Слово по окончании Божественной литургии в Петропавловском храме станицы Старочеркасской

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Петропавловском храме станицы Старочеркасской
12 июля 2018 704

«Дорогой отец настоятель, всечестные братья-сослужители, дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с праздником памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

Апостольское призвание – это особое призвание. Быть Божиим посланником в мир, провозвестником Его божественной воли и Слова – это не только почетная миссия, о которой, прежде всего, думает человек, когда вспоминает святых апостолов, их близость к Господу и их труды…

Сегодня мы слышали в апостольском чтении, как святой апостол Павел, говоря о своей проповеди, перечислял все скорби и гонения, которые ему пришлось преодолеть. Его избивали палками, побивали камнями и выбрасывали за пределы города как уже мертвого. Он трижды тонул во время кораблекрушения и спасался. Его выгоняли из городов и весей и, в конечном итоге, он был усечен мечем, будучи гражданином Рима. Это был грамотный, мудрый муж, которого, как бы сказали сейчас, невозможно было уличить в неправоте его проповеди.

А святой апостол Петр был человеком простым, практически безграмотным, неученым. Он был простым рыбаком, но с такой горячей верой, что через него Отец Небесный открывал общецерковные, основополагающие божественные истины. На вопрос Господа: «За кого Меня почитают?» он, не сомневаясь, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живаго». И мы знаем, чем закончилась земная жизнь апостола Петра: он также претерпел мученическую кончину, был распят на кресте, но, в отличие от Спасителя, просил быть распятым вниз головой, чтобы отличаться, не быть подобным своему Учителю даже в смерти, показывая, что он не такой, как Христос, который был иным, другим.

Сегодня мы вспоминаем проповедь о Господе Иисусе Христе этих двух великих мужей, один из которых был рядом с Христом во время Его земного служения, который видел все чудеса, которые творил Господь, был свидетелем Преображения; и второго, который Господа никогда не видел, но был призван к апостольскому служению по пути в Дамаск. И сегодня, вспоминая их, мы невольно обращаем внимание и на свою земную жизнь, на нашу проповедь. Ведь каждый из нас, будь то епископ, пресвитер, диакон или мирянин, призван проповедовать Слово Божие.

А как в нашей жизни проповедуется Слово Божие? Мы проповедуем с такой же ревностью, любовью и верою, как святые апостолы? Или, может быть, наша проповедь – это проповедь книжников и фарисеев, держащихся за букву Закона? Может быть, это проповедь трусливых людей, которые боятся сказать правду имеющим власть, которые дорожат своим положением и отношением других людей к ним больше, чем правдой Христовой? Ведь этот очень часто происходит в нашей жизни. Поэтому в иных местах слово проповеди процветает, а в других увядает и поношаемо бывает: не потому, что Слово поменялось, а потому, что проводник этого Слова не имеет той любви и ревности, которые имели апостолы к Господу и Спасителю своему. Потому праздники в честь святых апостолов и других святых являются не только торжеством Церкви, когда мы собираемся для молитвы, но это праздник, когда мы можем сопоставить свою собственную жизнь и свое служение со служением святых угодников Божиих, наследовавших Царство Небесное.

Отец Иоанн Крестьянкин, повествуя об истинах Церкви, говорил нам, молодым ребятам, чтобы мы читали жития святых: «Вы не сможете им подражать ни в ревности, ни в подвиге, ни в вере, но в вашем сердце хотя бы зародится смирение и понимание того, что вы не совершенны. Оно приведет вас к покаянию, осознанию собственной жизни, и, в конечном итоге, к глубокой и сердечной молитве к Господу нашему Иисусу Христу, Который дает всем нам силы превозмогать тяготы и лишения этого времени».

Нам иной раз кажется, что мы находимся в очень благоприятных условиях жизни: это время, когда не притесняют Церковь, когда мы можем свободно молиться в храмах и свободно исповедовать Господа нашего Иисуса Христа, нет запрета на колокольный звон и можно пройти крестным ходом, нет арестов и расстрелов священнослужителей. Но на самом деле мы находимся не в менее опасном и тяжелом времени, когда подлинные божественные и истинно человеческие ценности подменены ложью, когда слово не имеет должного содержания, когда ложь и притворство выдают за правду, когда обманывают, не стыдясь смотреть в глаза. Мы живем в трудное время, и не надо обольщаться, что Церковь ныне не гонима. Сегодняшнее гонение, может быть, опаснее того, что было раньше, потому что тогда враг Церкви Христовой был явным, и ты знал, кого остерегаться. А сегодня, глядя на многих имеющих власть, ты не знаешь друг он или враг, это порядочный человек или предатель, казнокрад, мошенник. Сегодня ты с ним любезно здороваешься, а завтра видишь, как его выводят в наручниках. Сегодня мы говорим Слово Божие, и нам улыбаются, стоя в храмах, осеняют себя крестным знамением, а, выйдя, начинают ненавидеть Церковь, строят ей козни.

Мы живем в лукавое время – во время обмана, и сегодня так легко соблазниться, впасть в заблуждение и прельститься сердцем, начиная видеть ложные жизненные ориентиры, а не те, которые проповедали нам святые апостолы. Сегодня их заслоняют политики на трибунах и лживые лозунги, с помощью которых обманывают народ. Ты становишься человекоугодником, потому что кто-то помогает тебе, и ты боишься потерять эту связь.

Не бойтесь ничего кроме Господа Иисуса Христа и Его немилости и отсутствия любви! Нам нечего бояться в этой жизни, все в ней скоропроходящее. Мы на своем веку видим, как перед нашими глазами проходит множество людей, которые считают, что они созданы, чтобы править миром и хозяйничать. Но снова вспоминаю отца Иоанна Крестьянкина, который говорил нам вечную истину: «Этим миром правит Бог и никто другой!». Если мы знаем эту истину, дошедшую до нас от апостолов и святых, которые претерпевали искушения, гонения и мучения. Если мы знаем эту истину, то мы, христиане Церкви Христовой, должны ее свято придерживаться и, видя все искушения, помнить, что этим миром правит только Бог и никто другой.

Пусть проповедь святых апостолов Петра и Павла вдохновляет нас на проповедь Евангелия. Пусть пример их жизни оживляет наше пастырское и христианское сердце к проповеди Слова Божия, к проповеди своей жизнью и поведением, своей искренностью и твердостью стояния в правде, и тем, что мы не будем прельщаемы духом этого мира.

Не бойтесь смеха в спину, укоров, отторжения, а бойтесь потерять связь с Господом. Бойтесь того, что ваша молитва не будет услышана, и вы будете молиться в пустоту. Бойтесь того, что сердце превратится в камень, а душа станет безрассудной и отупевшей, доводящей себя до уныния и отчаяния. Пусть молитвы святых апостолов и благодать Святого Духа, который и есть Божественная сила, пребывающая в Церкви, укрепляют нас в нашем христианском свидетельстве, в служении Церкви, правде Божией и нашему Отечеству. Аминь»