Митрополит Меркурий совершил Божественную литургию в храме Преображения Господня в Тушине

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Митрополит Меркурий совершил Божественную литургию в храме Преображения Господня в Тушине
26 мая 2019 1790

26 мая 2019 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Божественную литургию в московском храме Преображения Господня в Тушине, настоятелем которого он является.

За Божественной литургией были вознесены молитвы о единстве Святого Православия и о мире на Украине.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Знаменского округа Северного викариатства города Москвы протоиерей Сергий Куликов, сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации в священном сане: руководитель Аппарата протоиерей Александр Прытков, руководитель сектора приходского просвещения иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора мероприятий и конкурсов иеромонах Трифон (Умалатов), а также братия храма.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Владыка обратился к пастве со словами проповеди:

«Христос Воскресе!

Приветствую вас всечестные отцы, братья и сестры с воскресным днём, который в церковном календаре называется Неделей о самаряныне. В Пятую неделю по Пасхе на Литургии читается Евангелие о встрече Господа с женщиной самарянкой у колодца Иакова. И эта встреча была особенной, потому что она открывает нам полное величие крайней проповеди Господа и Спасителя Нашего Иисуса Христа народу. Не только людям, которые называли себя иудеями, не только язычникам, которые Бога не знали, но и тем, кто заблуждал в путях спасительной веры, кто разделял свою веру с иудеями, кто следовал в слепую букве закона, но сам этого закона не исполнял.

Особенно важно эту беседу с самарянкой, женщиной, которая находилась в религиозном заблуждении, усвоить нам нынешним христианам. Почему это для нас важно? Потому что в беседе с ней Господь открывает Себя совершенно определённым образом, Он называет Себя Мессией, называет Себя Спасителем мира. Почему же именно эта проповедь о том, что Он есть Спаситель, что Он есть Истина в последней инстанции, была обращена к этой женщине, которая вела далеко не праведный образ жизни? Да потому, что эта женщина могла принять, как никто другой, благовестие Христово. Почему же праведники и законники, те, кто говорил, что исполняет закон и, вероятнее всего, пытался этот закон Моисеев исполнять оказались неспособными принять Слово Божие? Потому что их глаза и уши закрывала их мнимая праведность. И так часто бывает у нас христиан.

Мы слышали сегодня в деяниях Святых Апостолов, как в Антиохии ученики, последователи, принявшие благовестие о Христе, начали называться христианами с самых первых веков. И мы сегодня называем себя христианами, последователями Христовыми. Но разве принимаем мы всегда это благовестие? Разве не закрывается оно от нас за мнимым исполнением законов? А вера наша не может быть подзаконной, потому что она — вера любви и надежды. Любовь не может быть под законом. Она выше любого закона. Вера наша свободная, радостная, потому что она воскрылена воскресением Господа и нашим общим воскресением. Наша вера — жизнь. Это вера спасения.

Как часто мы можем видеть христиан помраченными, особенно, когда наступает пост. И как только мы не пытаемся лица свои сделать благочестивыми, а внутри бывает часто таится злоба и негодование на самых близких людей. И не находится мира ни в сердце нашем, ни внутри нашей жизни.

Господь сегодня в Евангелии обращает голос Свой к самарянке. Он не рассказывает ей, как надо веровать, в чем разница верования иудеев и самарян, и какую веру Он принёс на землю. Он хочет, чтобы она услышала Его голос, чтобы Его слово, которое Он скажет ей, дошло до ее сердца. И поэтому, прежде чем благовествовать ей, Он говорит «сходи за мужем». Он прекрасно знает ее историю, она признается, что у неё нет мужа. Тем самым Он как бы обращается к самому сокровенному в ее жизни, к тем жизненным неудачам и грехам, которые сопровождали ее. Можно сказать, что, вероятнее всего, эта женщина вела далеко не праведный образ жизни. Откуда же этот Человек, Который встретился ей, мог это знать? Откуда Он мог знать, что она ведёт такой образ жизни? И вдруг эта женщина оказалась перед голосом своей совести. Бог открыл ей правду ее жизни, безобразную, безнравственную правду. И это стало для женщины, которая привыкла покрывать себя, оправдывать, откровением о её собственной жизни.

Как учит нас Святая Церковь, есть два вида откровения: откровение Божие, которое мы принимаем, и откровение нас самих о самих себе. Что такое откровение о самих себе? Это когда мы перестаём врать себе, начинаем говорить себе правду, когда мы понимаем, какие мы есть на самом деле. Это делает нас способными не замазывать грехи свои, а исповедовать их и исправлять. А значит идти по пути Христову, называть себя по праву христианами.

Нет тех людей, которые не грешат, не ошибаются, не оступаются, но есть те, которые исправляются. Потому что, если говорить о себе только хорошее и оправдывать свои поступки, как это часто бывает у нас в жизни, сложившимися обстоятельствами или причинами иного характера, которые независимы от нас, мы прекращаем своё собственное духовное дыхание, мы задыхаемся в своих собственных грехах. И упакованные в очень красивую обертку, о которой Господь в Евангелии сказал: «Вы подобны гробам, снаружи вы кажитесь красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27). Вот чтобы это не происходило, Господь и говорит нам Слово своей правды. А Слово правды Божией, как мы видим из Евангелия, может дойти до нас и поврежденных, и искаженных только тогда, когда мы осознаем свою собственную немощь, свой собственный грех и признаемся в своём собственном беззаконии.

Из сегодняшнего Евангельского благовествования мы должны вынести одну важную истину — быть последователем Христа значит слышать голос Божий, который ведёт нас по тем путям, по которым нам необходимо пройти, чтобы достигнуть Царствия Небесного».

Сайт "Православное образование"


Галерея