Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Преполовенском храме Донской духовной семинарии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Преполовенском храме Донской духовной семинарии
13 марта 2019 1075

«Ваше Высокопреподобие, отец ректор, отец настоятель, все здесь начальствующие, учащие и учащиеся, братья и сестры! Приветствую вас с преполовением первой седмицы Великого поста.

Пост – это особое время, когда нам, может быть, меньше подобает говорить, но больше думать и молиться. Это время полного осмысления своей собственной жизни. Первые три дня, которые мы уже провели в посте, в сугубой молитве, вдруг обуздали привычное течение жизни. Мы стали перед какой-то особой, новой реальностью, о которой забыли, не знали или к которой должны подготовиться. Вдруг прекратился обычный ход нашей повседневности, усугубилась молитва, церковный обряд настраивает на глубокие размышления, напоминая о важных духовных вопросах, на которые мы должны в нашей жизни дать ответы, а, может быть, и решить поставленные перед нами задачи.

Конечно, в ответах на вопросы, откуда и почему с нами происходят те или иные вещи, то, что принято называть «нелепыми случайностями», духовное понимание облекает их в закономерности нашего греховного бытия. Мы должны понять, где кроется корень, источник этих нестроений в нашей жизни. Чаще всего мы говорим, пытаясь, может быть, снять с себя вину и ответственность, что источник грехопадений и неправды в жизни – это диавол. И это правда: диавол – это отец лжи. Из книги Бытия мы знаем, как искушая наших праотцев, он впервые употребил ложь. Человек, будучи прельщен лживыми словами, пал, утратил свое данное Богом достоинство, возможность личного предстояния перед Господом, свою чистоту, святость и ту власть, которую Бог дал человеку над миром. Все это случилось, потому что человек поверил лживым словам.

Мне кажется, что Пост – это время, когда мы, прежде всего, должны разобраться, что в нашей жизни правда, а что ложь. Ведь не всегда диавол шепчет нам лживые слова. «Правду» о своей жизни мы произносим себе сами, убеждаем себя в том, что мы намного лучше, чем есть на самом деле, намного более способные и достойные, решительные. Мы убеждаем себя в том, что многое можем сделать сами. И все эти убеждения разбиваются как хрупкое стекло о первые же испытания в жизни. Если это несет только разочарования, это самое меньшее, что может быть из тех зол, которые могут быть порождены в человеческой жизни ложью. Потому борьба с грехом и с диаволом внутри самого себя – это, прежде всего, борьба с неправдой и обманными представлениями о жизни, которые существуют в нас. Для того чтобы бороться с этим, существует очень важное время молитвы, когда читая слова молитв, являющиеся не чем иным, как опытом духовных переживаний и борений святых отцов, гимнотворцев и писателей Церкви, начинаем осознавать и понимать, что все в нашей жизни не совсем гладко. И, обретая на страницах священных текстов, во время молитвы и богослужения понимание правды жизни, соответственно, мы можем провести линию, которая разделяет все праведное и ложное, начиная с помышлений и заканчивая деяниями.

Пост – это не только воздержание в пище, коленопреклоненные молитвы и долгие службы, не только великопостный настрой самого богослужения. Это глубокая внутренняя работа над собой. Все остальное – внешнее. А завершить эту работу помогает только одно – укрепление в жизни, которое нам дается в Святых Христовых Таинах. Но оно возможно в том случае, если мы уже отделили семена от плевел; если определили, что в нашей жизни истинное, а что ложное, что побуждает нас к тому, чтобы быть людьми, а что, наоборот, прельщает, усыпляя нашу бдительность, повергая нас в негу и расслабление, от которых ничего доброго в духовной жизни не происходит.

Потому в самом начале Поста я обращаю свое слово, прежде всего, к себе и ко всем вам с тем, чтобы в это время мы не только воздерживались от скоромной пищи, но попытались разобраться, что происходит в нашей жизни. Чтобы мы перестали себя обманывать, перестали себе врать о том, кто мы, для чего и с кем. Именно Божия правда полагает основу нашего спасения, наших добрых плодов в течение Поста. Этого всем искренне и молитвенно желаю…

Молю Бога о том, чтобы этот Великий пост был для нас временем исправления своей жизни и обретения той праведной основы нашего бытия, в которой мы полагаем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с Его учением и Благою вестью о нашем спасении. Аминь».