Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в  праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска
9 апреля 2017 552

«Сегодня за Литургией мы читали Евангелие от Иоанна, в котором святой апостол и евангелист передает нам события, предшествующие Крестным страданиям Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что Христос уже воскресил из мертвых Своего друга Лазаря, и эта весть тут же пронеслась по Вифании и всей Иудее, поражая сердца людей своей необыкновенностью, давая надежду на изменения в жизни, порождая веру в освобождение от поработителей.

Огромное число людей, пришедших в Иерусалим к празднику Пасхи, живут этой мыслью и верой, но все они по-разному воспринимают цель пришествия в мир Христа. Разница в том, что кто-то возлагает надежды на проповедника, а некоторые, наоборот, питают к нему сатанинскую злобу, желая погубить Его. Они считают, что именно Он стал разрушителем ложных мифов, которые создавались в течение многих лет с помощью римской государственной власти.

Исполняя пророчества, Господь приходит в Иерусалим, кротко и смиренно, но как Царь. В древности существовал такой обычай: когда царь шел на войну, то восседал на коне, а если приходил с миром, то вступал в город на осле, кротком животном. И вот Господь, давая понять людям, что Он пришел не в целях войны и разрушения, а неся с собой особый мир и царство, вступает в Иерусалим.

Жители, пришедшие на праздник Пасхи, зная о мессианском пророчестве, приветствовали Иисуса Христа, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову!». Слово «осанна» переводится на наш язык как «спаси нас сейчас». О каком же спасении мечтал тогда народ, о каком избавлении, чего же жаждали люди? Желали они внешних преобразований, которых им не дал Христос.

Вот и сегодня, многие века спустя, мы переживаем это евангельское событие, становимся участниками Священной истории. Мы также приходим в храм с ветвями верб в воспоминание того дня, когда Бог вошел в Иерусалим, и восклицаем «Осанна в вышних!». Чего мы ждем от Господа? Того, что поменяется все вокруг, и мы войдем в царство, которое будет коренным образом отличаться от реалий сегодняшнего дня? Какими горькими в таком случае будут наши разочарования! Господь меняет не это царство, не государственный уклад, не политическую и экономическую формации, Он меняет наше сердце! Бог делает это в том случае, если оно открыто Ему и мы готовы принять кроткого Бога в свою жизнь. Если же мы не делаем этого, то ничего не происходит ни с нами, ни с нашими близкими, ни с тем, что нас окружает.

Мы часто гонимся за внешней атрибутикой, даже в религиозной жизни, считая, что традиция, которой мы следуем, является главенствующей, пытаемся ни в чем не отступить от традиций своих предков. Мы ведь все знаем, когда красить яйца на Пасху, как печь куличи, когда приходить и освящать вербы, и исправно соблюдаем эти обычаи. Но блюдем мы не самое главное! Важнее всего сохранить любовь к Богу в своем сердце. Именно любовь к Господу была самой главной и неотъемлемой традицией наших предков. Такие люди есть и сегодня, они живут среди нас. Если бы их не было, то мир бы уже давно, как говорится, «съехал с рельсов».

Сегодня мы вспоминали в Евангелии прекрасное дело, которое совершила сестра Лазаря Мария. Она купила драгоценное миро и возлила его не на голову Господа, а на Его ноги, затем отерла их не полотенцем, а волосами своей головы. Это был величайший жест любви и благодарности Господу. Поступок Марии многие осудили, и в том числе предатель Иуда — ученик Иисуса Христа, который сказал, что лучше бы продали сосуд драгоценного мира и раздали деньги нищим. Господь же оправдал её, ответив, что «нищих всегда имеете с собою, и когда захотите, можете им благотворить, а Меня не всегда имеете». Господь открыл людям тайну любви, которая не обращает внимания на слова непонимания и злобы, которые звучат со стороны. Ведь любящее сердце всегда имеет перед собой только предмет своей любви.

Сегодня, дорогие мои отцы, братья и сестры, я всем вам желаю сосредоточиться на самом главном, особенно перед днями великой Страстной седмицы, не рассеиваться на внешнем и сохранить внутренний уклад своей души и мыслей, который, безусловно, должен быть продиктован нам Божественной любовью к каждому из нас и нашей ответной любовью к Господу и Спасителю. Аминь»