Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону
17 ноября 2019 631

«Всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с воскресным днем!

Сегодня за Литургией мы слышали евангельское повествование от святого апостола Луки, в котором он передает очень эмоциональную, трогательную и невыразимо глубокую историю о воскрешении Господом дочери начальника одной из синагог, которого звали Иаир.

Когда мы обращаемся к Господу? Как правило, мы обращаемся к Богу, когда ничто человеческое не может нам помочь. Мы идем к Господу иногда даже без веры, в каком-то исступлении человеческих сил и со слабой мыслью: а вдруг Он поможет!

Иаир был человеком сильным и грамотным, он достиг достаточного высокого положения в обществе. Его жизнь проходила безмятежно, и он был окрылен мыслью о том, что скоро его дочь выйдет замуж и порадует его первенцем, что он увидит своих внуков. Но вдруг в этот самый момент расцвета его жизни, начинает все рушиться: дочь заболевает, врачи не в силах исцелить ее. И неожиданно, как бы под руку, ему попадается некий Проповедник, который проповедуют в синагогах и общается с народом, исцеляет больных и даже воскрешает мертвых. К Нему относятся по-разному: кто-то следует за Ним и ловит каждое Его слово, а кто-то, наоборот, осуждает Его.

У Иаира возникает мысль: я тоже пойду к Господу, вдруг Он сможет что-то сделать… Вот примерно с такими мыслями отец умирающей дочери, забыв о своем положении в обществе, пробирается через толпу, чтобы просить этого неизвестного ему Проповедника, прийти в его дом и чем-то помочь его тяжело болеющему чаду. Все его мысли подчинены одному – как бы помочь своей дочери. Все остальное для него оказывается второстепенным. И вот в тот самый момент, когда Иаир просит Спасителя об исцелении дочери, когда его уста отверзаются, чтобы произнести то, о чем он очень долго думал, приходит некто и говорит, что нет смысла тревожить Учителя, так как дочь его умерла.

Страшно представить, каково было состояние этого отца, что он мог испытывать в тот самый момент! Горе, отчаяние, разочарование, что он не успел, опоздал… Но Иаир был сильным и мудрым человеком, умевшим хранить свое достоинство. Он молча стоял рядом со Спасителем и наблюдал, как какая-то женщина, вдруг получила исцеление от Господа. Она долгие годы была тяжело больна, страдала не только физически, но и морально, болезнь делала ее нечистой в глазах людей.

Господь, увидев этого стоящего, как столб человека, обратился к нему со словами, что дочь его не умерла, она спит. После этих слов они пошли в дом Иаира.

Христос вошел в комнату, где лежала умершая девушка, взял ее за руку и простыми словами поднял со смертного одра. Он сказал ей: «Отроковица, тебе говорю, встань!»…

Это повествование отличается от многих. Обычно в проповеди или притче Господь, а вслед за ним и Его ученики дают некое назидание, которое полезно нам, в нашей духовной жизни, а здесь этого назидания нет. Вот умирала девица, вот Господа окружали люди, вот она скончалась и, несмотря ни на что, Он пришел и воскресил ее. И на этом все.

Но назидание этого евангельского повествования состоит в том, что мы никогда не должны терять надежды. Это значит, что мы не должны даже в самые крайние минуты своей жизни забывать про Бога. Слово родителя и верность Богу, просьба о снисхождении Господом всегда будет услышана. И сколько бы человек с просьбами ни обращалось ко Спасителю, Бог видит каждого отдельного человека, каждую его нужду… 

Святой евангелист говорит о том, что Господь может позаботиться о каждом из нас, и о том, чтобы мы, как люди, не бросали нуждающегося человека, позаботились о нем, дали ему то, что можем дать. Господь исцелит этого человека, даст ему силы, но вы не бросьте его, дайте ему поесть, насытьте его душу и жизнь. Конечно, прежде всего, мы говорим о пище духовной.

Эта история необходима нам для осмысления нашего поведения, молитвы и отношения к Богу. Когда мы не требуем у Господа, но просим; когда не бежим от Него и не отступаем; когда среди прочего внешнего, ненужного и второстепенного мы можем выделить для себя самое главное и необходимое – это жизнь нашего близкого и родного человека, тогда мы осознаем, что о ней должна быть, прежде всего, наша забота, как сказал об этом святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

Да дарует нам Господь иаирову веру и ниспошлет нам Свою божественную любовь. Аминь».