Слово перед началом Божественной литургии в праздник Рождества Христова

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом Божественной литургии в праздник Рождества Христова
7 января 2018 956

«В эту святую ночь особенно значимым для нас является слово „радость“. Человек радуется жизни и ее проявлениям. Мы всегда испытываем особое чувство, когда на наших глазах происходит обновление жизни – через рождение. Сегодня мы торжествуем день Рождения нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Совершенно естественным и понятным для нас является празднование рождения нового человека, только появившегося на свет. В течение почти двух тысяч лет Святая Церковь и люди торжествуют Рождение Спасителя. Сколько за это время родилось великих и знатных людей – философов, политиков, государственных деятелей… Эпоха сменяла эпоху, но рождение ни одного человека мы так не вспоминаем и не отмечаем так торжественно, как Рождение нашего Господа. Это особое чувство рожденного сейчас присутствует в Церкви Христовой, как нигде в другом месте. Бог предвечно рождается от Отца – вторая ипостась Святой Троицы. Он рождается и для нас каждый раз, когда мы вспоминаем день Его Рождения, Он рождается по плоти как человек.

Почему это так важно для нас? Потому что, приняв плоть и человеческую природу, Господь показал нам спасение и ту дорогу, которая ведет к Царствию Божию, которая помогает человеку обрести полноту бытия, или, как говорят, сделаться «счастливым человеком». Но счастье не может быть там, где нет Бога. Мы знаем много примеров тому, когда человек, наделенный властью, богатством, силой и известностью, не имеет счастья и полноты жизни, потому что всем этим он может пресытиться, это надоедает ему и после обременяет, лишая его духовной свободы. Человек становится зависимым от власти или богатства, от государственного строя или еще чего бы то ни было. И только Господь может дать человеку подлинную свободу. Полнота жизни обретается в неразрывной связи человека и Бога.

Не так давно я беседовал с одним живописцем, который изобразил Господа, сидящего на троне во славе, как великого архиерея. Мы разговаривали о том, что с помощью живописного искусства можно сделать так, чтобы донести божественность Господа Иисуса Христа до человека, взирающего на этот образ. Он ответил мне, что образ должен быть более иконографическим, на что я возразил собеседнику: «Посмотрите на этот трон – на нем восседает обожествленная человеческая плоть. Бог через Сына Своего дарует человеку это торжество, эту Славу, которой некогда человек сам себя лишил».

Мы вспоминаем события Рождества Христова и радуемся этому. Но сколько людей даже в самый момент Рождества Христова уже замышляло убить его? Первый из них – Царь Ирод. А сколько среди нас в нашем обществе таких, которым мешает Христос? Ведь с ним жить очень неудобно. Кого-то он берет за руку и говорит: «Не воруй», кому-то с укоризной вслед скажет: «Не изменяй своему супругу», кому-то шепчет в ухо: «Почитай родителей твоих». И каждый раз, когда Господь обличает нас через нашу совесть, нам кажется, что Он мешает нам жить. Он — помеха многим людям, которые не хотят принять в свою жизнь Бога, и которым кажется, что без Бога жить намного легче.

Эта попытка убить Христа осуществляется по-разному. Кто-то убивает Бога в своем сердце, в самом зародыше, когда только-только начинает чувствовать Его и полагает, что Он не нужен ему, мешает жить, связывает по рукам и ногам… Гуманисты утверждают, что все должно быть посвящено человеку и крутиться вокруг его личности, но Господь говорит, что есть более высокие и важные идеалы, ради которых человек может пожертвовать и своей жизнью. Некоторые говорят, что не хотят видеть такого Христа, но хотят такого, который потакал бы порокам и страстям, желаниям и всему, тому, что человек хотел бы видеть в своей жизни. А иные скажут: «Мы убьем Христа в других», как это делают сейчас люди, не знающие Бога или, может быть, хорошо Его знающие, осуществляя геноцид христиан.

Так совсем недавно было и в нашей стране, когда пытались убить Бога через убийство тех людей, которые знали Его. Есть и такие, кто пытается развенчать Его присутствие в этом мире. Они говорят: «Мы же люди 21 века. О чем мы говорим, о каком Христе? Это сказка, миф, который придумали, создали, слепили, возможно, из нескольких исторических личностей…». Я вспоминаю слова нашего Святейшего Патриарха, который не так давно сказал о том, что если это сказка и вымысел, скажите, с какой еще сказкой и мифом с таким остервенением боролись и продолжают бороться все силы ада? На борьбу с какой сказкой потрачено столько средств? На какой миф восставали целые народы? Они сражались не с вымыслом – они восставали на борьбу с Богом. И во главе этой борьбы стоит не человек, там стоит богопротивник и лжец — дьявол. Потому убить Бога в своем сердце невозможно, убивая человеческую плоть. Его можно убить в себе, только лишив Его места пребывания в своем сердце. Святые отцы говорят нам, что самой лучшей пещерой – Вифлеемской, самым лучшим приютом для новорожденного Христа является человеческое сердце. А если в сердце грязь, смрад и неухожено, там не найдется место для Господа.

Сегодня, в день Рождения Спасителя, готовя себя к радости встречи с Богом, мы должны подготовить и эту «пещеру», этот ковчег нашего сердца, в котором будет пребывать Господь. Нет другого пути встречи с Богом, как только подготовить себя делами любви, мира, прощения, незлобы, милосердия, добродетели. Эти дела не дадут нам реальной встречи с Богом, но могут подготовить нас к этой встрече. Это тот способ, который приближает нас к ней. Поэтому в эту святую ночь я особенно вам желаю этой долгожданной и радостной встречи с Господом, когда не только наши уста скажут: «Я верую», но сердце будет трепетать от того, что мы являемся теми, кто в сердце своем, внутри себя носит живого и вечного Бога, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь».