Слово по окончании Божественной литургии в Георгиевском храме г. Новочеркасска в год 120-летия со дня освящения храма

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Георгиевском храме г. Новочеркасска в год 120-летия со дня освящения храма
12 Апреля 2018 77
«Ваше Высокопреподобие и Преподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, Христос Воскресе! Сегодняшнее апостольское и евангельское чтение напоминает нам о великом Таинстве, которое в христианской Церкви называется Крещением, но в подлиннике Священного Писания нет такого слова «крещение». Оно появилось в христианской общине, когда стало совершаться погружение в святую воду во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и со Отцем Его и Духом Святым. Это поздний славянский перевод слова «baptisma», что в переводе с греческого означает «погружение», переход из одного мира в другой, из одного состояния в другое. Когда человек выходит из воды, он переходит в новую стихию уже обновленным, очищенным, осветленным, и, если мы говорим о духовной составляющей погружения в Таинстве Крещения, то мы имеем в виду обновление человеческой жизни — человек рождается от Духа Святого. Именно об этом Господь говорил в сегодняшнем Евангелие со своим тайным учеником, который никак не мог понять всех тех слов о духовном рождении, которые повествовал ему Спаситель. Но мы знаем о тайне Воскресения Христова и о животворящей силе святого Крещения. Это запечатлено в последних словах, которые мы читаем на крестном ходе, словах, которые Сам Спаситель заповедовал Своим ученикам, говоря: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Господь говорил ученикам, чтобы они пошли и научили людей обновлению жизни, и что этому будет способствовать Его божественная сила, и будет действовать благодать Святого Духа. И всякое действие благодати Святого Духа не может быть скрыто от человеческого глаза; все, что происходит внутри человека – всегда проявляется внешне. Есть закон биологии, который гласит, что генотип проявляется фенотипически. То есть то, что у человека заложено в генах – внутри, то обязательно будет отражено на его лице, оно отражается в его действиях, в образе жизни. Так происходит и у христиан: если у нас есть глубокая духовная жизнь, то она, безусловно, будет проявляться и внешне. Внутреннее духовное чувство заставляет нас служить этому миру: служить не так как этого хочет мир, потворствуя похоти и прихоти, а служить любовью и заботой, просвещая словом и делом своим окружающий нас мир. И так мыслили наши великие предки, строя святые храмы на последнюю копейку. Этот Георгиевский храм города Новочеркасска существует уже 120 лет. Поводом для его строительства послужило спасение семьи государя императора Александра III после крушения царского поезда в 1888 г. близ станции Борки Курско-Харьковской железной дороги. Чудом никто из семьи императора не пострадал, и в память об этом, в знак благодарности Богу и веры в Его промысел в жизни человека, добровольно по всей России были воздвигнуты храмы и часовни, из которых до наших дней сохранились единицы. Среди них – Георгиевский храм, уцелевший в годы безбожных гонений в ХХ веке. Он пережил различные периоды своей жизни – периоды становления и запустения, закрытия и обновления, но в нем всегда жила христианская община и Дух Божий не отступал от этих стен. И так важно сохранить эту намоленность в стенах, не упустить то, что дано нам нашими предками, собрать по крупицам, воссоздать, восстановить. Потому что, созидая и сохраняя историю, мы сохраняем себя: свою национальную, культурную и, в том числе, религиозную идентичность. Храмы никогда не строились и не создавались от избытка. Люди всегда строили их, отдавая последнюю копейку, и руководствовались своей горячей любовью к Богу, желая оставить для своих потомков верное религиозное, духовное напоминание о своей вере и любви к Господу. И мы так же призваны к тому, чтобы принять от своих предшественников все то доброе, что они нам передали и сохранить его, воссоздать и, конечно, приумножить. Потому что Бог будет судить нас не только за наши мысли, хотя даже намерения приветствует Господь. Но наши дела не только для нас важны, но и для наших современников, соотечественников. Поэтому возрождение и сохранение храмов Божиих, которые при таком большом количестве остались на лице донской земли, является для нас делом великой духовной, исторической и национальной важности. Я благодарю вас за то, что вы не оставляете этот храм Божий, приходите сюда молиться. Плоды вашей молитвы согревают нас во время литургии, и ваши молитвы возносятся ко престолу Божию. Благодарю всех, кто заботится о храме: о его стенах, и о внутреннем духовном содержании, которое царит в этой обители Божией. Аминь»