Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы города Шахты

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы города Шахты
26 марта 2017 612

«Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе владыка Игнатий, Ваше Преосвященство, дорогой владыка Симон, всечестные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую вас с этим воскресным днем! Сегодня мы совершаем память Иоанна Лествичника и практически достигли середины святого Великого поста, а потому нуждаемся в особом укреплении. Причастников поздравляю с принятием Святых Божественных Животворящих страшных и спасительных Христовых Таин, да будут они нам всем ключом к Царству Небесному.

Я очень рад тому, что Господь сподобил меня в этот день приехать в сей богоспасаемый град и вместе с владыкой Игнатием, который был первым правящим архиереем Шахтинской епархии, и владыкой Симоном совершить Божественную литургию. Соборная молитва есть свидетельство нашей веры, там, где нет единства в братии, — не может быть единомыслия, единых устремлений, ни в человеческой жизни, ни в служении Господу.

Сегодня за Литургией мы слышали Евангельское повествование, в котором святой апостол и евангелист Марк рассказывает о том, как Господь после Своего Преображения на Фаворской горе вместе с учениками спускается к людям и находит их в сомнениях и растерянности. Они были порождены тем, что один из жителей привел к апостолам своего одержимого нечистым духом сына. Этот дух, как только мог, издевался над юношей, бросая его то в огонь, то в воду, то о землю, пытаясь погубить не только его бессмертную душу, но и тело. Отчаявшийся уже было отец приходит с сыном к апостолам и просит исцелить его. Но никто из них не смог этого сделать, хотя Господь и даровал им власть над духами нечистыми. Что же произошло, почему они не смогли действовать, почему дух нечистый не повиновался слову апостольскому?

Ответ на этот вопрос мы видим в словах Спасителя, которые Он обратил к отцу: «А ты веру имеешь, что Я могу исцелить?». И тогда отец воскликнул те слова, которые мы очень часто повторяем в своей жизни: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И Господь исцелил его сына.

Какое удивительное Евангелие! Только подумать: Господь сходит с Фавора, показав ученикам Свою славу, и говорит им о том, что Он пойдет на крестную смерть. Что наполняло сердце Учителя, когда он спускался с горы вместе со своими учениками? Думал ли он о Фаворской славе или о том, что уже удаляется из Галилеи и направляется в Иерусалим для того чтобы там принять крестные страдания? Жертва на Кресте, неисчислимые муки, по человечески, конечно, были центром его мыслей, и вот в этот момент Он встречает простого человека, у которого есть нужда: его сын тяжко мучается. Конечно, отеческое сердце не может смириться с этим, он обращается и к одним, и к другим, и к апостолам, и вот теперь к Спасителю. Господь не отвергает его и идет к юноше, больному, одержимому, измученному, чтобы освободить от его страшной участи, погибели, действия диавольского.

Для всех нас это пример, который дает Господь и Спаситель, требуя и ожидая от нас веры. Потому что, конечно, нельзя начинать никакое дело, в том числе и дело своего спасения, без веры в то, что оно увенчается успехом и что Господь поможет. Господь ждет от нас этой веры, отвечает только на нашу веру. Если мы сомневаемся в том, что Бог может нас спасти, в том, что Он проявляет себя в нашей жизни, то, безусловно, никакое действие Божие не происходит в нас. Когда мы сомневаемся в каком-то деле, оно всегда оказывается безуспешным, и наоборот, когда, осеняя себя крестным знамением, призываем благодать Святого Духа и свидетельствуем, что Бог нам будет помогать, Господь откликается на нашу веру и приходит в нашу жизнь. Бог – миродержец, вседержитель, основа и центр нашего спасения, и при всем этом Он отвечает на мольбы каждого конкретного человека. Когда мы задумываемся о судьбе мира и Отечества, мы должны помнить, что она состоит из бытия многих отдельных людей, их нужд, и если уж Бог откликнулся на скорби, болезни и горе человека, то и нам надлежит поступать так же. Приблизиться к Богу можно только через дела, пост и молитву, через опыт братской любви, наше единство в принятии Святых Христовых Таин».