Слово перед Чином прощения накануне Великого Поста (Высоко-Петровский монастырь)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед Чином прощения накануне Великого Поста (Высоко-Петровский монастырь)
6 марта 2011 635

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний день в Церкви называется Прощеным воскресеньем или воспоминанием Адамова изгнания. Изгнание в человеческой истории есть такое явление, которое лишает человека его Отечества и под страхом смерти запрещает ему пребывать в своей Родине. Это одно из самых страшных наказаний, которое может быть. Человек лишается одномоментно своих родственников, своей исторической Родины, того места, где он родился и был воспитан. Он становится чужим для своего народа, отторгается от истории своей Родины, он обречен на вечное скитание по странам и весям, и нигде человеческая душа не находит спокойствия. Изгнание может быть справедливым или несправедливым, но вне зависимости от этого тяжесть лишения Отечества нигде не дает человеку спокойного обитания. Тем людям, кто был заграницей долгое время, знакомо это чувство.

Сегодня мы вспоминаем, как праведно наши праотцы судом Божиим были лишены своего Отечества – райского блаженства, того места, в котором они пребывали, имея единение в любви с Богом и между собой. За нарушение заповеди верности Богу человек сам лишил себя своего Отечества и добровольно принял это изгнание. И с тех пор начинается в человеческой истории поиск счастья, того блаженного состояния, которое человек имел в раю, состояния сладости, радости Богообщения. И что бы человек ни изобретал в своей истории, чем бы ни услаждал себя, каким бы искусством ни пытался насытить внутреннюю потребность обретения счастья, лишь кратковременно он может приблизиться к тому состоянию, и оно вновь отходит. Потому что подлинное человеческое счастье возможно там, где мы его утратили через своих прародителей – оно возможно только в раю сладости, в Богообщении, в единении со своим Господом, Отцом, со своим Творцом.

Сегодня Церковь напоминает нам о том, через что человечество лишено своего счастья, о том, что грех является единственной причиной, которая лишает нас мира сердечного, которая отдаляет от нас Бога, которая лишает нас того, к чему мы все стремимся. Это состояние испытывали многие и многие роды и пытались через свое единение, через труды и посты, через молитву и воздержание обрести то, что было некогда утрачено. И мы знаем, что подвиг сотен и тысяч людей увенчан успехом – люди обрели то блаженное состояние, которое искали и которое некогда было утрачено.

Человек потерял счастье через невоздержание. Пошатнулись все устои человеческой жизни. Как повествует нам Священное Писание, Бог изрек страшные слова: «Проклята земля ради тебя, волчцы и тернии она произрастит тебе, в трудах и в потах своих ты будешь зарабатывать себе кусок хлеба, в мучениях будешь рождаться». Это есть следствие того внутреннего поражения духовного, которое наступило в человеке от невоздержания. Желая обрести счастье, мир и гармонию, человек может это сделать только обратным: невоздержание победить своим воздержанием. Пример показал нам Господь и Спаситель наш Иисус Христос, перед тем, как выйти на проповедь, постившийся 40 дней в пустыне. Этот подвиг постничества и молитвы, воздержания и трудов показали нам преподобные и богоносные отцы наши. И сегодня, вспоминая страшные последствия потери своего Отечества, изгнанничества, скитальчества своего, мы должны вспомнить и путь, который возвращает нам желаемую утрату, который делает человека целостным, который восстанавливает богочеловеческие отношения.
Перед нами поприще поста, перед нами время благоприятное, когда Церковь, чадолюбивая наша Мать, объединяет всех нас, соединяет наши силы, чтобы совместным подвигом мы могли приблизиться к обретению подлинного счастья, приникнуть к тайне нашего общего воскресения.

Безусловно, начинать такое великое дело невозможно, не имея мира сердечного, не имея внутреннего успокоения, не имея твердого упования на то, что милость Божия будет излита в наше сердце. Полагаем начало этому взаимным прощением. Каждый из нас привносит в общечеловеческую греховную копилку свой собственный грех, каждый из нас имеет нечто против брата своего, каждый из нас друг перед другом согрешил. И потому в эти дни, в преддверие поста, мы испрашиваем все друг у друга прощения, дабы с миром в сердце начать подвиг воздержания и усердной молитвы.

Этому деланию начало должен положить я как ваш наместник, как ваш архипастырь, как ваш собрат и сослужитель. Ибо в полноте своей я сознаю, что много согрешаю в своей жизни против того общего делания, которое мы вместе совершаем, и против каждого из вас в отдельности. Не считаю нужным перечислять бесконечное множество своих личных прегрешений перед вами, но исповедаю их, принося на суд Божий и ваш, прося у вас прощения и чая обрести таковое от Господа. Простите и благословите меня, всечестные отцы и братья в предлежащее время постное за все, чем я согрешил перед вами, словом или делом или помышлением, в ведении и неведении, волею или неволею, в разуме или в неразумии. Прошу вас сердечно и искренне простить меня. И вас Господь Бог благодатию и щедротами Своего человеколюбия всех да простит и да благословит.