«Эту спасительную ночь мы называем светоносной. Это название – не случайно, потому что Бог есть источник подлинного света. В церковных молитвах и песнопениях мы называем Христа светом истины. А если Христос – свет истины, значит, есть и другой свет, неистинный, ложный. Чем же отличается свет истинный, настоящий от света лукавого? Сегодня за Литургией в Евангелии, которое мы будем читать, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов скажет: и этот свет во тьме светит, и тьма не может поглотить его. Узнать, истинный этот свет или ложный можно по тому, насколько он действует во тьме. Естественно, Иоанн Богослов не говорил о свете, который распространяет свое действие ночью. Он говорил о духовном свете, который озаряет человека изнутри, и внешние обстоятельства жизни не могут погасить его. Христос сравнивается с источником света, а весь мир – с ночной мглой, которая пытается его погасить. Но этот свет светит.
Столько времени святая христианская Церковь вспоминает Воскресение Господа из мертвых: вспоминает при разных исторических условиях; и в свободе и вне свободы; вспоминает прославляемая и гонимая, признаваемая и не признаваемая не только властью, но и внешними обстоятельствами жизни людей. Церковь прославляет это свет и просвещает его в великолепных и величественных храмах, таких как наш собор, и в самых простых деревенских храмах. И в этом нет ничего страшного, ведь Бог пришел не для того, чтобы родиться и торжествовать во дворцах. Он родился в убогих вифлеемских яслях, был положен в хлеву и, подобно другим, может быть столь же терзаемым жизнью мертвецам, положен во гроб в холодной пещере, к которой был привален камень. И вот оттуда, из этого гроба свет воссиял с такой силой, что люди, которые были поставлены для того, чтобы этот свет погасить, чтобы не было искушения ни у кого признать, что Тот, Кто был положен во гробе, был украден, бежали и лишь за деньги молчали об этом. А свет Христов сиял. Если бы это был один человек, два или три, можно было бы сказать, что это были некие галлюцинации, которые произошли с людьми. Но святой апостол и евангелист Лука в книге Деяний говорит о том, что воскресший Господь являлся и иным пяти тысячам людей. Неужели этих свидетельств для мира мало? Неужели мало первоисточников и чудес? Неужели мало сходящего благодатного огня на Гробе Господнем? Всего мало.
В притче Господь говорит своим ученикам: «Даже если мертвые восстанут, не поверят». Что нужно миру для свидетельства о Воскресении Христа из мертвых? Каких чудес и знамений не хватает? Скажу страшное: скорбей не хватает. Потому что в сытости и довольстве Бог становится приложением к человеческой жизни. А в скорби, в беде, в гонении, когда оголяется нерв и чувство жизни, тонкое духовное присутствие Бога воспринимает человеческая душа.
Но неужели нужно погружать народы в скорби для того, чтобы очистить от греха? Неужели нет другого пути? Есть такой путь, и это – свидетельство правды. Потому что каждый человек, свидетельствующий о Воскресении Господа из мертвых, несет в этот мир свет. И каждый возглас о том, что Господь воскрес из мертвых, многократно увеличивает этот свет. Свидетельствуя о живом Боге, победившем смерть, мы не только приветствуем друг друга, мы выражаем свою веру, надежду и преумножаем свет в этом мире.
И как бы ни пытались исказить, оклеветать, осмеять, поиграть с Богом, ни у кого это не получится. Никакое творение никогда не будет выше своего Творца, и никогда правда Божия не будет под спудом. Все это уже проходили многократно в истории, когда пытались говорить о том, что все, во что мы веруем – это сказки. Задумайтесь на минуту! Я повторю слова Святейшего Патриарха: Но почему же мир не тратит столько сил и средств на борьбу ни с одной другой сказкой? Почему только с учением Христа тратится столько сил, чтобы погасить это учение? Чтобы осмеять его и отторгнуть людей от этого учения тратятся миллиарды. Ни с одной другой сказкой нет такой борьбы. Потому что борются не со сказкой, а с живым Богом. И, как совершенно правильно сказал наш великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, поле битвы Бога с дьяволом – в человеческом сердце. За каждую душу, каждый ум и сердце идет борьба. И от того, насколько мы будем видеть то, что происходит вокруг нас, насколько духовно адекватно оценивать все то, что происходит с внешним миром и с каждым из нас, мы будем либо побеждать в этой борьбе, либо быть побежденными в ней. Потому что победить врага можно только тогда, когда ты знаешь истину, уверен в ней, когда она внутри тебя, и когда ты эту истину возвещаешь другим людям. А если ты молчишь, индифферентен, если ты не воспринимаешь, не хочешь этого свидетельства, а хочешь спокойной жизни, значит, тьма побеждает внутри тебя.
Но это совсем не значит, что свет Христов не явлен нам. Он просвещает весь мир, и особенно важно помнить об этом нам сегодня, в эту светоносную ночь. Совсем не потому, что выйдя с пением пасхального тропаря на улицу вдруг станет светло, а потому что, выйдя на улицу с зажженной свечей и с пением пасхального тропаря станет светло в нашем сердце. Этим светом просветится наш ум, и этим светом будет просвещаться наше Отечество. У нас нет другого пути: либо быть со Христом, либо быть вне Его; либо быть победителями вместе с Богом, либо быть побежденными вместе с дьяволом. Все мы прекрасно понимаем эту истину, только одни хотят ее принять, а другие отвергают, хотя и знают, что это правда.
Сегодня, в светоносную ночь Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа из мертвых, пусть каждый из нас задумается о своей жизни, о том, светит ли в нас свет Воскресения Христова, о том, насколько наше сердце просвещено этим светом, готово к восприятию истины Христовой, и, самое главное, насколько мы, христиане, готовы свидетельствовать об этой истине окружающему нас миру вне зависимости от того, принимает он наше свидетельство или нет.
Христос победил смерть, воскрес из мертвых. И никакие доводы, аргументы или даже чудеса не нужны христианину, потому что этот свет Христов, воссиявший из гроба, светит в каждом христианском сердце.
Я приветствую вас с наступлением Пасхи Господней и молюсь о том, чтобы Господь благословил всех нас, чтобы дал нам внутренние силы принять этот свет и свидетельствовать о нем, потому что в нем есть истина, и путь, и наша жизнь».