Доклад митрополита Меркурия на Парламентских встречах Приволжского федерального округа

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад митрополита Меркурия на Парламентских встречах Приволжского федерального округа
24 Сентября 2018 181






Выступление

Высокопреосвященнейшего Меркурия,

митрополита Ростовского и Новочеркасского,

главы Донской митрополии,

Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

на Парламентских встречах в рамках регионального этапа

XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

епархий Приволжского федерального округа:

«МОЛОДЕЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

(г. Нижний Новгород, Кремль, 24 сентября 2018 года)

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит, уважаемый Евгений Викторович (Лебедев), дорогие братия и сестры!

Парламентские встречи в рамках регионального и международного этапов Международных Рождественских образовательных чтений стали радостным новшеством для всей православной общественности, как верный знак времени и происходящих в нашу эпоху перемен. Из знамения времени Встречи стали константой, привычным церковно-государственным действом, сценарий которого копируется в разных форматах и по различным поводам. Это хорошо, хорошо то, что мы не стоим на месте и последовательно движемся в определенном направлении, которое обещает быть плодотворным и спасительным.

В таком случае позволю себе задать вопрос, каковы и на что должны быть направлены наши с вами совместные усилия, чтобы происходящее сегодня сопряжение церковных, государственных, общественных сил, действительно, было бы не только заметным в СМИ событием, но и имело бы непреходящие смыслы в своей основе. Наша встреча не должна становиться привычной рутинной работой службы протокола и еще одним форматом для обмена похвалой в адрес друг друга. В этом случае у всех рисутствующих остается (ставший также привычным) сладковатый привкус лести и того, что самое главное снова осталось за скобками дискуссии. По-настоящему серьезные вопросы вновь будут решаться за закрытыми дверями в серьезных кабинетах, там, где формируется политика.

Окончательно отделаться от фальши, отсутствия острых углов, я думаю, что не получится. Не стоит строить иллюзий. Но если мы затрагиваем вопросы духовно-нравственного образования, будущего Отечества, наш разговор не может и, я подчеркну — не должен, быть чистой формальностью. Думаю, что фальшивого будущего, фальшивой семьи и родины не желает никто. Их просто не бывает. Фальсифицировать нравственность и веру не позволено ни нам, никому, какими бы властными полномочиями в духовной или светской сфере он не был облечен. Это просто невозможно.

Посыл отрицания вполне понятен. Не совсем ясно, что нужно для того, чтобы и настоящее, и будущеебыли бы настоящими, по-настоящему радостными и светлыми. Чтобы решения стоящих перед нами проблем также отвечали на самые актуальные вопросы современности. Именно такие решения нужны нам сегодня. Нужны как воздух, как спасение от смертельной опасности. В этой перспективе, несмотря ни на какие исторические реалии живет христианин, живет во все века, в любых политических, общественных условиях. Возьму на себя смелость утверждать, что это и есть нравственность, граничащая с духовностью – честно смотреть в лицо предстоящей нам реальности земной и Вечной жизни, нравится это кому-то или нет.

Духовно-нравственным возрождением сегодня принято называть и водосвятный молебен, и приход священника в школу, и проведение крестных ходов, и возведение новых храмов. Все это, безусловно, важные явления, составляющие глобального процесса вхождения, возвращения православной составляющей в центр общественной жизни современной России. Однако если делать акцент только на внешних атрибутах, свидетельствующих о процветании и благополучии, то есть большая вероятность того, что главное, существенное останется вне контекста нашего обсуждения.

Точнее сказать мы можем оказаться вне актуальной повестки современного общества, рискуем дать не те ответы на несуществующие вопросы. Молодежь очень чутко реагирует на любую форму фальши, инстинктивно отторгая и то, что преподносится нами в качестве ценностей – духовных, нравственных, даже материальных, если они таковыми не являются, или если, что тоже самое, мы не разделяем их так, как это декларируется в официальных выступлениях и документах.

У нас, слава Богу, есть право и обязанность формировать повестку современного общества. Но эта повестка должна быть актуальной и отвечать на запросы в том числе нашей молодежи. И нужно сделать это, как мне представляется, на совесть. Несколькими ключевыми вопросами этой повестки хотел бы поделиться с высоким собранием. И вот, что мне кажется по-настоящему важным в том, что относится к нашему настоящему и ближайшему будущему.

Государство и Церковь должны обеспечить возможность, в первую очередь именно для молодежи, чтобы социальная активность, достойная и интересная жизнь находились в непосредственном сопряжении с духовным измерением, в согласии с нравственными принципами. Сегодня нам под силу вернуть традиционные христианские ценности в центр общественной жизни, как минимум в образование, чтобы такие направления образования как теология, православная культуры заняли по-настоящему достойное место в образовательных программах наших вузов и школ. В практическом плане для реализации проектов духовно-нравственного содержания не так много и нужно: достаточное время, подготовленные учителя и учебные пособия. Полномочия нашего форума позволяют решать подобного рода вопросы, по крайней мере, обеспечить позитивную динамику их рассмотрения на всех уровнях власти и на всех уровнях нашего диалога.

Язык христианской нравственности – основа целостности и единства России как многонационального государства. Мы восприняли его от наших святых предков, обогатив его нашим собственным опытом, и обязаны передать подрастающему поколению, подросткам и молодежи, подчеркну – не поврежденным. Обеспечивает преемство традиции правильно организованная система образования и воспитания. Уже несколько лет мы стоим у истоков ее создания. Есть определенные успехи, но острота социальных вызовов не становится от того менее значительной. Главный вопрос: «Сколько времени у нас осталось?» Нужна небольшая пауза, чтобы дать ответ навскидку. Скорее всего, он будет правильным, но неутешительным. На досуге полезно будет поразмыслить об этом более обстоятельно.

И еще одна важная тема в контексте форума, которой я бы хотел завершить свое выступление. Это краткое размышление о возможных и ожидаемых результатах нашей совместной работы. Чем более сложная стоит перед нами задача, тем большее единодушие должно лежать в основе наших совместных действий, тем более согласованными должны быть наши усилия.

Русская Православная Церковь на протяжении веков несет ответственность за самосохранение русского народа, за его духовный иммунитет. Нижегородская земля явила много примеров жертвенного служения Церкви и Отечеству. Эти понятия неразделимы для России. Невозможно служить Церкви и не любить прошлое и будущее своей страны, нельзя быть патриотом, не разделяя при этом духовные ориентиры, лежащие в его основе. То, чем обладает сегодня Россия,– плод соработничества представителей государственной власти, общественности и духовных институтов, обусловленного мировоззренческим единством.

Как и в самые сложные исторические периоды, сегодня только сплочение может спасти, обеспечить будущее процветание России. Отвечая на нужды Церкви, представителей общественности, руководители государственной власти выполняют свою главную функцию – закладывают основы согласия и взаимопонимания. Одна из главных потребностей современного образования в стыке наших общих интересов – обеспечение духовно-нравственного воспитания на всех этапах становления личности: от детского сада до вуза. Решение этого вопроса не терпит отлагательств. Надеюсь, наше согласие будет выражено не только на словах, но и в резолютивных документах форума, что еще более значимо – конкретных делах и начинаниях здесь, на святой Нижегородской земле, в масштабах всей Церкви и всего нашего государства.

В заключение хотел бы передать участникам высокого собрания благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он очень внимательно наблюдает за происходящим на Нижегородской земле, в Приволжском федеральном округе, ознакомлен с форматом, в котором мы сегодня работаем, и в котором работали вчера, просил меня сказать добрые слова в адрес организаторов и участников нашей сегодняшней встречи. Что я с радостью и делаю.

Благодарю вас за внимание!