Слово по окончании Божественной литургии в храме святителя Димитрия Ростовского в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в храме святителя Димитрия Ростовского в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
12 ноября 2017 1154

«Ваше Высокопрепододие, дорогой отец-настоятель, всечестные братья-сослужители, дорогие прихожане, приветствую вас с воскресным днем, в котором мы молитвенно продолжаем праздновать и почитать великого святителя Русской земли – Димитрия, митрополита Ростовского!

Иногда, кажется, внешние обстоятельства предполагают, что день нашего торжества, день нашей памяти должен быть ограничен каким-то астрономическим промежутком времени. В России сложилось так: устраивать День матери, День отца, День пожилого человека, День защиты детей – и все эти мероприятия как-то ограничиваются одними днями. Конечно, о наших отцах, матерях мы должны вспоминать не только один раз в году, а помнить о них каждый день и каждый час, относиться к ним с любовью и терпением, заботиться о них, потому как они заботились о нас.

Слава Богу, если родители живы, и есть возможность заботиться о них, но если они отошли ко Господу, то, конечно, наши молитвы должны быть каждодневными. К сожалению, некоторые из нас забывают о почивших родителях и в дни особого их поминовения.

Недавно я приехал в один храм в день Димитриевской родительской субботы, посмотрел и ужаснулся от того, как мало людей находится на службе. Я вспомнил, как 25-30 лет назад храмы в такие дни всегда были переполнены, и подумал: отчего же так мало людей в такие дни сегодня? Это происходит потому, что мы не воскрешаем свою память, не обновляем события нашей истории. Когда 25-30 лет тому назад были живы участники Великой Отечественной войны, они приходили и в Димитриевскую родительскую, и в Троицкую родительскую субботы, и в Радоницу поминать своих погибших во время войны родственников, павших на поле брани друзей, и даже тех, кого не знали, но просили у Господа милости и помощи, Царствия Небесного для тех, кто жизнь свою положил за Отечество. А сегодня мы даже этого не делаем.

Неужели должно произойти какое-то глобальное потрясение, что-то такое, чтобы встряхнулись все наши клетки и нервы, и кровь бросилась в лицо – тогда воскрешается наша память. Церковь – это место, где по уставу мы напоминаем себе очень важные вещи. Каждое воскресенье мы вспоминаем, что Господь и Спаситель наш воистину воскрес из мертвых. Совершая Таинство Евхаристии, мы напоминаем себе великий день установления Таинства, участниками и совершителями которого являемся. Мы переживаем всю Священную Историю, живем в ней, не отрываемся от нее. Поэтому люди, которые выступают против Церкви, желая оторвать людей от нее, желая «расцерковления» людей, они пытаются разрушить связь человека и Церкви как Богом установленного института, разорвать связь человека с его родом, нарушить его историческую память, вычленить человека из череды исторических событий, заставить крутиться вокруг самого себя, абсолютно изолировать его от знаний и истории.

Сегодня мы слышали в Евангелии о том, как в Гадарине Господа встретил человек бесноватый, который ходил голым и не имел дома. И в нашей современности многие проявления, которые мы встречаем в жизни, к которым мы привыкли, как к вещам обыденным, в сравнении с Евангелием дают нам мысль о том, что это есть не что иное, как проявление одержимости. Когда Господь отступает от человека, а дьявол берет над ним полную власть, и человек, думая, что он свободен от Бога, становится рабом греха. Как же понять последствия?

Связь человека с Богом обогащает его, дает возможность трудиться, и этот труд интеллектуально обогащает человека и возвышает его, наполняет его жизнь новым содержанием, делает целостной. А рабы диавола опустошают себя и приходят к «логическому выводу», что жизнь бессмысленна, бесцельна и не нужна им.

С Богом жить сложно. Человеку легче ввергнуть себя в эту диавольскую канитель, пышную, хохочущую и развязную, в эту вседозволенность, чем жить с Господом. И что же, люди никогда не получают никакого знамения о том, где они находятся? Конечно, получают. Так и жители Гадарина были достаточно далеко от Бога, жили в кромешной духовной тьме и видели перед собой олицетворение этой тьмы в лице одержимого человека, который издевался над ними и был один из них. И они боялись его. Но когда пришел Господь и исцелил одержимого, то жителям Гадарина стало еще хуже, потому что с Богом им было невероятно сложно жить. Они не знали, как жить, не было другого пути, потому они пришли к Господу и сказали: «Отойди, Господи, от нас», умоляли Его не входить в город.

Так часто мы сторонимся Бога, боимся пусть Его в свою жизнь, потому что жизнь с Богом станет для нас невыносимой каторгой по причине разрушения тех греховных привычек и привязанностей, которые присутствуют в нашей жизни. И, казалось бы, истощение своих жизненных сил, духовной энергии, расплата душой за свой грех для нас легче, чем присутствие Божие. Сегодняшнее Евангелие заставляет нас об очень многом задуматься в своей личной и общественной жизни. Я не стану сейчас делать никаких выводов. Думаю, что голос вашей совести, сердца и ума будет в состоянии сделать эти выводы, домыслить то, что я вам сказал. Одного только хочу, чтобы никогда наш народ не обратился к Богу так, как сказали жители Гадарина: «Отойди от нас, Господи».

Будем молиться до предела наших сил: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь».