Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого праведного старца Павла в Никольском храме Таганрога

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого праведного старца Павла в Никольском храме Таганрога
20 июня 2017 623

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец благочинный, отец настоятель! Уважаемый глава Администрации города Таганрога! Дорогие братья служители, паломники, прихожане, всех вас сердечно поздравляю с праздником, с днем прославления нашего великого угодника Божия Павла, нашего земляка, который пришел сюда и стал неотъемлемой частью Таганрога и его истории, в том числе и священной истории Церкви!

Многие думают, что юг – это место, куда люди едут только отдыхать, а для того, чтобы трудиться, совершать какие-то подвиги люди отправляются на север. Но старец Павел свой жизнью разрушил этот сложившийся стереотип и показал нам удивительный образ жизни праведного человека.

В русском языке есть однокоренные слова «право», «правильность» и «оправдаться». Эти слова имеют несколько разное значение, но суть у них одна, один корень – «право». Когда мы говорим о праве, мы подразумеваем, прежде всего, закон. Его знание делает человека праведным – так можно было бы сказать. Но знание закона не всегда освобождает человека от ответственности, а иногда и, наоборот, люди, которые хорошо знают закон, нарушают его и, конечно, образ их жизни становится далеким от праведного.

По толковым словарям, праведность – это скрупулезное следование и исполнение заповедей, законов, в церковном понимании – Закона Божия. Почему же тогда одни люди, которые исполняют закон, становятся праведниками, а другие, исполняющие его, ими не являются? Потому что дело заключается в том, как человек его исполняет, каким началом он руководствуется, какое сердечное, глубинное чувство испытывает при этом. Действует как фарисей, исполняя обязанность, или живет по сердцу своему? Если мы будем исполнять закон от а до я, но, не имея в себе ни любви, ни веры, ни надежды на Бога, то он не будет нами исполнен. Ибо святой апостол Павел говорит нам о том, что оправдаться в законе мы можем только через Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда имеем глубокую и сердечную веру, когда от этой веры идет его исполнение, а не наоборот.

Старец Павел показал нам образ этой жизни, исполнение этого Закона. Будучи глубоко верующим, преданным Господу, он совершал свое самое простое служение: молитвенное правило и труд и через это был обласкан Господом, Его Божественной силой и даром чудотворения, молитвы, утешения, прозорливости.

Пример старца Павла показывает, что какое бы положение в обществе мы не занимали, где бы ни трудились, мы можем быть оправданы перед Господом в исполнении заповедей. Царство Божие наследуют не люди в рясах или в царских одеждах, не только мученики, подвижники и аскеты. Оно открыто для каждого человека при одном единственном условии: глубокой, сердечной верой оправдается человек на страшном Суде Божием.

Эта праведность обычного человека как никогда должна быть близка нашему народу. Потому что иногда мы смотрим на людей, которые служат в Церкви и думаем, что они ближе к Богу, хотя и этот стереотип сейчас пытаются развенчать средства массовой информации, смешивая человеческое и божественное, немощи человека и святость Церкви. Но святость доступна всем: и руководителю, и подчиненному, и бедному, и богатому, имеющему власть и безвластному – лишь бы Христос был в сердце.

Эта вера, это упование на Господа призывает в человеческую жизнь Божию благодать. Тогда человек становится сильным, потому что не только мышцы и сила разума укрепляют его, но есть некая Божественная сила, которую человек чувствует, которой живет. Даже если приходит человеческая немощь, эта Сила не покидает его никогда. Пример тому – новомученики и исповедники Российские, множество великих святых Русской и Вселенской Церкви и, конечно, близкий и понятный нам образ праведности святого старца Павла. Пусть же его молитвами укрепляет Господь всех нас, нашему Отечеству дарует радость познания этой праведности в вере и радость оправдания в грядущий Суд Божий. Аминь».