Слово по окончании Божественной литургии в праздник Сретения Господня в Сретенском храме г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в праздник Сретения Господня в Сретенском храме г. Ростова-на-Дону
15 Февраля 2019 225

"Праздник Сретения Господня – удивительный. Кроме того, о чем мы слышали в Евангелии от Луки, были еще некоторые события, которые задолго предшествовали моменту, когда Богомладенец Христос возлег на руках праведного Симеона. Священное Предание повествует о том, что правитель Египта пожелал иметь у себя самую лучшую в мире библиотеку. И для того, чтобы она была наполнена самыми высокими духовными произведениями, он обратил свою взор к Священному Писанию, к Библии и решил перевести ее на греческий язык. Но, зная о том, что это священные тексты, он захотел, чтобы перевод был максимально точным, и не было искажено Слово Божие. Для этого правитель предпринял следующее: он собрал ученых мужей Израиля в количестве 70 человек, поместил их в разных местах египетской земли, оградил от влияния внешнего мира, создав им условия для работы, и дал определенный срок, за который эти люди перевели Священное Писание на греческий язык. Предание повествует, что эти 70 человек прекрасно справились с задачей, и ни одно слово текста каждого из них не отличалось от перевода другого, что было свидетельством богодухновенности: все ученые перевели Библию одинаково. Этот текст на греческом получил название «Септуагинта», т.е. перевод семидесяти.

Среди них был человек, которого звали Симеон. Он прекрасно знал Священное Писание и язык. И вот еврейское слово «альма» он переводит на греческий как «парфене». Слово «альма» переводится с еврейского языка по-разному: и как «девушка», и как «дева», которая имеет во чреве и готова родить, и как «мать-кормилица». Но Симеон перевел это слово как «парфене», т.е. «дева». И когда он написал это слово из пророчества Исаии, то усомнился: как же дева может родить? И когда он взял нож, чтобы в тексте перевода исправить это слово и заменить его подобающим словом «жена», ему явился ангел Господень, удержал его руку и сказал: «За то, что ты засомневался, ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь Того, о Ком говорил пророк Исаия». И несколько веков Симеон ожидал этого события.

Возможно, некоторые скажут, что прожить 300 лет – это не так уж и плохо. Но если мы вспомним слова псалмопевца Давида, который говорит о том, что дней наших – 70 лет, а при большей крепости – 80 лет, и очень много трудов и болезней переживает человек, то можно представить, сколько тягот, невзгод, физических страданий и испытаний переносит человек за три века, какая тяжесть жизни лежит на его плечах! И Симеон, который знает Бога и верит в жизнь вечную, готов разрешиться от этого бремени земного существования в любой момент, он ожидает этого как блага от Господа. Святой Евангелист пишет, что когда Пресвятая Богоматерь и старец Иосиф принесли Богомладенца в иерусалимский храм, чтобы совершить искупительную жертву за ребенка мужского пола согласно закону Моисея, старец Симеон был исполнен Святого Духа, он получил предзнаменование, и сердце стало трепетать, потому что происходило нечто такое, о чем он мог только догадываться. И вот Этот Младенец лежит на руках у праведника, и старец произносит последние слова Ветхого Завета: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром. Потому что глаза мои увидели спасение людей Твоих, израильского народа».

Это была удивительная Встреча с Господом старца Симеона, который мечтал о том, что увидит Миссию, думал и молился об этом, трудился над переводом Священного Писания. Трудно представить себе то духовное состояние, которое он испытал, взяв на руки Богомладенца. Как можно это описать или охарактеризовать? Что означало для Симеона разрешиться от бремени жизни? Это значило приобрести подлинную свободу. Все тяготы, болезни, скорби – все оставалось на земле, он уходил к Тому, о Ком предвосхищали пророки, и к Тому, Кого он держал на своих руках. Вот этот ключевой момент Встречи мы иногда упускаем за многими другими событиями, описанными в Евангелии.

Встреча с Богом дает человеку подлинную свободу. Но есть и другая, мнимая свобода, которая представляет собой рабство греха. Потому что человек, который говорит, что ему возможно все, и позволяет это себе, не свободен, а порабощен. Он может быть свободен только тогда, когда имеет власть над собой, своим пороком… Человек, который подчинен своим страстям, соблазнам и искушениям, не может противиться им, он не свободен.

Встреча человека с Богом дает иное восприятие жизни. И когда человек начинает побеждать себя, то понимает, что его внутренних физических и душевных сил недостаточно, чтобы победить. И чем больше у человека падений и размышления о них, тем четче приходит осознание того, что без Божией помощи ничего в своей жизни он делать не может. Именно через это человек приобретает великое благодатное качество смирения. Во главе своей жизни он ставит Господа и упование на Его божественную силу, которая преумножает человеческие силы, давая ему власть победить самого себя, стать свободным. Поэтому не случайно этот праздник Сретения Господня имеет самое непосредственное отношение к нашей молодежи. Ведь насколько рано человек встретится с Богом и осознает возможность этой подлинной свободы, которая обретается только со Христом, тем скорее сможет изменить свою жизнь, уйдя от растраты внутренней, глубокой духовной энергии своих сил на ненужную, пустую борьбу для доказательства себе, что человек может в этом мире все, или растрачивая ее на грех и порок…

Однажды встретившись с Богом, человек меняет всю свою жизнь. Это событие запечатлевается в памяти, в сердце, в уме, в душе, и что бы ни делал человек, эта Встреча постоянно будет перед его глазами. Желаю вам, чтобы эта Встреча с Господом как можно чаще происходила в нашей жизни, обновляя сознание, наши мысли, чувства и дела, и в корне изменила нашу жизнь. Потому что изменить ее может только Бог и никто другой. Аминь".