Слово по окончании Божественной литургии в день памяти праведного старца Павла Таганрогского в Никольском храме Таганрога

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день памяти праведного старца Павла Таганрогского в Никольском храме Таганрога
23 Марта 2020 189

"Ваше Высокопреподобие и Преподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, приветствую всех вас с праздником памяти святого праведного старца Павла Таганрогского!

Каждый раз, обращаясь к житию этого святого, мы находим некоторые грани его жизни, которые в тот или иной момент нашего земного бытия более необходимы нам, чем все остальные. Старец Павел хотя и был человеком дворянского рода, но отличительным его качеством была простота восприятия им жизни. Он никогда не высокоумствовал, всегда был открыт в общении, говорил на простом народном языке, понятном людям, и это было его отличительным качеством. Он никогда не хотел показать себя лучше, умнее и выше остальных.

К праведному Павлу приходили люди разного звания и статуса: и священники, и епископы, и простые люди. Но старец со всеми был ровным, открытым, он всегда указывал на необходимость следовать заповеди послушания, напоминал о важности молитвы и причащения Святых Христовых Таин.

Сегодня мы живём в очень непростое время, когда наша страна и весь мир находится под влиянием распространения ужасной пандемии, которая уже унесла десятки тысяч человеческих жизней. И, казалось бы, что может быть общего между жизнью старца Павла и теми тяжёлыми обстоятельствами, в которых оказался мир, наша страна, и в том числе наша Церковь. А все просто: сколько бы человек на своем жизненном пути ни встречал искушений, все их можно победить верой.

Вера и естественные науки есть вещи разные между собой. Вера вмещает и покрывает собой все естественнонаучные открытия. И ничто не может помешать верующему человеку быть ученым, заниматься наукой, изучать явления природы. Наоборот, через это укрепляется его вера, через естественнонаучные знания человек укрепляется в поклонении подлинному Творцу всей Вселенной.

Сегодня в нашей стране происходят события, которые сложно объяснить… Наше правительство делает все необходимое, чтобы предотвратить распространение в стране коронавируса, который был завезен в нее извне. Мы можем рассматривать это как некое посещение Божие наших хладности, расслабленности, пустого времяпрепровождения. И в ответ на то, чтобы противостоять этому тяжелому общественному явлению, как и подобает христианам, с верой, упованием и стойкостью выполняя все то, что говорят нам врачи, мы вместо этого вдруг начинаем проявлять дух противоречия. К сожалению, это исходит и от тех, кто был призван показать собой пример, как правильно в том или ином случае вести себя.

Мы видим то проповедника, который выходит проповедовать в респираторе, кощунствуя и смеясь над святым амвоном, слушаем некоторых старцев, которые твердят, что якобы во время бубонной чумы никто не заразился… Мы до конца не знаем, что такое пандемия, мы можем только догадываться. Локализовать вирус в современной реальности очень сложно. Поэтому очень много в локализации болезни зависит от соблюдения каждым человеком правил личной гигиены и от осознания того, в какой опасности он находится.

Самое главное в Церкви есть послушание. Об этом нам говорит Священное Писание, что Спаситель Иисус Христос был послушен Отцу даже до смерти. Он так слушал голос Отца, что, даже имея свободную волю, не смел преступить волю Господа.

Так, если мы христиане, то почему же мы позволяем себе переступать через волю нашего отца - нашего Первосвятителя и тех людей, которые заботятся о нашем здравии? Почему мы не считаем необходимым соблюдать правила личной и общественной гигиены? Почему мы считаем, что нам можно всё взять и закидать всё шапкой, как говорят в народе? Разве этому нас учит святая Церковь, разве этому учил старец Павел, который почитал и говорил всё, что говорил ему духовник?

Старец Павел был послушен Закону Божию, исполняя Его, и закону государственному. Вот и мы, если являемся христианами, так же должны проводить время Поста в послушании Господу Богу и в разумном послушании власти предержащим. И если нам говорят, что нужно протирать лжицу прежде, чем кто-то другой причастится, это тоже нужно…

Мы знаем, что когда распространялись заразные болезни, Церковь предпринимала очень многие серьезные санитарно-гигиенические меры. И люди действительно не заражались у Святой Чаши во многом благодаря этим мерам. Но мы знаем также, что в длинных очередях к святыням происходили эти заражения.

Всё это я говорю сегодня неслучайно, возможно, провоцируя в свой адрес, гнев некоторых христиан. Мне хотелось бы привести вам очень короткую цепочку действий: вот такое противление священноначалию исходит от высокоумия, а высокоумие идёт от гордости, а гордость идёт от дьявола, который есть отец всякого греха.

И вот, если мы это свяжем все вместе, то окажется, что псевдоцерковное высокоумие корнем своим имеет дьявольское наваждение, оно служит для того, чтобы некоторые могли посрамить, уличить Церковь в темноте, безалаберности, в безразличии к своей пастве. Поэтому люди, которые выступают против предписанных священноначалием мер предосторожности духовной и гигиенической, являются приспешниками дела дьявольского, разрушая Церковь изнутри под благовидным предлогом, надев на себя овечьи шкуры, они остаются волками по сути своей, не меняя ничего в своей жизни.

Вспоминая старца Павла, нашего великого молитвенника и угодника Божия, будем стараться хотя бы в этом посту подражать его послушанию и смирению, которые он имел, которые ни в чем не уничижают и не оскорбляют нашу веру. Имейте веру несомненную, что Господь будет милостив к нам. Имейте молитву и трезвость духовную, помните о том, что наша вера испытывается не санитарно-эпидемиологическими мерами, но испытаниями духовными, в которые дьявол нас повергает. Там внутри нас – наши грехи и пороки, неправды. Вот это испытывает нашу веру.

Пусть молитвами святого праведного старца Павла и всех святых в земле Российской просиявших, и наших новомучеников и исповедников донских, которые кровью своей вымыли всё лицо Донской земли, пусть их молитвами помилует нас Господь. Будем молиться друг о друге, о своих ближних, и о всех дальних, кого мы даже не знаем, о заразившихся этой тяжелой болезнью. Будем умолять, чтобы Отец Небесный смилостивился к нам за нашу немощь, духовную расхлябанность, за нашу праздность, за высокоумие… Поэтому вера и наши молитвы пусть будут крепки, и наше единство вокруг Церкви и священноначалия. Не поддавайтесь на провокации, не бойтесь ничего, Господь всегда с ними. Он наш Хранитель, Спаситель и Заступник, но это не значит, что мы должны вести себя неблагоразумно, вызывающе и духовно нетрезво. И пусть поможет в этом нам святой праведный старец Павел Таганрогский".