Выступление митрополита Меркурия на пленарном заседании съезда по социальному служению Донской митрополии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Выступление митрополита Меркурия на пленарном заседании съезда по социальному служению Донской митрополии
17 декабря 2017 1627

«Сердечно приветствую всех вас на съезде по социальному служению Донской митрополии!

Тема социального служения в последние годы становится одной из основных в повестке внешнего служения Церкви. Ежегодно в лоне Русской Православной Церкви появляется более ста новых проектов, которые осуществляют церковные волонтеры и сотрудники епархиальных отделов. Безусловно, и Святейший Патриарх, и священноначалие уделяют этому вопросу очень много внимания и своих сил. Среди важнейших постановлений недавно завершившегося Архиерейского собора Русской Православной Церкви были особенно выделены вопросы церковной благотворительности. Постановлением собора отмечена благодарность всем труженикам, благодаря деятельности которых общецерковная, епархиальная, приходская и монастырская благотворительность достигли высокого уровня, особенно – в последние годы.

В начале прошлого месяца в Ростове-на-Дону в рамках работы XXII Димитриевских образовательных чтений мы обсуждали немало тем, касающихся проблематики в области социального служения, делились планами на будущее. Нам, безусловно, есть, чему радоваться и над чем задуматься. На донской земле возникло немало модельных социальных проектов, опыт реализации которых заинтересовал многих даже за пределами нашего региона. Все это стало возможным, прежде всего, благодаря вашему труду, который позволил на высоком общецерковном и государственном уровне говорить о Донской митрополии как об образцовой площадке в области социального служения. Я хотел бы сердечно поблагодарить вас за труды, любовь, доброту, время и силы – за все, что вы отдаете на исполнение евангельской заповеди о любви к ближнему.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о наших внутренних проблемах и сложностях, с которыми, может быть, вы сталкиваетесь ежедневно. Это будет «разговор со своими» внутри нашего семейного круга. Но прежде всего мне хотелось бы сказать вот что. Что такое социальное служение Церкви, и что такое Церковь? Для многих Церковь ассоциируется со священнослужителями и с теми людьми, которые трудятся в храмах, условно говоря, «на профессиональной основе». Но это совсем не так. Церковь – это огромное количество людей, это общество – миряне, которые объединены единой верой, служением, единым исповедованием Бога. Они чувствуют свою сопричастность к этому веками сложившемуся общественному институту, который называется Русская Православная Церковь. Поэтому, когда мы говорим о социальном церковном служении, мы чаще всего сужаем этот вопрос и говорим о служении, которое совершают клирики Церкви и люди, которые трудятся в приходах. Это неправильно. Я не хочу разделять эти служения, я хотел бы их соединить. Тысячи людей, которые приходят во время стихийных бедствий не только в церковные пункты сбора благотворительной помощи, но и в государственные пункты и приносят с собой необходимые вещи, относятся с участием к пострадавшим, отдают свое время, являясь православными людьми, – разве это не помощь Русской Православной Церкви? Многие скажут, что нет, и что это вызвано некими внешними факторами. Но никакие внешние факторы не побуждают людей творить добро. Человека побуждает творить добро один внутренний фактор – его сердце. Если есть в человеческом сердце это желание, есть к этому сердцу призыв творить добро, который может быть продиктован высшей силой, то никакой закон, внешний призыв или реклама – ничто не побудит человека оторваться от дивана и делать добрые дела. Этот внутренний призыв отличает христианина, который идет и делает не потому, что он кому-то должен или желает где-то засветиться, а потому, что если он это не сделает, то не будет чувствовать себя христианином и человеком.

Поэтому, говоря о созидании стройной системы социального служения Русской Церкви, под которой мы подразумеваем, прежде всего, профессиональную заботу церковнослужителей о поддержании того или иного социального проекта, мы должны говорить об очень серьезном влиянии голоса Церкви на людей, которые, зная, что они православные, принимают этот голос внутрь своей жизни как призыв и отвечают на него своим служением. Именно в этом и состоит задача социального служения Русской Православной Церкви.

Мы, конечно, должны создавать определенные структуры социального служения Церкви, потому что без систематизации этой работы невозможно ничего построить… На улицах города мы видим бездомных людей, потерявших возможностей реализовать себя в жизни, несчастных людей, которым некуда пойти и не от кого ждать помощи в силу разных причин. Порой, нам проще всего дать такому человеку деньги. Но, как говорится, «голодному надо дать не рыбу, а удочку» — наша задача не только накормить нуждающегося, но и дать человеку эту «удочку», чтобы у него появилась возможность добывать себе средства для существования, чтобы он чувствовал свою сопричастность к жизни. Это одна из первостепенных задач – не только подать голодному, а позаботиться о нем как о человеке. Это очень сложная задача, не решив которую, мы не решим и все остальные.

Для наглядности хочу привести вам пример такой работы: в поселке Курган Азовского района был полуразрушенный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приход стоит в очень неблагоприятном месте, и, возможно, было бы легче его снести и построить новый. Но отец Евгений (Осяк) вызвался восстановить этот храм. Когда начался процесс восстановления, то меня искренне поразило, когда я узнал, что серьезные и сложные строительные и инженерные работы ведут 10 человек без определенного места жительства, которые в прошлом были профессиональными строителями. Отец Евгений, найдя этих людей, которые восстановили храм, дал им не только работу, но и возможность найти себе жилье, найти возможность пропитания и заработка. И эти люди восстановили замечательный храм. Но даже не в храме сама красота – она состоит в том, что эти люди вернулись к нормальному, социально адаптированному образу жизни – это и есть задача Церкви.

Важно понимать, что Церковь не должна собой подменять государство, вопросы социальной заботы о людях лежат в обязанностях государственных структур. Государство – это скелет, мышцы и органы, которые работают, Русская Православная Церковь просто не в силах создать такой же мощный механизм как государство. Но Церковь – это нейроны, это нервная проводимость в обществе, и от того, насколько она будет активной и правильной, будет зависеть то, как будет работать этот организм. Если Церковь не будет подавать сигналы обществу, тогда этот организм превратится в плохо управляемую марионетку. Церковь всегда должна делать акценты в жизни общества, которые должны быть принимаемы и государственными структурами, которые в данном контексте – соработники Церкви, и, конечно, обществом. Социальная работа Церкви состоит не только в том, что мы делаем в соответствии с представленными направлениями, но и в том, что мы подаем мощный сигнал обществу о том, что нельзя забывать нравственные ценности. Общество, лишенное этих ценностей, деградирует, разлагается и в итоге исчезает с лица земли…

Сегодня мы говорим об институтах семьи, о том, что надо вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования, не имея в виду того, что нужно запретить – часто это невозможно в силу разных причин, в том числе из-за медицинских показаний. Но никто из граждан Российской Федерации не обязан оплачивать убийство нерожденного ребенка из своего собственного бюджета. Во-первых, это противно человеку, во-вторых, существует огромный провал в демографическом состоянии нашей страны. Мы пока полностью не осознаем всей беды происходящего, успокаивая себя тем, что появляются какие-то социальные программы. На самом же деле, все это реакция беспомощности, мы не можем дать нашей стране здоровую нацию. Так происходит потому, что нет здоровой семьи, нет достаточной социальной помощи семьям, в том числе – многодетным. Нередко перед матерью-одиночкой, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, встает мучительный вопрос: рожать или делать аборт? Мы должны помочь ей.

Мы должны говорить об этой проблеме, насколько это возможно, и в органах государственной власти, и конкретно с женщинами, которые приходят в больницы, чтобы сделать аборт. Важно говорить с врачами, которые берут инструменты, чтобы убить нерожденного человека. В этом тоже состоит задача социального служения Церкви.

Также мы должны развивать сеть детских социальных учреждений. И мне очень хотелось бы, чтобы меня услышали представители высокой государственной власти: пожалуйста, помогайте Церкви в том, что она инициирует, например, в создании приютов, домов для престарелых. Хороший тому пример – реабилитационный центр, который удалось создать в Шахтинской епархии, мы хотим такой же построить в Ростове-на-Дону. Я думаю, что наша огромная страна в силах найти гектар земли, чтобы способствовать Церкви в оказании помощи другим людям. Мы можем дать людям не только крышу над головой, но и позаботиться об их жизни, о том, как они, в конце концов, эту жизнь закончат и перешагнуть тот порог, который мы все должны переступить.

Наша социальная забота должна касаться не только существующих проблем и вызовов, мы должны говорить о профилактике, например, в вопросах целостности семьи. У нас катастрофическое количество разводов, в том числе и церковных разводов. Практически каждый третий брак заканчивается разводом. Почему так происходит? Это нелюбовь друг к другу или что-то другое? На мой взгляд, это неготовность людей к семейной жизни, это пример распущенного образа жизни в СМИ, отсутствие внутрисемейного диалога, слабый голос Церкви, отсутствие социальной рекламы и воспитательной среды, слабая позиция школы… Распад семьи — это шрам на сердце супругов, и самое страшное, что это дети без отцов или матерей в неполноценных семьях. Так происходит не из-за того, что люди «не сошлись характером», а потому, что они не были воспитаны для создания семьи. В связи с этим перед Церковью и государственными органами стоит огромная задача – создать единую систему воспитания будущих отцов и матерей: это задача школы, Церкви и каждого православного человека. Мне, как священнику, страшно становится от того, что иногда люди относятся к своим детям хуже, чем звери к своему потомству. Дети лишаются всякой человеческой заботы. Безусловно, наша деятельность касается и работы с органами опеки. В силу разных причин, зачастую несущественных, детей изымают из семей – это огромная трагедия для ребенка и для родителей. Мы не должны оставаться в стороне, чтобы не произошло самое страшное, что может произойти – разрушение семьи. Мы должны делать это очень тактично, четко и взвешенно, поэтому в нашей деятельности должна присутствовать юридическая служба, которая поможет разобраться в этом.

Я хотел бы остановиться еще на двух вещах, которые важны для создания систематической работы. Во-первых, я обращаюсь ко всем сестрам милосердия и ко всем приходским социальным работникам: если мы не будем иметь единого базового понимания того, что мы делаем, наша работа будет разбалансирована. Поэтому Святейший Патриарх, Высший Церковный Совет и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли определение, что все социальные работники и помощники благочинных должны иметь базовое богословское образование в объеме полубакалавриата. Это может быть очное, заочное или дистанционное обучение, в течение двух лет люди изучают Священное Писание, а дальше проходит специализация: катехизическое, молодежное, миссионерское или социальное направление. То есть человеку рассказывается о тех формах и возможностях работы, которые проводит Церковь в направлении социального служения обществу. Это образование поможет вам правильно ориентироваться при работе с человеком – вы сможете найти для него правильные слова и необходимые примеры – и даст вам важные навыки работы при осуществлении социального служения.

Во-вторых, есть грантовые конкурсы, такие как «Православная инициатива», конкурсы президентских грантов, федеральные и региональные конкурсы. Получить бюджетные деньги под социальную программу – это существенная помощь для ее развития. Не бойтесь работать так, как предлагает нам современный мир, используйте возможности для успешной работы!

Я о многом сегодня сказал и позволю себе подытожить сказанное. Первое: мир должен слышать нравственный призыв Церкви – открытый призыв Церкви к благотворительности и социальной деятельности, обращенный ко всей полноте Русской Православной Церкви, в том числе – к инославным и к секулярным людям. Второе: необходимо создание внутри Церкви профессиональной системы социального служения и помощи. Третье: в рамках этой системы сотрудники приходов должны получать профильное богословское образование с компонентом социальной работы. Четвертое: расширение работы в вопросах получения и развитие системы получения различных грантов и их использование для социальной деятельности.

Но только Бог в этом может помочь нам. Когда мы совершаем все эти дела, нужно всегда просить Его благодатной помощи. Наших человеческих сил мало, а Его сила очень велика, и пусть она нам всем помогает.

Благодарю всех вас за ваши труды и внимание. Давайте вместе потрудимся для того, чтобы имя Божие в этом мире славилось, и, глядя на наши дела, люди могли сказать о великих делах Господа».