Слово на Евангелие от Марка (Мк. 13:1-37) (Высоко-Петровский монастырь)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово на Евангелие от Марка (Мк. 13:1-37) (Высоко-Петровский монастырь)
21 января 2011 521

Во имя отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали Священное Писание, в котором святой апостол и евангелист Марк повествует о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос вместе со святыми своими учениками пребывал на горе Елеонской. Гора эта находится напротив величественного некогда, а ныне разоренного Иерусалимского храма. Все, кто бывал в Палестине в Святом Граде Иерусалиме и бывал на Елеонской горе, знают, какой прекрасный вид открывается с этой горы на Старый Город. И, безусловно, во времена Спасителя вид самого, пожалуй, грандиозного сооружения на Земле – древнего Иерусалимского храма – не мог не завораживать взгляда путников и тех, кто находился на святой Елеонской горе.

Не были исключением и ученики Господа, которые, видя эту рукотворенное чудо под прекрасным светлым небом, среди дивной природы, не могли не восхищаться и не удивляться им. И свое восхищение и удивление они открыли своему Учителю и Спасителю, Господу, в порыве восхищения восклицая и восхваляя дела человеческих рук. Казалось бы, и Господь должен был ответить им тем же, укрепить их в прославлении этих дел. Но Господь говорит совершенно другое: «Подождите, на этом месте ничего не останется, камня на камне лежать не будет». Таковые слова Господа не могли не то, что не удивить – не ужаснуть учеников. И они, в ужасе от того, что все это будет разорено, говорят Господу: «Скажи нам, когда это будет? Как мы узнаем об этом великом горе, которое постигнет наш народ?» И Господь начинает открывать им истины жизни духовной.

Первое, о чем он говорит: «Бойтесь. Бойтесь прельщения. Да не прельстится кто от вас». Понятие «прелести» существует в Церкви, это понятие духовное. Толкование этого слова говорит о том, что человек, находящийся в прелести, не может отличить истину от неистины, правду от лжи. Он ложь воспринимает за истину, и правду, которую ему говорят, считает ложью.

Безусловно, понятие «прелести» – это понятие церковное. Для человека, который не живет жизнью духовной, прелесть не существует. Потому что в человеке, который не рассуждает о своих внутренних деяниях, о своих поступках, о том, что существует в его душе, итак уже все смешалось воедино. Не поймешь, где право, где лево, где свет, где тьма, где кто о чем говорит. Живут, слушая и то и другое. «Слава Богу, сыт, и мне этого достаточно», – вот так живет человек, который не рассуждает о своей духовной жизни, о том, что происходит в глубинах его сердца. А человек, который живет жизнью духовной, мы говорим, прежде всего, о нас, христианах, тех, кто призван хотя бы жить этой жизнью духовной, начинает размышлять о том, что происходит в нашем сердце. Мы начинаем оценивать поступки те или иные в своей собственной жизни, оценивать те или иные явления в жизни общественной. И вот здесь очень важно не ошибиться: чтобы не произошла подмена понятий, чтобы нам не потерять нужные и правильные ориентиры, потому что, утратив их, мы утратим возможность к спасению. Мы потеряем ту дорогу, по которой нам нужно идти к Царству Божию, и которую нам Господь и Спаситель наш Иисус Христос указал.

От чего же может происходить это состояние духовной прелести? Состояние духовной прелести есть состояние людей духовно нестабильных, которые, размышляя о том, что доброго происходит в их жизни, приписывают это добро себе. И удивляются сами себе, как могут они многое-многое сделать, как они талантливы, как они добродетельны, как они любвеобильны. Это очень скользкий путь духовный. Об этом пути сказал Господь ученикам на Елеонской горе, когда те восхищались рукотворенным храмом: «Ничего от этого не останется, камня на камне здесь не будет». И это слово Божие должно быть обращено к каждому из нас, кто создает из себя великий «храм», великий дом, великое сооружение, «глыбу», как классик сказал. Вот от этой глыбы ничего не останется, камня на камне не останется, всё разорится, потому что основания у этого нет, потому что ложь и неправда лежат в основании этих мыслей.

Прельститься человек может и от других людей, когда они ненужно и неправедно восхваляют его достоинство. Один грех кладется в основание другого, как некое здание строится. Начинают хвалить друг друга, лесть говорить, а человек уже и рад стараться. Вот он уже слышит эту лесть и принимает ее в сердце, и она, как тонкий яд, разрушает его сознание. И он уже не отличает, где говорят ему правду, а где лгут ему. Потому что не обладает человек смирением, не обладает памятью того, Кто является источником правды и добра его жизни. И вот этакая глыба возрастает, и мы видим множество таких людей, которые возвеличены сладкогласным хором человеков льстивых, возвышаются над народом, а потом с шумом гибнет память их. В одно мгновение всё рушится. И примеров таких в нашей жизни общественной предостаточно.

Что же делать человеку, чтобы не прельститься? Нужно помнить о том, что единственным мерилом, критерием нашей жизни, определяющим, где правда, а где ложь, где истина, а где неправда, является Сам Господь наш Иисус Христос. Он сказал об этом: «Я есть Истина, и Путь, и Жизнь». Вне Христа, вне Его проповеди, вне Его Учения не может быть ничего истинного. Может быть, для многих это звучало резко. Но даже науки не могут быть истинными вне Христа. Потому что наука без Бога – это «великолепное зло», разрушающее, а не созидающее человеческую жизнь. Мы видим множество примеров из нашей окружающей действительности, когда люди совершают великие научные открытия, но дух лукавый открытое человеками направляет во злобу. И мы видим разрушающее оружие – и химическое, и ядерное, и бактериальное. Но самое страшное – это то оружие, которое разрушает нашу душу, которое умерщвляет нас для спасения, для дел Божиих. Это оружие, которое говорит, что человек – центр этой жизни, что все должно быть поставлено на службу ему, все вокруг него вертится, все ему служит. И здесь происходит крушение человеческих жизней, потому что не человек является центром, но Сам Господь.

Вокруг Престола Божия выстраиваются человече¬ские взаимоотношения, происходит и общественное, и церковное, и личное, и семейное, и монашеское служение. Господь есть Центр нашей жизни. И если мы видим, что в нас по-другому, значит, к нам обращено слово Спасителя: «Камня на камне не оставлю от сего». Для нас, христиан, очень важно помнить об этом, особенно для тех, кто начинает свою жизнь. Помнить о том, что мир предлагает нам не самое лучшее и не всегда праведное, не всегда предлагает нам правду. И чтобы не соблазниться в своей жизни, нам нужно твердо держаться нашей православной веры, учения Святой Церкви, проповеди Господа и Спасителя нашего. Чтобы не ошибиться, по слову одного священника, в своих поступках, надо поступать так, как на нашем месте поступил бы Христос Господь. Тогда поступки наши будут праведными. Совесть наша, сердце наше всегда нам подскажут, как поступить, потому что совесть – это голос Божий внутри нас. А если совесть наша молчит, то стоит задуматься о том, праведно ли мы живем. И сегодня, в дни праздника Просвещения, когда мы духовно должны быть просвещены Духом Божиим, Евангелие от Марка напоминает нам о великих соблазнах нашей жизни, которых мы должны избежать.

Да не прельстимся умом, да не прельстимся сердцем, да сохраним храм души своей храмом Божиим, воздвигнутым в честь и славу Его. Да не постигнет нас участь рукотворенных храмов и домов иерусалимских, которые, по слову Господа, были разорены. Да не будет в нашей душе так!

Аминь.