 году был отведен приход между Острожным переулком и Нахичеванской границей [28], что и завершило окончательный административно-церковный переход Покровского храма в ведение Екатеринославской Консистории. 

В «Ведомостях о церкви» за 1898 год сообщается: «В приходе две домовые церкви: большая во имя Архистратига Михаила и тюремная во имя мученика Сергия» [29]. Как свидетельствуют архивные документы, эти храмы были бесприходские.

Архангельский храм был построен в 1894 году на территории Николаевской городской больницы на средства ростовского купца Платона Михайловича Троянкина, одного из попечителей городской больницы [30]. Храм во имя Архистратига Михаила входил в состав Покровского прихода и был вторым Архангело-Михайловским храмом, после того как форштадская «церковь святого Архистратига Михаила» в казачьей слободе [31] была в 1778 году переведена вместе с передислокацией Азовского казачьего полка в Роговский Стан [32]. Его включение в состав Покровского прихода определялось близким местоположением последнего.

Тюремная церковь во имя Святых мучеников Сергия и Вакха была в 1865-1867 годах устроена в городском тюремном замке в Богатяновском переулке [33]. Можно предположить, что тюремный храм мучеников Сергия и Вакха со времени своего основания был приписан к Покровскому храму как к ближайшей церкви.

В «Ведомости о церкви» за 1903 год [34] указывается и о наличии в Покровском приходе третьей домовой церкви «во имя свят. равноапост. кн. Владимира» при доме трудолюбия, который «был основан в 1897 году на средства, завещанные купцом П.Р. Максимовым» [35]. Владимирский храм был построен в 1903 году по проекту Н.М. Соколова на углу переулка Нахичеванский и улицы Малой Садовой [36], что очевидно и определило его приписку к Покровскому приходу. Как и первые два домовых храма мучеников Сергия и Вакха и Архангел-Михайловский Владимирский храм являлся бесприходским. 

В «Ведомостях о церкви» за 1898 год мы находим сведения о том, что в 1898 году «… приписана освящением 25 сентября сего года кладбищенская церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста» [37]. Освящение Крестовоздвиженского храма было совершено, так как на месте деревянной церкви Покровского кладбища, существовавшей там с 1842 года на средства ростовских купцов М.П. и И.М. Сафроновых [38] был построен однокупольный кирпичный храм площадью 480 м2, с одноярусной колокольней в 10,5 м.

Из «Ведомости о церкви» за 1898 год мы узнаем и причину приписки Крестовоздвиженского храма к Покровскому приходу. Документ гласит: «Временно, впредь до выяснения вопроса о средствах содержания причта…» [39].

22 сентября 1892 года Екатеринославской Духовной Консисторией в должность старосты Покровского храма, по избранию его прихожанами, был утвержден Георгий Гаврилович Пустовойтов. Пустовойтов Г.Г. был известным ростовским купцом, состоял гласным Ростовской городской Думы и членом Арбитражной комиссии Ростова-на-Дону Биржевого комитета, ее торговли [40]. Именно этому человеку суждено было играть решающую роль в строительстве Ново-Покровского храма, инициировав строительство, он его финансировал и выделял крупные суммы на содержание и благоукрашение храма.

Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы строился по проекту ростовского архитектора Николая Матвеевича Соколова. Строительство храма продолжалось 12 лет и восемь месяцев и было завершено в 1909 году. Как сообщает в своей «Исторической записке» отец Лазарь Иоаннович Крещановский к ноябрю 1897 года был вырыт не только котлован, но и закончен цоколь храма, а в следующем 1898 году строители вывели стены храма и положили основание купол и колокольни.

По своим размерам новый Покровский храм был одним из больших церковных зданий в г. Ростове-на-Дону в конце XIX века – начале XX века. В архивном документе «Страховая оценка», состаленном 12 августа 1910 года так описывается новая ростовская Покровская церковь: «Покровская Церковь – кирпичная на каменном цоколе, внутри оштукатурена и внутри художественно расписана, орнаментами и живописью; покрыта железом и окрашена масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню 20 сажень, наибольшая ширина 15 сажень, высота 5 сажень до верха карниза; на церкви имеется одна большая глава и шесть малых; больших окон 38, малых 2 окна; дверей наружных створчатых 3, и 1 однопольная; внутренних створчатых 4, и одна однопольная; иконостас длиной 23 арш. Высотой 6 ½ арш. (оценен 10,000 руб.); церковь отапливается Амосовской печью. Колокольня в три яруса, общею высотою 15 саж.» [41]. В других источниках мы встречаем совершенно иные архитектурно-строительные характеристики нового здания Покровского храма. Так, Е.И. Малаховский пишет, что «храм имел внушительные размеры: ширина -16 саженей (34 м), длина – 25 саженей (53 м), высота вместе с крестом – 25 саженей (53 м), высота колокольни – 35 саженей (74,5 м) [42].

Храм был построен в русском стиле и его строительство было завершено в 1909 году. Внешние стены храма украшали кружевные кирпичные узоры, внутри он имел «три мраморных иконостаса с металлическими Царскими вратами» [43]. Очевидно после 1898 года, когда были выведены стены храма, в храме выполнялись не только строительные работы, но и интерьерные работы, которые проводились на глазах и под руководством настоятеля Покровского храма отца Лазаря Крещановского, свидетельствовавшего в своей «Исторической записке», что иконостасы выполнены «из белого мрамора, тонкой художественной работы. Колонны главного иконостаса – ониксовые, а боковые из розового мрамора. Все мраморные работы произведены итальянцем Э.Р. Мециони» [44].

Роспись Ново-Покровского храма была выполнена московскими художниками П.В. Лавровым и Я.И. Смирновым, а пол выложен разноцветной плиткой нежных цветов [45]. При электрическом освещении внутреннее убранство возведенного храма наиболее полно раскрывало свою красоту.

Новый Покровский храм построен, благоукрашен и снабжен необходимыми для совершения благослужения предметами исключительно на средства Г.Г. Пустовайтова. В заявлении, поданном им в управление по страхованию храмов указывается, что «подведомственный ему Покровский н/Д храм, выстроенный мною на собственное иждивение» [46], а также им было пожертвована «внутренняя церковная утварь и облачение» [47]. Протоиерей Л. Крещановский сообщает о сооружении на средства Г.Г. Пустовайтова и новой железной ограды, приобретении колоколов, из которых главный колокол весил 325 пудов [48]. Все колокола были доставлены в Покровский храм и освящены в двадцатых числах апреля 1903 года.

Существует еще одно историческое свидетельство с описанием основных дат строительства. В «Ведомости о церкви» за 1910 год о Ново-Покровском храме г. Ростова-на-Дону сообщаются следующие данные: «Церковь заложена 10 августа 1897 года, трехпрестольная. В 1909 г. освящены престолы: главный – во имя Покрова Пресвятые Богородицы – 9 мая; северный – во имя Великомученика Георгия Победоносца – 24 мая и южный – во имя святого Димитрия митрополита Ростовского – 17 сентября» [49].

С освящением престолов Новой Покровской церкви деревянный храм в 1910 году упраздняется, а Покровский приход продолжает литургическую жизнь в новоустроенном каменном храме.

С установлением в конце февраля – начала марта 1920 года советской власти в г. Ростове-на-Дону в марте закрывается и ликвидируется домовая церковь во имя мучеников Сергия и Вакха, построенная в 1905 году, как и Ново-Покровский храм, по проекту Н.М. Соколова при городской тюрьме.

Домовая Владимирская церковь, построенная так же по проекту городского архитектора Н.М. Соколова в 1903 году при Доме трудолюбия в соответствии с постановлением Донского исполнительного комитета закрывается в 1923 году [50] и окончательно разрушается в конце 1950-х годов. 

Первое, но не выполненное решение Донисполкома о закрытии Архангельской домовой церкви принимается в 1923 году [51] и уже в 1924 году храм по решению городских властей закрывается окончательно [52], а его храмовое здание разрушается в начале 1960-х годов.

Через почти 20 лет с даты освящения престолов Ново-Покровского храма 5 июня 1928 года на закрытом заседании президиума Донисполкома принимается решение (протокол № 26) «О расторжении договора на пользование культовым зданием и имуществом Покровской церкви в г. Ростове н/Д с Покровским православным религиозным обществом» [53]. Среди формальных причин, послуживших принятию такого решения, власти указали на непринятие мер по сохранению здания от разрушения, обеспечению противопожарной безопасности, халатность при ведении инвентарной описи, задолженности по оплате государственных сборов, проведение запрещенной общественно-благотворительной деятельности в ущерб материальных обязательств [54].

По этому постановлению Донисполкома храмовое здание и другое имущество прихода Покровского храма передавалось по договору «образовавшейся общине обновленческого течения» [55], что так же входило в число причин, послуживших основанием для расторжения с Покровским православным приходом договора. Однако уже по истечении двух лет договор с покровской раскольнической общиной «Живой Церкви» в продолжении религиозной политики [56] советского государства расторгается, храм закрывается и разрушается. Таким образом, в 1930 году население и город лишаются знакового духовного центра и архитектурной жемчужины.

В новейшее время на месте разрушенного храма было принято решение восстановить историческую справедливость. Инициатива строительства принадлежала Вице-губернатору Ростовской области Ивану Станиславову.

Архитектором храма был А. Шевченко. 

В 2005 году начались строительные работы. В том же году настоятелем назначен протоиерей Даниил Азизов.

В 2007 году храм был освящен архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном (Долгановым).


Список литературы:
1. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 15.
2. Там же, с. 49.
3. Там же, с.24-28.
4. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 26-29.
5. Гуржиева И.П. История Покровских храмов //Донская культура. – 2003. - № 3-4. – С.7.
6. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 26.
7. Там же, с.26.
8. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 25.
9. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 27.
10. И. Аргентинский Исповедание христианской веры Армянской церкви. – Ростов н/Д: Изд-во «Молот». 2001. С. 16.
11. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 49.
12. РГИА, Ф.1488, оп. 1, д. 1978, л. 1.
13. ГАРО, Ф.226, оп. 19, д. 514, л. 182.
14. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 74.
15. Там же, с.74.
16. Там же, с.74.
17. ГАРО, Ф.226, оп. 19, д. 514, л. 156.
18. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 76.
19. Там же, с.26.
20. ГАРО., Ф.Р-137, оп. 7., д. 66., л.4 об.
21. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 52.
22. Гуржиева И.П. История Покровских храмов //Донская культура. – 2003. - № 3-4. – С.7. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 43.
23. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. с. 54, 85: Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 44.
24. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 49.
25. Там же, с.30.
26. Там же, с.53.
27. Феодосий Макарьевский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия – Екатеринослав. – Типография Я.М. Чаусского, 1880 [Электронный ресурс]//www.libr.dp.ua/Region/book/847_928/847_888doc – c. 847-888.
28. ГАРО. ФР. – 137., оп. 7, д. 66, л. 1.
29. ГАРО. ФР. – 226., оп. 19, д. 514, л. 183.
30. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 40.
31. Феодосий Макарьевский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия – Екатеринослав. – Типография Я.М. Чаусского, 1880 [Электронный ресурс]//www.libr.dp.ua/Region/book/847_928/847_888doc – c. 847-888.
32. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 39.
33. Там же, с.81-82.
34. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 40.
35. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 90.
36. Там же, с.90.
37. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 62.
38. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 62.
39. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 183.
40. Отчет о деятельности Ростовского-на-Дону Биржевого комитета за трехлетие 1907-1909 гг. – Ростов н/Д; 1910, с.282.
41. РГВИА, Ф. 799, оп. 33., д. 474., л.л. 32, 32 об., 33.
42. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 47.
43. РГВИА, Ф. 799, оп. 33., д. 474., л. 31.
44. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 98.
45. Там же, с.99.
46. РГВИА, Ф. 799, оп. 33., д. 474., л. 31.
47. Там же.
48. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 99.
49. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 105.
50. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 90.
51. Там же, с.40.
52. ГАРО. Ф.Р-57., оп. 1, д. 66., л. 127 об.
53. ГАРО. Ф.Р-1798., оп. 3, д. 57., л.л. 61, 61 об.
54. Там же, л.61.
55. ГАРО. Ф.Р-1798., оп. 3, д. 57., л. 61.
56. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (8 апреля 1929 г.) [Электронный ресурс]//www.libussr.ru/user_3566/htm.

История прихода

Ежегодно затопляемая весенними разливами Дона крепость Святой Анны в силу своей удаленности от поселенцев, выходцев з Азова и Таганрога, после уступки их туркам по Прутскому договору от 1711 года, поселившихся при впадении реки Темерник в Дон, не могла обеспечить безопасность и Темерницкого порта [1] и поэтому через 30 лет после указа о строительстве была упразднена. Ее гарнизон, военное имущество и вооружение были перемещены на правый берег Дона в строящуюся крепость Святителя Димитрия Ростовского. Вместе с переводом гарнизона и перенесением военного имущества из упраздненной крепости Святой Анны «была перенесена и затем устроена в 1762 г. в центре крепости св. Димитрия церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы с наименованием Соборной» [2]. Это была небольшая крестово-купольная деревянная церковь, имевшая типичный облик деревянных храмов Подонья.

Среди прихожан первого Покровского храма, как свидетельствуют исторические исследования [3], и говорит придание [4], были выдающиеся деятели Екатерининской эпохи.  

В 1796 году, управляя строительством донской военной флотилии и командуя ее боевыми действиями во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в Свято-Димитриевской крепости жил и молился в крепостной во имя Покрова Пресвятой Богородицы церкви вице-адмирал А.Н. Сенявин [5].  

В 1769 году в Димитриевской крепости начинал службу святой праведный Федор Ушаков, адмирал и великий русский флотоводец [6]. Прибыв на Дон капитаном небольшого корабля, св. пр. Федор Ушаков менее чем через два года уже командовал в 1771 году небольшим отрядом транспортных судов, состоящим из четырех кораблей, участвовавших в военных действиях русского флота в русско-турецкой войне 1768-1774 годов [7].

В период своего недолгого пребывания в 1777 году в Задоно-Кубанских областях, отошедших к России по Кучук-Кайнарджинскому мирному договору (1774 г.), в первом Покровском храме молился А.В. Суворов, в то время служивший в Крыму в чине генерал-поручика [8] и назначенный командующим Кубано-Донской линии [9].

В начале ноября 1780 года впервые на Дон приехал предводитель армян Нахичевани, архиепископ и князь Иосиф Аргутинский 91743-1801 гг.), который 5 ноября 1780 года посетил город Нахичевань, и в тот же день архиепископ Иосиф отправился в крепость Димитрия Ростовского к коменданту Семену Григорьевичу Гурьеву и отслужил молебен «… в маленькой деревянной церкви «Покрова» [10].

К началу 80-х годов XVIII столетия Покровская церковь была действующей уже более полувека с момента своей первой закладки в крепости Святой Анны. Подтопления в весенние разливы Дона в первые десятилетия по устроению храма с течением времени привели к обветшанию здания Покровской церкви. В силу этого обер-комендант крепости Святого Димитрия Ростовского генерал-майор С.Г. Гурьев 31 октября 1781 года обратился с ходатайством к архиепископу Славянскому и Херсонскому Никифору (графу Фиотоки), чтобы тот разрешил «… устроить в крепости новую, более обширную церковь» [11]. После того, как были собраны все необходимые справки и сведения о состоянии старой церкви, Славянская духовная консистория в своем постановлении от 8 апреля 1782 года разрешила в Димитриевской крепости построить вместо ветхой новую деревянную на каменном фундаменте церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строилась вторая церковь, как предполагается, по проекту петербургского архитектора Людвига Шарлемана [12]. Ее строительство велось под руководством коменданта крепости генерал-майора С.Г. Гурьева на средства военной казны. Через два года с момента начала возведения церкви ее строительство было окончено и, как свидетельствуют записи в «Ведомостях о церкви», «освящена 1784 года 29 сентября военным ведомством» [13].  

Новая деревянная Покровская церковь была значительно больше первого Покровского храма. Как извне, так и внутри вторая Покровская церковь представляла правильную форму четырехконечного креста. Алтарь имел ширину 11 ½ аршина (8,2 м) и длину 11 аршин (7,8 м). Свет поступал из 4-х окон, расположенных в два яруса на восточной стене алтаря, 2-х окон на южной и 2-х окон на северной стенах. Середину алтаря занимал деревянный престол в белой металлической ризе, имевшей на западной стороне изображение Покрова Пресвятой Богородицы. Престол был устроен и освящен 29 сентября 1784 года. В 1804 году над престолом была устроена на деревянных столбах деревянная сень с резными украшениями, которая была приобретена от Казанской церкви города Ростова. На горнем месте между окнами помещались три иконы: центральная вверху Воскресения Христова, с правой стороны икона Спасителя и с левой стороны – икона апостола Фомы. По форме и орнаментом горнее место соответствовало иконостасу.

Иконостас деревянный в пять ярусов. Ярусы поддерживались колоннами, которые были «… единственными по орнаменту в своем роде. Особенно оригинальны и художественны колонны нижнего яруса … они представляют сплошную ажурную резьбу» [14]. Солея возвышалась над полом середины храма на три ступени, при этом ее часть против царских врат, выдвинутая полукругом, составляла амвон. «Клиросы были огорожены дощатой стенкой самой простой, незатейливой работы» [15]. Вышеприведенные описания внутреннего устройства храма хорошо видны на сохранившейся фотографии.

Внутренние размеры Покровского храма были следующие: середина храма имела длину от иконостаса до притвора 18 аршин (12.8 м) и ширину от южных до северных дверей 18 аршин; ширина трапезной части храма – 9 аршин и 5 вершков (6,6 м); высота от пола храма до потолка купола – 24 аршина (17.1 м); высота трапезной части от пола до потолка – 8 аршин (5,7 м) [16].

В 1796 году по указу Екатеринославской духовной консистории, упраздненная Димитриевская церковь, расположенная около Темерницкой таможни, была разобрана, и из годного леса устроен при второй Покровской церкви южный придел во имя святого Димитрия, митрополита и чудотворца Ростовского, который был освящен 14 мая 1796 года [17]. Придел устроен был без притвора и имел как Покровский храм тамбур. Он имел вид центрического храма и органично вписывался в общий план Покровского храма. Восьмигранный барабан с восьмилепестковым куполом был идентичен Покровской церкви, что хорошо видно на сохранившейся фотографии.

Алтарь придела во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского имел вид правильного четырехугольника шириной в 7 аршин и 3 вершка (5,1 м) и длиной – 6 аршин (4,3 м) с небольшим деревянным куполом.

Иконостас был двухъярусный с шестью иконами главного яруса и тремя небольшими верхнего яруса. Солея и клиросы, отделенные решеткой из деревянного балясника, возвышались над полом середины храма на одну ступеньку.

Середина придела имела следующие размеры: длина от иконостаса до западной двери – 21 аршин (15 м), ширина – 10 аршин (7,1); высота от пола до потолка купола – 10 аршин, высота трапезной – 4 аршина (2,8 м) [18].

С конца XVIII века Покровская церковь именовалась Соборной. Как и прежде, ее основными прихожанами были солдаты и офицеры крепостного гарнизона, Кубанского корпуса [19], резервной полубригады Кавказского корпуса [20].

Получив в 1782 году назначение командующим Кубанским корпусом, второй раз на Дон прибыл А.В. Суворов, поселившись в крепости Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Сюда же прибыла и его семья, с которой он провел зиму 1783-1784 годов в крепости, проживая в доме коменданта крепости. Зная о том, что А.В. Суворов жил с упованием на Бога [21], то участие в богослужениях в главном соборном храме крепости было частью его жизни. Ряд исследователей предполагают, что А.В. Суворов пел и читал на клиросе во время богослужений в Покровском храме [22].

В 1825 году Покровскую церковь посетил император Александр I, где был встречен священником Николаем Ивановым, прослужившем в священном сане 41 год [23].

С 1762 года Покровскому храму было присвоено наименование «Соборный» [24]. Этот статус сохранялся за Покровским храмом до начала XIX века [25]. Однако в 1822 году Покровский соборный храм в соответствии с указом Святейшего Синода потерял наименование «Соборный» [26].

Состоявшийся в 1875 году переход Покровского храма под Епархиальное управление, внес изменение в приходское деление города Ростова-на-Дону, которое впервые было проведено в 1801 году между имеющимся тогда в Димитриевской крепости четырьмя батальонными, одной казачьей и одной купеческой церквями [27]. Покровскому храму в 1876 году был отведен приход между Острожным переулком и Нахичеванской границей [28], что и завершило окончательный административно-церковный переход Покровского храма в ведение Екатеринославской Консистории. 

В «Ведомостях о церкви» за 1898 год сообщается: «В приходе две домовые церкви: большая во имя Архистратига Михаила и тюремная во имя мученика Сергия» [29]. Как свидетельствуют архивные документы, эти храмы были бесприходские.

Архангельский храм был построен в 1894 году на территории Николаевской городской больницы на средства ростовского купца Платона Михайловича Троянкина, одного из попечителей городской больницы [30]. Храм во имя Архистратига Михаила входил в состав Покровского прихода и был вторым Архангело-Михайловским храмом, после того как форштадская «церковь святого Архистратига Михаила» в казачьей слободе [31] была в 1778 году переведена вместе с передислокацией Азовского казачьего полка в Роговский Стан [32]. Его включение в состав Покровского прихода определялось близким местоположением последнего.

Тюремная церковь во имя Святых мучеников Сергия и Вакха была в 1865-1867 годах устроена в городском тюремном замке в Богатяновском переулке [33]. Можно предположить, что тюремный храм мучеников Сергия и Вакха со времени своего основания был приписан к Покровскому храму как к ближайшей церкви.

В «Ведомости о церкви» за 1903 год [34] указывается и о наличии в Покровском приходе третьей домовой церкви «во имя свят. равноапост. кн. Владимира» при доме трудолюбия, который «был основан в 1897 году на средства, завещанные купцом П.Р. Максимовым» [35]. Владимирский храм был построен в 1903 году по проекту Н.М. Соколова на углу переулка Нахичеванский и улицы Малой Садовой [36], что очевидно и определило его приписку к Покровскому приходу. Как и первые два домовых храма мучеников Сергия и Вакха и Архангел-Михайловский Владимирский храм являлся бесприходским. 

В «Ведомостях о церкви» за 1898 год мы находим сведения о том, что в 1898 году «… приписана освящением 25 сентября сего года кладбищенская церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста» [37]. Освящение Крестовоздвиженского храма было совершено, так как на месте деревянной церкви Покровского кладбища, существовавшей там с 1842 года на средства ростовских купцов М.П. и И.М. Сафроновых [38] был построен однокупольный кирпичный храм площадью 480 м2, с одноярусной колокольней в 10,5 м.

Из «Ведомости о церкви» за 1898 год мы узнаем и причину приписки Крестовоздвиженского храма к Покровскому приходу. Документ гласит: «Временно, впредь до выяснения вопроса о средствах содержания причта…» [39].

22 сентября 1892 года Екатеринославской Духовной Консисторией в должность старосты Покровского храма, по избранию его прихожанами, был утвержден Георгий Гаврилович Пустовойтов. Пустовойтов Г.Г. был известным ростовским купцом, состоял гласным Ростовской городской Думы и членом Арбитражной комиссии Ростова-на-Дону Биржевого комитета, ее торговли [40]. Именно этому человеку суждено было играть решающую роль в строительстве Ново-Покровского храма, инициировав строительство, он его финансировал и выделял крупные суммы на содержание и благоукрашение храма.

Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы строился по проекту ростовского архитектора Николая Матвеевича Соколова. Строительство храма продолжалось 12 лет и восемь месяцев и было завершено в 1909 году. Как сообщает в своей «Исторической записке» отец Лазарь Иоаннович Крещановский к ноябрю 1897 года был вырыт не только котлован, но и закончен цоколь храма, а в следующем 1898 году строители вывели стены храма и положили основание купол и колокольни.

По своим размерам новый Покровский храм был одним из больших церковных зданий в г. Ростове-на-Дону в конце XIX века – начале XX века. В архивном документе «Страховая оценка», состаленном 12 августа 1910 года так описывается новая ростовская Покровская церковь: «Покровская Церковь – кирпичная на каменном цоколе, внутри оштукатурена и внутри художественно расписана, орнаментами и живописью; покрыта железом и окрашена масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню 20 сажень, наибольшая ширина 15 сажень, высота 5 сажень до верха карниза; на церкви имеется одна большая глава и шесть малых; больших окон 38, малых 2 окна; дверей наружных створчатых 3, и 1 однопольная; внутренних створчатых 4, и одна однопольная; иконостас длиной 23 арш. Высотой 6 ½ арш. (оценен 10,000 руб.); церковь отапливается Амосовской печью. Колокольня в три яруса, общею высотою 15 саж.» [41]. В других источниках мы встречаем совершенно иные архитектурно-строительные характеристики нового здания Покровского храма. Так, Е.И. Малаховский пишет, что «храм имел внушительные размеры: ширина -16 саженей (34 м), длина – 25 саженей (53 м), высота вместе с крестом – 25 саженей (53 м), высота колокольни – 35 саженей (74,5 м) [42].

Храм был построен в русском стиле и его строительство было завершено в 1909 году. Внешние стены храма украшали кружевные кирпичные узоры, внутри он имел «три мраморных иконостаса с металлическими Царскими вратами» [43]. Очевидно после 1898 года, когда были выведены стены храма, в храме выполнялись не только строительные работы, но и интерьерные работы, которые проводились на глазах и под руководством настоятеля Покровского храма отца Лазаря Крещановского, свидетельствовавшего в своей «Исторической записке», что иконостасы выполнены «из белого мрамора, тонкой художественной работы. Колонны главного иконостаса – ониксовые, а боковые из розового мрамора. Все мраморные работы произведены итальянцем Э.Р. Мециони» [44].

Роспись Ново-Покровского храма была выполнена московскими художниками П.В. Лавровым и Я.И. Смирновым, а пол выложен разноцветной плиткой нежных цветов [45]. При электрическом освещении внутреннее убранство возведенного храма наиболее полно раскрывало свою красоту.

Новый Покровский храм построен, благоукрашен и снабжен необходимыми для совершения благослужения предметами исключительно на средства Г.Г. Пустовайтова. В заявлении, поданном им в управление по страхованию храмов указывается, что «подведомственный ему Покровский н/Д храм, выстроенный мною на собственное иждивение» [46], а также им было пожертвована «внутренняя церковная утварь и облачение» [47]. Протоиерей Л. Крещановский сообщает о сооружении на средства Г.Г. Пустовайтова и новой железной ограды, приобретении колоколов, из которых главный колокол весил 325 пудов [48]. Все колокола были доставлены в Покровский храм и освящены в двадцатых числах апреля 1903 года.

Существует еще одно историческое свидетельство с описанием основных дат строительства. В «Ведомости о церкви» за 1910 год о Ново-Покровском храме г. Ростова-на-Дону сообщаются следующие данные: «Церковь заложена 10 августа 1897 года, трехпрестольная. В 1909 г. освящены престолы: главный – во имя Покрова Пресвятые Богородицы – 9 мая; северный – во имя Великомученика Георгия Победоносца – 24 мая и южный – во имя святого Димитрия митрополита Ростовского – 17 сентября» [49].

С освящением престолов Новой Покровской церкви деревянный храм в 1910 году упраздняется, а Покровский приход продолжает литургическую жизнь в новоустроенном каменном храме.

С установлением в конце февраля – начала марта 1920 года советской власти в г. Ростове-на-Дону в марте закрывается и ликвидируется домовая церковь во имя мучеников Сергия и Вакха, построенная в 1905 году, как и Ново-Покровский храм, по проекту Н.М. Соколова при городской тюрьме.

Домовая Владимирская церковь, построенная так же по проекту городского архитектора Н.М. Соколова в 1903 году при Доме трудолюбия в соответствии с постановлением Донского исполнительного комитета закрывается в 1923 году [50] и окончательно разрушается в конце 1950-х годов. 

Первое, но не выполненное решение Донисполкома о закрытии Архангельской домовой церкви принимается в 1923 году [51] и уже в 1924 году храм по решению городских властей закрывается окончательно [52], а его храмовое здание разрушается в начале 1960-х годов.

Через почти 20 лет с даты освящения престолов Ново-Покровского храма 5 июня 1928 года на закрытом заседании президиума Донисполкома принимается решение (протокол № 26) «О расторжении договора на пользование культовым зданием и имуществом Покровской церкви в г. Ростове н/Д с Покровским православным религиозным обществом» [53]. Среди формальных причин, послуживших принятию такого решения, власти указали на непринятие мер по сохранению здания от разрушения, обеспечению противопожарной безопасности, халатность при ведении инвентарной описи, задолженности по оплате государственных сборов, проведение запрещенной общественно-благотворительной деятельности в ущерб материальных обязательств [54].

По этому постановлению Донисполкома храмовое здание и другое имущество прихода Покровского храма передавалось по договору «образовавшейся общине обновленческого течения» [55], что так же входило в число причин, послуживших основанием для расторжения с Покровским православным приходом договора. Однако уже по истечении двух лет договор с покровской раскольнической общиной «Живой Церкви» в продолжении религиозной политики [56] советского государства расторгается, храм закрывается и разрушается. Таким образом, в 1930 году население и город лишаются знакового духовного центра и архитектурной жемчужины.

В новейшее время на месте разрушенного храма было принято решение восстановить историческую справедливость. Инициатива строительства принадлежала Вице-губернатору Ростовской области Ивану Станиславову.

Архитектором храма был А. Шевченко. 

В 2005 году начались строительные работы. В том же году настоятелем назначен протоиерей Даниил Азизов.

В 2007 году храм был освящен архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном (Долгановым).


Список литературы:
1. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 15.
2. Там же, с. 49.
3. Там же, с.24-28.
4. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 26-29.
5. Гуржиева И.П. История Покровских храмов //Донская культура. – 2003. - № 3-4. – С.7.
6. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 26.
7. Там же, с.26.
8. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 25.
9. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 27.
10. И. Аргентинский Исповедание христианской веры Армянской церкви. – Ростов н/Д: Изд-во «Молот». 2001. С. 16.
11. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 49.
12. РГИА, Ф.1488, оп. 1, д. 1978, л. 1.
13. ГАРО, Ф.226, оп. 19, д. 514, л. 182.
14. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 74.
15. Там же, с.74.
16. Там же, с.74.
17. ГАРО, Ф.226, оп. 19, д. 514, л. 156.
18. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 76.
19. Там же, с.26.
20. ГАРО., Ф.Р-137, оп. 7., д. 66., л.4 об.
21. Гуржиева И.П. Под Покровом Пресвятой Богородицы. – Ростов н/Д. – Изд-во: Ростовской-на-Дону епархии, 2007. – с. 52.
22. Гуржиева И.П. История Покровских храмов //Донская культура. – 2003. - № 3-4. – С.7. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 43.
23. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. с. 54, 85: Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 44.
24. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 49.
25. Там же, с.30.
26. Там же, с.53.
27. Феодосий Макарьевский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия – Екатеринослав. – Типография Я.М. Чаусского, 1880 [Электронный ресурс]//www.libr.dp.ua/Region/book/847_928/847_888doc – c. 847-888.
28. ГАРО. ФР. – 137., оп. 7, д. 66, л. 1.
29. ГАРО. ФР. – 226., оп. 19, д. 514, л. 183.
30. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 40.
31. Феодосий Макарьевский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия – Екатеринослав. – Типография Я.М. Чаусского, 1880 [Электронный ресурс]//www.libr.dp.ua/Region/book/847_928/847_888doc – c. 847-888.
32. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 39.
33. Там же, с.81-82.
34. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 40.
35. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 90.
36. Там же, с.90.
37. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 62.
38. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 62.
39. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 183.
40. Отчет о деятельности Ростовского-на-Дону Биржевого комитета за трехлетие 1907-1909 гг. – Ростов н/Д; 1910, с.282.
41. РГВИА, Ф. 799, оп. 33., д. 474., л.л. 32, 32 об., 33.
42. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 47.
43. РГВИА, Ф. 799, оп. 33., д. 474., л. 31.
44. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 98.
45. Там же, с.99.
46. РГВИА, Ф. 799, оп. 33., д. 474., л. 31.
47. Там же.
48. Историческая записка Покровской церкви в Ростове-на-Дону. Составил протоирей Л. Крещановский/Издание репринтное, дополненное. – Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азов-печать», 2014, с. 99.
49. ГАРО. Ф.226., оп. 19., д. 515., л. 105.
50. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. – Ростов н/Д: Изд-во «NB», 2006, с. 90.
51. Там же, с.40.
52. ГАРО. Ф.Р-57., оп. 1, д. 66., л. 127 об.
53. ГАРО. Ф.Р-1798., оп. 3, д. 57., л.л. 61, 61 об.
54. Там же, л.61.
55. ГАРО. Ф.Р-1798., оп. 3, д. 57., л. 61.
56. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (8 апреля 1929 г.) [Электронный ресурс]//www.libussr.ru/user_3566/htm.

Новости приходов