Слово перед началом общего говения духовенства Ростовской-на-Дону епархии в среду третьей седмицы Великого поста в соборном Троицком храме Свято-Иверского женского монастыря

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом общего говения духовенства Ростовской-на-Дону епархии в среду третьей седмицы Великого поста в соборном Троицком храме Свято-Иверского женского монастыря
15 марта 2017 373

Мы сегодня собрались в этом благолепном храме Иверского женского монастыря для того, чтобы совершить соборную молитву, а также общее говение.

Говение — есть образ покаяния и причащение Святых Христовых Таин. Через покаяние мы воссоединяемся с Церковью Христовой и начинаем путь обновления своей жизни, который, собственно, и должны совершить в течение святого Великого поста.

Пусть в нашей жизни не так много подвигов и не так много свершений духовных, может это и не самое главное. Самое главное то, что мы имеем сердце, сокрушенное перед Господом, умоляем Спасителя о милости к себе, осознаем собственное недостоинство. Благодаря этому мы обретаем то духовное состояние, на которое своей милостью, человеколюбием призирает Господь.

Святитель Феофан Затворник говорил о том, что, в отличие от Западной Церкви, у Церкви Восточной путь спасения идет не от победы к победе, а от падения к падению. Если правильнее сказать, то от покаяния к покаянию. Чем больше человек задумывается о своей жизни, чем больше он проникает в глубины того, что происходит в его душе, тем более он становится цельным и лучше начинает осознавать духовные процессы, которые происходят в его жизни и лучше управляет ими. Это важно для каждого человека, в особенности, для пастыря Церкви.

И потому сегодня, совершая покаяние, мы с вами должны не просто повторить то, что часто произносят миряне на исповеди: «Согрешил делом, словом, помышлением, ведением или неведением…», а постараться проникнуть в то духовное состояние, в котором мы находимся. Важно осознать те грехи, которые для мирян, может быть, неведомы, но которые ведомы священнослужителю, и я бы хотел напомнить некоторые их них.

Часто мы согрешаем отсутствием благоговения. Благоговение — это духовное состояние, трепет перед святыней, перед богослужением и перед тем, что мы совершаем как пастыри и священнослужители, которое позволяет нам приникнуть к свету Божества и к тому свету, который мы должны передавать другим людям.

Благоговение открывает нам реальность чувства присутствия Бога в нашей жизни. Без благоговения невозможно совершать молитву, без него невозможно совершать богослужение. Отсутствие благоговения превращает человека в нечто пустое, в некий пустой сосуд, лишенный всякого содержания. Ответ на вопрос, почему же Бог не отвечает на наши молитвы, часто кроется в отсутствии благоговения перед величием славы Божией и перед теми Таинствами, которые мы совершаем.

Мы согрешаем перед Богом пустословием в церкви. Вспомним слова преподобного старца Амвросия Оптинского, который говорил о том, что нет прощения тем, кто болтает в храме попусту, но мы дозволяем себе это делать и в святилище Божием. Мы согрешаем и тем, что приступаем к совершению Таинств в бездумной подготовке. Это касается не только Таинства Божественной Евхаристии, но и всех других.

Мы становимся циничными, наверное, это свойственно человеку, который постоянно сталкивается в своей жизни с чужой болью или, наоборот, радостью, но нельзя быть к этому равнодушным. Святой апостол указывает нам принимать страдания и радость каждого человека так, как будто они случились с ним самим, «радоватися с радующимися, и плакати с плачущими». Это значит каждого человека принимать в свою собственную жизнь как своего брата или родственника. Принимать всю его боль в себя и всю его радость.

Мы забываем страх Божий в отношении келейной молитвы и в обращении с нашими собратьями, подавая недобрый пример для окружающего нас светского мира. Иногда чувство и желание жить более достойно и сыто отличает нас от мирян, от тех людей, которым мы должны подавать пример скромности. Мы забываем о том, что та паства, которую через архиерея вручил нам Господь — наша семья, за спасение которой мы перед Богом в ответе. Считаем, что только те, кто пришел к нам в храм, есть наша паства. Забываем о многих десятках, сотнях, а иногда и тысячах людей, которые в храм не приходят, но которые могут быть открыты к слушанию свидетельства. Только мы его не несем, не исполняя наставления Божия: «Идите и научите…».

Мы не внимательны к детям и юношам, что находятся в храме. Считаем, что не наше дело их воспитывать, это обязанность родителей. Готовить будущих священнослужителей тоже не наша задача, а архиерея и духовных семинарий. Коренным образом заблуждаемся в этом, потому что священнослужителей готовят не в семинарии, там они получают образование. Готовятся-то они на приходах и от того, насколько священнику удастся воспитать молодого человека или девушку в благоговении и страхе Божием, привить ему добрые качества, будет зависеть, каким он станет священнослужителем после того, как получит духовное образование.

Для семейных людей пример нашей личной жизни не всегда является добрым. При этом мы все равно пытаемся учить других, как правильно надо жить. В этом тоже нужно принести покаяние. Я думаю, что всем нам необходимо покаяться в тех соблазнах, которые мы принимаем в свое сердце.

Нужно покаяться в том, что мы не всегда прилагаем усердие в служении Церкви Божией как пастыри, в строительстве дома Божия, благоукрашении храма и еще в чем-то внешнем, в чем мы должны обязательно преуспевать.

Мы не чувствуем себя едиными, иногда ощущаем разрозненность и допускаем это разделение в свое сердце. Отделяем себя от своей братии. Церковь Божия — это мы все: хорошие и плохие, правильные и грешные, старые и молодые, юноши и девушки. Мы все Церковь Божия и нечего делить нам. Именно в этом единстве и будет пребывать Господь, соделывая Церковь святой и непорочной.

Я сейчас назвал некоторые грехи, в которых нам всем важно покаяться сегодня. Прежде всего, я обращаюсь к пастырям, которые будут сегодня приносить покаяние Богу перед лицом своих собратьев. Я прошу вас, пожалуйста, наряду со всеми нашими мирскими прегрешениями, вспомните о своем пастырском долге, о тех обетах, которые вы давали перед Крестом и Евангелием, принося присягу.

Принесите Богу покаяние в своих согрешениях. Я верю, что Господь благодатию и щедротами своего человеколюбия помилует, очистит и сохранит нас всех. Нам как никогда нужно единство и соборная молитва. Нам как никогда важно быть всем вместе!

Сегодня перед лицом Церкви вынесена икона Божией Матери Державная, которую обрела Россия сто лет тому назад. Икона была явлена именно в тот день, когда государь император Николай Александрович подписал акт отречения от престола. Казалось бы, Россия встала на немыслимые пути, утратив державного правителя своего. Начало все разваливаться, Россия встала на скользкий путь, и неизвестно было, куда этот путь выведет. Но были люди, которые просили Господа о стране нашей, об Отечестве нашем, о Церкви нашей. И сама Пречистая Богоматерь явила Свою милость и Свой Покров народу нашему, явив образ свой державный, чудотворный.

Поэтому сегодня будем особенно молиться, чтобы Бог не оставлял нас Своею благодатию и милостью через предстательство Божией Матери. Смирено у всех вас прошу прощения, за то, чем согрешил перед вами. Прежде всего, в том, что не давал вам должного примера для жизни, для пастырского служения. А давал вам, может быть, какой-то соблазн, посевая его в вашем сердце. Потому что искушение, которое может иногда сеять поведение архиерея, тоже является препятствием для нашей духовной жизни.

Простите меня, братья, помолитесь обо мне. Дабы Господь вашими молитвами исправил мою жизнь.