Слово в Неделю 4-ю Великого поста, на Евангельское чтение об исцелении бесноватого отрока (Мк. 9, 17–31) (Высоко-Петровский монастырь)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, на Евангельское чтение об исцелении бесноватого отрока (Мк. 9, 17–31) (Высоко-Петровский монастырь)
14 марта 2010 741

Только что мы с вами слышали в Евангельском повествовании, как святой апостол рассказал нам об ужасной трагедии человеческой жизни, о некоей семье, в которой жил больной духовно ребенок. Когда мы слышим, что духовная немощь одолевает человека взрослого, наше сердце сострадает, но когда мы слышим о том, как страдает дитя, то нам вдвойне, втройне больнее, особенно если это страдание духовное, страдание одержимости и беснования.

Мы с вами слышали недавно в Евангелии о том, как бес повергал человека то в огонь, то в воду, пытаясь погубить его, когда одержимый духом нечистым человек нападал на других людей, пытаясь их убить и наводил страх и ужас на окружающих. Совершенно другой род одержимости мы видим сегодня, и рассказывает нам об этом святой евангелист Марк. Дух немой и глухой. Ничего не происходило, юноша ни на кого не бросался, он просто иступленно молчал и не отвечал ни на одно слово, которое было обращено к нему. Святые апостолы пытались исцелить этого юношу, но не могли. Безусловно, что до них предпринимались попытки и другими людьми, но они тоже были безуспешными. Последней надеждой на исцеление этого отрока был Спаситель. Мы знаем, что от болезни отрока страдал не только он сам, но страдала и вся семья, страдали родители, поэтому и отец, обращаясь к Господу, сказал: «Помоги нам».

Дух глухой и немой. Не кажется ли нам, что с проявлениями подобного беснования и одержимости мы слишком часто стали встречать в настоящее время? И, увы, этот дух одержимости часто проявляется именно в детях, когда слово родительское не слышится ими, когда голос разума, обращенный к ним, не воспринимается, они глухи к этому голосу. И если уж к голосу родительскому они глухи, то тем более к голосу посторонних людей и даже Церкви. Человек не хочет вступать ни в какие отношения, он не хочет обсуждать свои духовные проблемы, он отгородился от этого мира, он погрузился в самого себя. А там – ад, там преисподняя.

Наркомания, детская проституция, пьянство, беспризорничество – не это ли проявления одержимости? Ты обращаешься к такому человеку, а он молчит. Он не слышит тебя и не хочет отвечать тебе. Так часто, увы, это бывает в наших семьях. И так часто приходят родители в храм и обращаются с одним и тем же вопросом: «Что делать нам? Как помочь? Как исцелить этого ребенка, который родился нормальным человеком – и вот уже наряжается в разные лохмотья? Он уже ассоциирует себя с силами тьмы, не только внутренне, но и внешне проявляя это. Что делать?» На этот вопрос отвечает Господь: «Род сей изгонится только постом и молитвой». Что же есть пост? Пост – это внимание к себе, это переоценка своей жизни, это правильная расстановка жизненных приоритетов, потому что эта одержимость может быть следствием греховной жизни не только этого ребенка, но и самоих родителей. Значит, исправлять положение нужно начинать с родителей, с их обращения к Богу, с их молитвы, с исправления их жизни. Но где взять нам веру – искреннюю, чистую, святую, праведную? Как можем мы воссоздать порушенное в нашей жизни? Молитвой, обращением к Богу, точно так же, как обратился к Спасителю отец этого отрока. «Можешь ли ты веровать?» «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Восполни во мне то, что я не в состоянии восполнить своими силами. Измени во мне то, что я не в состоянии изменить сам. Дай мне ту помощь, которая необходима, чтобы все изменилось во мне и вокруг меня.

Неужели поводом нашего обращения к Богу, нашей молитвы искренней должно служить только горе, постигающее нас. Неужели в состоянии радости и спокойствия мы не находим в себе сил, чтобы обратиться к Богу? Неужели скорбь должна прийти в нашу жизнь для того, чтобы изменить нас? Над этими вопросами мы должны подумать сегодня, когда вспоминаем это евангельское повествование, когда вспоминаем боль и скорбь родителей, когда, обращаясь к своим собственным детям, мы приходим иногда в ужас от того, что с ними происходит.

«Приведите его ко Мне», – говорит Господь. Если мы не сделаем этого, если мы не обратимся сами и чадо свое не приведем к Богу, то и исцеление, и преображение духовное невозможно, то не услышим мы голос Спасителя, обращенный к каждому из нас, болящему и поверженному: «Тебе говорю, встань!»

И это восстание жизненное, которое от Христа идет, от Спасителя нашего, есть ни что иное как наше духовное воскресение, которого все мы жаждем, особенно в дни святого Великого поста.

Аминь.