Слово по окончании Великой вечерни в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г. Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Великой вечерни в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г. Новочеркасска
7 января 2018 718

«Всечестные отцы, братья-сослужители, уважаемые руководители государственной власти, господин атаман, дорогие братья и сестры, всех вас от полноты своего сердца поздравляю с праздником Рождения в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Из года в год мы переживаем это событие и поздравляем друг друга с этой радостной датой. Но случается и так, что, произнося слова рождественских поздравлений, мы начинаем задумываться о том, что же изменилось с того дня, когда в мир пришел Христос? Наверное, факт рождения Господа ни у кого не вызывает вопросов: ни у историков, ни у богословов, ни даже у сомневающихся в бытии Божием людей. Действие Бога в этом мире, напротив, вызывает множество вопросов: почему в жизни нередко господствует зло? почему ложь побеждает правду? где справедливость? почему люди, которые не знают Бога, иногда живут лучше тех, кто знает Его? и многие другие вопросы. Иногда, даже приходя в храм, мы мысленно спрашиваем себя: «Где же этот Бог, который родился?».

Все эти вопросы не новы для человеческой истории: ожиданием пришествия Господа была пронизана вся ветхозаветная история. Люди понимали, что существует некий огромный механизм этого мира, космоса и человеческих взаимоотношений, который почему-то «пробуксовывает», где-то дает сбой, выражаясь современным языком. Эта погрешность бывает очень велика и нарушаются логика человеческих взаимоотношений и логический ход истории. Люди начинали понимать, что центральным, образующим элементом этого сложного механизма может быть только Бог.

Можно представить себе огромную машину, в центре которой стоит очень мощный, пусть небольшой, но очень важный механизм, отсутствие которого стопорит всю работу. Так же происходит и в человеческой жизни: если в ее центре стоит Господь, то начинается правильное движение этой жизни, в соответствии с теми законами бытия, которые Бог установил изначально. Если же извлечь этот центровой механизм, то машина остановится, будет давать сбой, а в худшем случае, она может нанести огромный вред тем, кто находится рядом с ней.

Поэтому человеку, который наблюдает за ходом движения этого великого космического организма, необходимо понимать важность этого центрового элемента, говоря так условно о Боге. Люди начинали искать Бога, видя, как жизнь дает холостые обороты, сбивается, и когда от неправильности исполнения законов бытия гибнут люди, и целые цивилизации.

На протяжении истории человек ждал, что Бог придет в этот мир, и люди искали Бога, как могли: кто-то – через простоту своего сердца, как пастухи в Вифлееме, а кто-то – через науку, наблюдения и рассуждение, как мудрецы-волхвы. Эти люди шли навстречу Богу и, когда обретали Его, в их жизни появлялся новый смысл. Потому что, однажды встретившись с Богом, почувствовав Его присутствие в своей жизни, в своем сердце, почувствовав Его помощь и поддержку в реалиях жизни, человек уже никогда не сможет жить так, как жил раньше.

Встреча с Богом делает нашу жизнь целесообразной и правильной. Она выстраивает наши конкретные дела в промыслительный ряд бытия всего человечества, и потому человеку так естественно искать Бога. Если человек не ищет этой встречи, он проходит свою жизнь, ничего не поняв о ней. Но не понимает не потому, что не хватает ума, а потому, что не хватает смысла. Если человек начинает приближаться к Богу, то он, естественно, должен менять свою жизнь. Сказать «Я знаю Бога» или «Я верующий человек» и жить так же, как ты жил прежде, — это значит солгать и себе, и окружающим людям.

Где искать Бога? Его можно найти везде. Наблюдая за красотой природы – творения Божия – можно восхищаться дивным творческим промыслом и увидеть там Господа. Можно прийти к брошенным старикам или детям, заглянуть в их глаза и найти Бога там. А можно прийти в храм Божий и, поставив свечу, вдруг почувствовать Его взгляд. Мы ищем Бога среди других людей так, как когда-то и мудрецы-волхвы пришли и обрели Господа в шумном и многолюдном Вифлеем: среди огромного количества людей, пришедших на перепись, они отличили Бога от других, им подсказало научное знание и их сердце. И, как повествует евангелист, от Вифлеемской пещеры они не стали возвращаться к Ироду, но пошли другим путем.

В сегодняшний день Рождества Христова я всем вам желаю этого постоянного богоискания. Потому что, однажды встретившись с Богом, человек жаждет, ищет этой встречи еще и еще раз. И так, восхищаемый любовью Божией, шаг за шагом, восходит от земного Отечества не в могилу, не в небытие, но в жизнь вечную. Я желаю всем вам этой встречи. Но хотел бы напомнить, что ее надо искать, стремиться, прилагать усилия, потому что человеку, который ничего не делает, ничего и не дается.

Пусть же Господь, который пришел в этот мир, станет реальностью нашей жизни, каждого дня, реальностью присутствия в нашем сердце, в наших мыслях, и, конечно, в наших делах. Будем просить Его, чтобы мир Его Божественной любви осиял всех нас – наши семьи, Донской край и наше Отечество. Аминь»