Слово по окончании Божественной литургии в праздник Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в праздник Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в Ростовском кафедральном соборе
7 августа 2016 962

«Дорогие мои отцы, братья и сестры! Всех вас приветствую с воскресным днем, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Основной вопрос христианской жизни – это вопрос нашей веры. Веры в Господа, которая рождается от великого божественного дара, когда Бог открывает Себя человеку. Почему же происходит так, что одни люди веруют, а другие – нет? Почему этот дар одними усваивается, а иными — нет? На этот вопрос нам помогает ответить состояние нашей жизни, когда на одни и те же вещи люди смотрят по-разному, и хотя суть явления, к которому обращены наши глаза, не меняется, но в силу определенных характеристик своей жизни человек может воспринимать его так или иначе.

Такой пример мы видим в Евангелии, когда евангелист Матфей описывает толпу людей, что следовала за Господом в Капернауме. Среди них были двое, которые совершенно иначе воспринимали жизнь, не так, как все окружающие. Происходило это потому, что оба они были слепы. Мы не знаем, в силу каких причин – врожденных ли, приобретенных из-за болезни, но мы знаем одно – они были слепы. Потому, конечно, они воспринимали мир не через зрительные образы, но через звуки, они не имели полноты восприятия мира. Эти двое слепцов, имен которых мы не знаем, находились в толпе и вместе с ней кричали: «Осанна сыну Давидову, помилуй нас, сыне Давидов». Что это значит, почему народ так кричал? Потому что во Христе они видели человека, способного поменять государственное и общественное устройство их мира. Они видели во Христе Мессию, который пришел для того, чтобы создать Иудейское царство, возродить его, свергнуть народы, которые господствовали в то время над иудеями. Кричать «Осанна сыну Давидову» значило говорить только о его великих способностях, которых они и видеть не могли, а только слышали. Но среди всего прочего за этим криком была надежда: на то, что этот человек, который ходит по Палестине, учит, проповедует, о чудесах которого они слышали, коснется их и, может быть, чудо произойдет. Именно это двигало двумя слепцами, когда они, уже после того как толпа стала рассеиваться, а Господь вошел в дом, последовали за Ним и остались со Христом наедине. Господь задает им вопрос: «Можете ли вы веровать?». Странный и страшный вопрос! Потому что от того, как ты ответишь на него, будет зависеть твоя дальнейшая участь, твое состояние, что будет происходить с твоей жизнью. Можно ведь сказать: «Я верую» и ничего не произойдет. «По вере вашей будет вам» — говорит Господь этим слепцам. Вера во всемогущество Того, Кто стоит перед ними, открыла им глаза и они увидели перед собой не только проповедника, не только человека, они увидели перед собой всемогущего Бога.

Такое повествование передает нам сегодня в Евангелии святой апостол и евангелист Матфей. Насколько мы верим Богу? Не просто признаем Его присутствие, а именно насколько мы доверяем Богу, чтобы Он мог действовать в нашей жизни? В ответе на этот вопрос для каждого из нас кроется понимание того, почему, зачем, как и что происходит в нашей жизни. Очень часто мы задаем себе эти вопросы и не можем найти на них ответы, пытаясь объяснить происходящее в нашей жизни набором случайностей, внешними факторами. Ответ на то, что с нами происходит, кроется именно в том, верую я в Господа или нет, доверяю ему или нет. Уверовать в Бога намного легче, чем довериться Ему. Уверовать в Господа мы можем через слышание Слова Божиего, через разнообразные явления нашей жизни, о которых мы говорим: «Бог так управил». Человек может жить с мыслью, что Бог существует в мире, но в его жизни не будет происходить никаких изменений. Эта так, потому что мы не меняемся, остаемся со своими же привычками, взглядами на жизнь. А человек, который действительно верит в Бога, увидел, почувствовал, принял Его, обрел радость общения с Ним, он не может не меняться, изменяется и образ его мыслей, и образ его жизни. Потому что вера – это не только исповедание, вера – это дела и изменение нашей жизни.

С этими размышлениями я хотел бы вас отпустить сегодня после Божественной литургии, чтобы каждый из вас нашел несколько минут, чтобы подумать: «А что же меняется в моей жизни? Я просто верю, что Бог есть, или я действительно верующий человек, доверяющий Богу и свидетельствующий о Его присутствии и всемогущем промысле в нашей жизни?».