Митрополит Меркурий: «Молитва – это основа всего духовного делания, которое мы будем совершать в течение Великого поста»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Митрополит Меркурий: «Молитва – это основа всего духовного делания, которое мы будем совершать в течение Великого поста»
17 февраля 2019 1082


17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Артемий (Кузьмин), духовник Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Николай Урывский, клирики соборного храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор Ростовского кафедрального собора под управлением протодиакона Владимира Зубрицкого.

Проповедь перед Святым Причастием произнес клирик Ростовского кафедрального соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Усатов.

По окончании богослужения митрополит Меркурий приветствовал молящихся с воскресным днем. В архипастырском слове Глава Донской митрополии обратился к смыслу евангельской притчи о мытаре и фарисее:

«Сегодня первый воскресный день, который начинает нас готовить к святому Великому посту. И первой ступенью этой подготовки Церковь полагает нам притчу, которую Господь сказал Своим ученикам, о двух людях, которые вошли в храм помолиться: мытаре и фарисее. Мы знаем, что мытарь – это человек, который собирал подати для римского государства, и совершая свое служение, часто преступал установленный законом порядок сбора этих податей, налогов, беря себе мзду неправильную, и потому был ненавидим народом. Фарисей же наоборот – человек, воспитанный в среде израильского народа, блюститель закона, порядка, уставов церковных. Это человек, который, можно сказать, вырос из народного благочестия. Об этом благочестии говорит в своей молитве сам фарисей: «Я и в храм жертвую, и нищим подаю, закон соблюдаю, вообще живу так, как не живет вот тот мытарь, который стоит за мной». И, безусловно, внешнее соблюдение закона с многочисленными предписаниями делало этих людей уважаемыми в народной среде. И вот от этого народного почитания фарисейская среда, все более внешне проявляющая знания об исполнения закона, возвеличивалась в глазах народа, да и в своих собственных глазах. И вот два человека: ревностный исполнитель закона и ревностный нарушитель закона пришли в храм. И тот, кто исполняет закон, прошел вперед и возблагодарил Бога за то, что он имеет эту счастливую возможность исполнять закон, что он знает этот закон, что он жизнью своею свидетельствует свою верность Богу. А мытарь знал, что он этот закон не исполняет, и потому опустив лицо свое, стоял в сердечном сокрушении и лишь ударял себя в грудь, произнося: «Боже, будь милостив мне грешному!».

Приведя в пример эту притчу, Господь сказал Своим ученикам, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. И сделал вывод: «Ибо возносяй себя (превозносящий себя) смирится, смирен будет внешними обстоятельствами, а смиряющий себя вознесется».

Это евангельское повествование перед началом подготовки к Великому посту учит нас правильной молитве. Молитва – это фундамент всего духовного делания, которое мы будем совершать в течение святого поста. Она – основа и невкушения скоромной пищи, и воздержания в языке, и неосуждения, и всех других добродетелей. Молитва – это наша беседа с Богом. Если человек беседует с Богом, он не отвлекается, не уходит от основного содержания своей жизни, и тогда наша молитва будет такой же, как молитва мытаря, тогда нашу молитву будет слышать Господь, и тогда Он скажет, что мы выходим из храма оправданными».


Галерея