Слово в день памяти святителя Григория Паламы (Высоко-Петровский монастырь)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в день памяти святителя Григория Паламы (Высоко-Петровский монастырь)
20 марта 2011 1016

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Время святого Великого поста – это такое время, когда человек более, чем когда-либо, задумывается о своей жизни. Мысли о жизни, о счастье, о правильности того, что мы совершаем, бывают у людей не только верующих, но и у людей неверующих. Каждый человек стремится полностью реализовать себя в жизни. Этот путь достижения и самореализации называется путем жизненного становления. Обычно у людей он начинается с младенчества, когда родители начинают учить человека азам жизни. Как правило, это уроки нравственности, уроки взаимоотношений с другими людьми, примеры, которыми человек сможет вдальнейшем руководствоваться в своей жизни. Далее начинается время учебы, чаще всего, в учебном заведении – школы, вузы и так далее. И чем более человек учится в этой жизни, тем большие горизонты у него открываются, тем шире становится его кругозор, тем больше он обращает внимание на те вещи, на которые раньше внимания не обращал. Чем выше уровень образования человека, тем острее становится для него вопрос: кто же я в этом мире? Что из себя представляю я сам в этом огромном, отчасти познанном и столь не познанном мною мире?

Подвигнуть человека к ответу на этот вопрос поможет то, что мы называем просвещением. Но, к сожалению, как и многие другие термины, которыми мы часто руководствуемся в своей жизни, слово «просвещение» в наши дни приобретает несколько другой характер, отличный от того, которым это слово было наделено искони. Под словом «просвещение» мы понимаем образование, научное познание этого мира. Но чем больше человек занимается науками, тем больше понимает, что мир непознаваем. Тогда перед ним встает следующий вопрос –
а как жить дальше? И человеку свойственно на этот вопрос ответить духовно: для того, чтобы познать мир, нужно познать, постараться познать самого себя.

Познание окружающего лежит через наше сердце – не как телесный орган, конечно, а как совокупность духовных начал, заложенных в нас Богом. Человек призван войти внутрь себя и оттуда, изнутри, через осмысление своей жизни, через соизмерение своей жизни критериями вечности определить свое отношение к этому миру и свои взаимоотношения с людьми. Слово «просвещение» не есть синоним слова «образование». О просвещении духовном говорит прекрасно святой XIV века, который своими трудами, своим учением выразил весь тот опыт Христианской Церкви о просвещении, который был до этого времени. Это святитель Григорий Палама, память которого мы сегодня совершаем.

Святитель Григорий запечатлел в своих трудах опытное учение Церкви о Нетварных Энергиях, о Свете Фаворском, о Свете Божественном, Который просвещает человека, Который открывает ему правду о самом себе и о мире, Который делает человека сопричастным Богу. И путь этого духовного просвещения – это путь аскезы, путь поста и молитвы. Поста не только внешнего, который чаще всего мы приводим себе на память и который характеризуется невкушением скоромной пищи, но поста внутреннего, глубинного, духовного, через который мы углубляемся в самопознание, которым мы соизмеряем себя с законами, оставленными Богом для общества человеческого и для всего мира. Через молитву и воздержание мы возвращаемся на тот путь, с которого однажды сошло человечество, сошло через грех. И возвратившись на этот путь, мы встречаем Бога, Который открывает нам Свою Божественную силу, Который открывает нам Свое Божество через этот Фаворский Свет.

Этот Свет совершенно отличен от света солнечного, от света электрического, от рентгеновского и от любого другого источника света. Он способен не только просветить человека, указав на темные стороны его жизни, но через человека он способен светить другим. Этот свет обладает удивительной способностью делать человека счастливым. И мы видели в житии преподобного Серафима Саровского, как сияет этот Свет через блаженного старца, и рядом его ученика Мотовилова, который оказался в ореоле этого Света, который почувствовал эту сладость присутствия в Боге и Бога в своей жизни. Это Свет просвещает человека. Этого Света мы должны взыскать в своей жизни. И не случайно Церковь напоминает нам об искании этого Света Нетварного в дни святого Великого поста.

Мы прекрасно понимаем, что одно дело – слышать о том, что кто-то видел, и другое дело – самим видеть, одно дело – слышать о том, что происходит, о том, что другие чувствовали, и другое дело – самим прикоснуться к этому. К этому Богоисканию и Богообретению призывает нас Церковь святым постом. И если не будет в нас этого Света, как мы скажем в дни Пасхи, что видели Воскресение Христово? Свет Воскресения Христова – это свет внутри нас, это наша встреча с Живым Богом, это наше изменение жизни, потому что, единожды встретившись с Богом, невозможно уже жить по-другому.

Встреча с Богом изменяет человека, преобразует его, делает невозможной прежнюю жизнь, потому что человек, почувствовавший эту нетварную Божественную силу внутри себя, будет делать все для того, чтобы она никогда не покидала его, чтобы искать ее и обретать, чтобы в ней пребывать непрестанно. Этому учил нас святитель Григорий Палама, этому учили нас сотни и тысячи подвижников первых веков, этому учили нас наши великие преподобные предки.

Где же искать эту силу? Как ее искать? Искать ее нужно в тишине и молитве. Наш мир, к сожалению, таков, что все вокруг шумит. Помести человека в тихое помещение, где нет этого шума, и оно уже будет не свойственным для жизни современного человека. Но не свойственно от того, что в этой тишине голос совести нашей, голос Божий для нас будет более слышен в нашем сердце. И здесь, в тишине, внутри своего сердца мы должны горячо и искренно молиться, чтобы в этом тихом дыхании Бог открыл нам Себя, даровал нам Свою благодатную силу, источник которой после этого начинает бить в нашем сердце.

Может быть, сложно современному человеку воспринять учение исихастов. Может быть, сложно понять все то, о чем в нем говориться, но достаточно просто понять, что жить так, как мы жили до этого времени, нельзя. Бог посрамляет всю нашу ученость, Бог посрамляет все наши достижения, если они не соотнесены с Ним. Как недавно сказал Святейший Патриарх, одной волной Бог смыл высочайшие достижения человеческой цивилизации, в мгновение ока разрушено было все, что создано десятилетиями человеческого труда. Для того, чтобы выстоять, нужна другая сила – не сила разума, а силу духа, сила, которую только Бог может дать человеку, и эта сила, братья и сестры, как никогда нужна нам сегодня, чтобы противостоять злу в самом себе, чтобы противопоставить себя и эту силу злу, которое в мире, чтобы наше просвещение, науки, искусства, все, чем мы пытаемся питать свою бессмертную душу, было одухотворено не силой человеческого разума, а силой Божией. Мы должны помнить о том, что сказал Ориген: «Наука без Бога есть великолепное зло». Любая наука, даже духовная наука. Мы иногда пытаемся подменить образование, духовное становление просто знаниями. Но знать и не видеть и не осязать – это иное. Потому Церковь сегодня даже тех, кто изучает науки богословские, призывает к тому, чтобы не только знать, но прочувствовать, прожить, прийти и обрести полноту Христовой истины. И пусть молитвы сонма преподобных угодников Божиих, святителя Григория Паламы, который так правильно и так четко сформулировал для нас путь к встрече с Богом, помогут нам в Его обретении, во встрече с Ним, которая изменит нашу жизнь.

Аминь.